Вторая группа была представлена проектами не менее интересными и важными в развитии образовательного процесса не только той школы, которая реализует свою идею, но и для других ОО, желающих вступить в сетевое педагогическое сообщество.
Ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Дамбаева Б.Б., председатель экспертной группы, указала на то, что это лучшие из лучших проектов, которые смогли, преодолев все преграды, добраться до Забайкальского образовательного форума, чтобы здесь утвердить свой статус.
Первыми на презентационной площадке были представители МОУ «Хара-Шибирская СОШ им. Б. Мажиева» с проектом «Школьный агрокванториум как пространство профессионального самоопределения сельских школьников». Аграрное направление в школе реализуется с 1999 года. Однако сегодня в подготовке выпускников школа должна ориентироваться на технологии будущего, на Атлас будущих профессий. Поэтому школьный агрокванториум может выступить пространством профессионального самоопределения школьников. Это возможность дополнительного образования.
Благодаря агрокванториуму создается среда для ускоренного развития инженерных, исследовательских навыков, изобретательского мышления детей на основе проектной, командной деятельности.
Проект «Школьный образовательный сервис «Эко-центр»» был представлен МОУ «Агинская СОШ № 4» ГО «Поселок Агинское». Целью проекта стал переход на новый качественный уровень экологического образования: развитие экологической грамотности, экологической культуры. Было отмечено, что в процессе реализации проекта учащиеся 1-7 классов вместе с родителями готовят проекты. 8-9 классы посещают учебный курс «Проектная деятельность», 10-11 классы — «Индивидуальный проект». Ключевым событием в рамках реализации проекта выступил проведенный фестиваль экопроектов, где подводились итоги проектной деятельности, демонстрировались достижения предметных и метапредметных результатов.
МБОУ СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка г. Читы презентовала свой проект «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания (сетевое межкультурное пространство)». Особенностью этого проекта является то, что в школе есть все ресурсы для создания информационно-методического образовательного пространства как методической сети, как системы сетевого взаимодействия образовательных организаций языкового профиля. Реализация проекта школой была уже отмечена первой краевой тематической языковой конференцией, первым городским фонетическим конкурсом. Особое место, считают представители ОО, завоевал фестиваль французского языка, который объединил любителей этого языка из г. Читы и г. Краснокаменска.
Организация сетевой методической работы лингвистического направления, организация научно-практической лаборатории позволит максимально использовать имеющиеся ресурсы, в работе на любом уровне, в том числе на международном.
Тема взаимодействия образовательных организаций была подхвачена представителями МОУ «Кусочинская СОШ» Могойтуйского района проектом «Распределенные профессиональные сообщества как ресурс обогащения образовательного пространства школы». С 2011 года школа реализует проект «Образовательный холдинг», в рамках которого организовано межмуниципальное сотрудничество со школами Приононья Оловяннинского, Оноского, Агинского и Могойтуйского района. Безусловно, для сельских школ это сотрудничество значимо в плане ведения единой образовательной политики. В процессе презентации материала экспертами было замечено, что содержание деятельности проекта шире, чем заявлено в наименовании: в работе участвуют и социальные сообщества, например, казаки. Было предложено изменить название проекта.
«Талантливая школа: от вариантов выбора к персональной траектории развития» — это проект МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа № 2», девизом которого выступают слова о том, что «Каждый ребенок в чем-то талантлив, надо только создать условия, чтобы ему захотелось стать успешным». Сроки реализации проекта определены 2016-2019 гг. На первоначальном, по словам представителей ОО, этапе уже разработана методика диагностики склонностей и способностей детей и подростков, индивидуальные образовательные маршруты, портфель стратегических инициатив, кейсов – предложений образовательных услуг. Эксперты отметили актуальность проекта, но были уточнены некоторые моменты научно-понятийного аппарата. Кроме того, было предложено использовать сочетание «высокомотивированные дети» вместо «одаренные дети».
Проект «Языковой центр «Полиглотики» как механизм расширения полиязычного образовательного пространства» вновь обратил внимание экспертов на проблемы преподавания иностранных языков в сельской школе. С нескрываемым интересом все присутствующие слушали презентацию МБОУ «Амитхашинская СОШ» Агинского района. Мультиязычность и мультикультурность на современном этапе считаются важными качествами личности. Это не только свободное владение английским языком и знание второго иностранного языка, но и понимание национального и культурного контекста стран-партнеров.
С 1998 года школа получила статус школы с углубленным изучением английского языка. Задача центра расширить полиязычное пространство. Проект будет реализовываться в течение 4 лет, состоять из 3 этапов (подготовительный, основной и аналитический). Работа в подготовке документов нормативно-правового характера, методической документации уже началась в сентябре 2017 г.
Презентующими было отмечено, что для реализации проекта есть необходимые материально-технические условия. Однако немаловажным в продвижении и качественном развитии задуманного дела нужен лингафонный кабинет, повышение квалификации учителей. Предваряя вопрос экспертов об ожидаемых эффектах, представители ОО указали на повышение мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Возможно, не только у учащихся, но и родителей. Поскольку знание иностранного языка родителями уже половина успеха в обучении иностранному языку учащихся. В перспективе выход на международный уровень сотрудничества и стажировочные мероприятия в других странах. Обмен опытом.
Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, одной из которых является проектная технология. МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 3» предложила свой вариант работы в этом направлении через проект «Технология поддержки проектной инициативы учащихся как условие развития образовательного среды школы». Целью проекта является создание и обоснование алгоритма технологии поддержки и реализации проектных инициатив учащихся, которые направлены на обеспечение развития образовательной среды школы. Технология состоит из нескольких этапов: от стимулирования активности учащихся к анализу проблем внутри школы до реализации инициатив и отчета с представлением результата. В рамках реализации технологии на форуме школьных инициатив «Территория успеха» уже представлен 21 проект, 9 из которых стали лучшими и были профинансированы Фондом школы. Это и дизайнерский уголок в библиотеке «Детский уголок», «Цветочный рай» — зона для занятий ландшафтным дизайном, «Школьное телевидение», освещающее события в школе и другие интересные воплощения учащихся. На вопрос о возможных рисках в работе участники отметили выдвижение несовершенных проектов, невозможность их свершения.
Проектирование информационно-технических систем сегодня требует от специалиста высокого IT— мышления, изобретательности, креативности вплоть до проведения исследовательской работы. Проект МОУ «Судунтуйская СОШ» Агинского района «IT–LIFT как условие реализации научно-технического творчества учащихся, развития IT-мышления и монетизации IT-продуктов» призван устранить лакуны в модернизации обучающей среды школы в плане развития научно-технического творчества учащихся, формирования IT— мышления и дальнейшего способа монетизации IT— продуктов. Развитие проекта предполагает реализацию спецпроектов: 1) «IT-академия» — программа, программа, обучающая детей программированию на языках Scratch, C++ и продуктовому дизайну; 2) «IT—Start Hackathon» — Всероссийская программа, демонстрирующая способы монетизации IT— продуктов; 3) «ПрофПробы» — ориентация на научно-техническую область знаний, приближенная к реальным условиям выбора профиля.
Проект уже получил результаты: школа стала лауреатом Всероссийской выставки, победителем мини-гранта в рамках гражданского форума Забайкальского края по теме «Лаборатория робототехники в рамках проекта «Школьный технопарк» и всего 10 позиций эффектов и результатов. Данный проект ответит на поставленную руководством страны задачу инновационного технологического развития страны в подготовке высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров, начальным звеном которой является технологическое и естественно-научное образование подрастающего поколения в стенах школы.
Исходя из того, что современное законодательство в сфере образования определяет наличие фонда оценочных средств в образовательной организации обязательным, эффективное управление качеством образования в школе возможно лишь на основе применения корректных оценочных процедур, а корректность оценки определяется качеством измерительных материалов, надежностью процедур, достоверностью собираемой информации. МОУ «Гунэйская СОШ» своим проектом «Внутришкольная система оценки качества образования как фактор успешности школы в условиях реализации ФГОС» доказывает значимость фонда оценочных средств в процессе деятельности ОО. ФОСы школы базируются на использовании практико-ориентированных и комплексных заданий, сконструированных на контексте ситуаций жизненного характера и проверяющих сформированность целого комплекса умений. В задачи проекта включены работы по анализу ресурсов реализации проекта, совершенствовании нормативно-правовой базы внутришкольной системы оценки качества образования. На сегодня уже реализуется подготовительный этап проекта: подготовлен пакет нормативно-правовой базы ВСОКО.
Проект вызвал интерес у экспертов, так как ФОСы, действительно, играют важную роль в образовательном процессе. И динамика образовательного процесса на лицо: 1 место в районе по улучшению качества ОГЭ.
Защита проектов завершилась, но напутственные слова и пожелания авторитетных экспертов звучали и как «домашнее задание», и как стратегия для дальнейшего совершенствования проектов. Все проекты достойны внимания. Они, действительно, прожиты и прочувствованы презентующими их. Только так можно защитить свой продукт. Иначе не получится. Грамотность XXI века востребована в образовательных организациях.
Но небольшая ложка дегтя все-таки была добавлена в бочку с медом. Эксперты все единодушно отметили некую невнимательность в выборе наименований проектов, в смешении понятийного аппарата, отсутствия четкого мониторинга. Только четкость мониторинга ведет к качественности проекта. Пожелание было высказано и в сторону сохранения традиций, на которых зиждется все новое.
Конкурс закончен, и пришло время определить лучших из лучших. По заключению экспертной комиссии призовые места распределены следующим образом:
Гран-при — МОУ «Судунтуйская СОШ» с проектом «IT–LIFT как условие реализации научно-технического творчества учащихся, развития IT-мышления и монетизации IT-продуктов»
1 место – МОУ СОШ с. Тарбагатай П.-Забайкальского района с проектом «Проектно-матричная модель управления качеством образования, направленная на развитие проектно-сетевого взаимодействия в условиях информационной образовательной среды школы».;
2 место – МБОУ «Урда-Агинская СОШ им. Г.Ж. Цыбикова» с проектом «Сетевая муниципальная площадка как условие повышения качества профильного обучения в условиях малочисленных сельских школ»;
— МБОУ СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка г. Читы с проектом «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания (сетевое межкультурное пространство)».
3 место – МОУ «Гунэйская СОШ» с проектом «Внутришкольная система оценки качества образования как фактор успешности школы в условиях реализации ФГОС»
— МОУ «Агинская СОШ № 1» ГО «Поселок Агинское» с проектом «Ключевые компетенции 21 века: подходы к развитию и оценке»
Хочется пожелать успехов и новых образовательных проектов. Дерзайте, коллеги! Делайте образование лучшим и востребованным. Образованным быть модно!