На очный тур конкурса были допущены 13 общеобразовательных школ, принимали участие 11 (не явились МОУ СОШ п.Жирекен Чернышевского района и МБОУ Жетковская ООШ Балейского района).
Все представленные программы разработаны с одной целью — повышение качества образования, но механизмы ее достижения у каждой образовательной организации выбраны с учетом специфики школы, окружающего социума, запросов и возможностей обучающихся. Во всех школах разработке программ предшествовал всесторонний анализ условий осуществления образовательной деятельности и причин неуспешности учащихся.
Первыми программу повышения качества образования в МБОУ «СОШ № 52» г.Читы на период с 2016 г. по 2020 г. представила Коровина Л.В., директор школы. Достижение цели предполагается через разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; повышение профессиональной компетенции педагогов через разработку и реализацию школьной программы учительского роста; расширение взаимодействия школы с социальными партнерами (учреждениями дополнительного образования и профессионального образования, культуры, спорта, производственными предприятиями, бизнес – структурами).
В названии программы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ильдиканская средняя общеобразовательная школа» «Школа равных возможностей как социокультурный центр села» нашли отражение основные направления планируемых изменений: обеспечение равных стартовых возможностей обучающимся, поступающим в начальную школу; развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся на основе более широкого использования образовательных технологий; введение профильного обучения; расширение возможностей дополнительного образования детей.
МБОУ «Ононская средняя общеобразовательная школа» Оловяннинского района функционирует в неблагоприятных социальных условиях, что обусловило выбор направлений планируемых изменений для повышения эффективности деятельности. Обеспечение подготовки учащихся сельской школы к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире через обновление содержания образования и создание условий для формирования базовых нравственных ценностей через реализацию социальных проектов на базе школы заявлены в качестве основных решаемых задач в процессе реализации программы.
К тому же кластеру школ, функционирующих в социально неблагополучных условиях, относится основная общеобразовательная школа с. Южное Борзинского района. В основу ее программы положено создание школьной системы управления качеством образования (ШС УКО) через распределение функций и делегирование полномочий различным структурам образовательного учреждения в вопросах обеспечения и совершенствования качества образовательной деятельности.
Всесторонний анализ деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Читы позволил коллективу выделить несколько основных направлений в программе «Развитие внутреннего потенциала школы как фактор повышения качества образования» для повышения качества образования: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с современными требованиями; повышение учебной мотивации и развитие познавательного потенциала всех категорий обучающихся, как условие их готовности к успешному освоению (соответствующих) основных образовательных программ; создание условий для эффективной совместной деятельности педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнёров; совершенствование внутренней системы оценки качества образования школы в соответствии с современными требованиями.
В программе МБОУ СОШ №24 г. Читы также большое внимание уделено профессиональному развитию педагогов, созданию условий для обеспечения качества образования каждого из обучающихся и организации функционирования внутришкольной системе оценки качества образования. Основной целью перехода школы в эффективный режим функционирования определена успешность каждого выпускника.
Направления в Программе развития МОУ Хадабулакская СОШ на 2017-2020 г. «Школа для каждого — школа для всех» позволят преодолеть те затруднения, которые были выделены на подготовительном этапе ее разработки. Особо можно выделить разработку и реализацию школьной модели учительского роста, индивидуализацию обучения, реализацию обучающимися социальных, учебных, исследовательских проектов, сетевое взаимодействие школы и управленческих, педагогических объединений, организация взаимодействия школы, на условиях социального партнерства, с образовательными организациями — стажировочными площадками, учреждениями культуры, спорта, производственными коллективами, общественными организациями, работу с родителями, повышение информационной открытости школы.
В качестве одной из основных проблем коллектив средней общеобразовательной школы с. Нарын-Талача определил снижение количества выпускников основной школы, готовых к продолжению обучения на старшей ступени обучения. Механизм ее решения представлен в программе «Индивидуализация образовательной деятельности в старших классах сельской школы», в которой для учащихся предусматривается построение индивидуальной программы (траектории) развития с учетом их индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей; возможности выбора моделей своего дальнейшего образования; формирование компетентности проектирования, совершенствование умения планирования и организации своей учебной деятельности, стабильность успеваемости и рост качества. Результатом реализации этого станет повышение конкурентоспособности учеников в более широком спектре учебных предметов.
Нетрадиционный подход к разработке программы повышения качества образования продемонстрировала Челутайская средняя общеобразовательная школа Агинского района. Основным механизмом достижения качества образования определено повышение профессионального роста педагогов на основе использования форсайт-технологий. Для этого проведены форсайт-сессии для определения вектора профессионального роста, разработана дорожная карта профессионального роста учителей «ЧСОШ», сформирована модель профессионального роста, составлены индивидуальные образовательные траектории учителей, создана система мотивации профессионального роста (грантовая поддержка, балльно-рейтинговое стимулирование).
Проблемно-ориентированный анализ качества образования в школе (качество процесса, качество условий, качество результата), комплексная диагностика деятельности образовательной организации, самодиагностика уровня профессиональных затруднений педагога, диагностика мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфира позволили разработать Программу повышения качества образования МОУ СОШ № 92 г. Могоча Забайкальского края. Принятие определенных управленческих решений (создание временной группы по разработке дорожной карты по реализации мероприятий, разработка школьной программы повышения качества образования и модели учительского роста, организация работы по вовлечению учителей школы в деятельность педагогических сообществ, организация повышения квалификации и стажировок для педагогического коллектива школы, участие в вебинарах различного уровня, научно-практических конференциях, семинарах и т.д., проведение мониторинговых исследованиях качества преподавания, качества управления, качества школьной среды, качества результатов обучения.) помогли определиться с основными направлениями деятельности по повышению качества образования.
Программа перехода МОУ СОШ с.Беклемишево в эффективный режим деятельности на 2017-2020 гг. отражает особенности школы, функционирующей в условиях агротехнологического образования. Одной из причин низких результатов обучения коллектив видит в наличии преимущественного контингента детей из семей с низким социально- экономическим статусом, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для достижения цели разработаны программа мотивации учебной деятельности у школьников, модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся, обеспечивающая доступность качественного образования с учётом современных социально-экономических условий региона, запросов личности, общества и государства, разработан механизм повышения профессионального и творческого потенциала педагогических работников образовательного учреждения, внесены коррективы в систему стимулирования педагогов, построена и апробируется модель управления качеством образования в школе на основе образовательного мониторинга, проводится отслеживание результативности реализации Программы, родительская общественность включена в процесс сопровождение обучающихся, расширяется общественное участие в управлении школой.
Во всех представленных программах авторы обращают особое внимание на профессиональное развитие педагогов, что должно стать основой для повышения качества образования.
Аналитик: Кузьмина С.В., доцент кафедры образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края.