15 декабря 2017 г. в рамках Забайкальского краевого образовательного форума прошел очный этап краевого конкурса «Инноватика в общем образовании».
В работе конкурсной площадки приняли участие более 30 человек. В состав экспертной группы вошли:
Ли С.М., директор ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар» Забайкальского края, председатель
Портнова Л.К., зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края, к.пс.н., секретарь
Швец И.Г., начальник отдела надзора и контроля управления лицензирования, государственной аккредитации, надзора и контроля Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Зволейко Е.В., зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО ЗабГУ, д.п.н.
Батоболотова А.Д., ст. преподаватель АИПК
В номинации «Образование детей с ОВЗ, детей с инвалидностью» было представлено 9 проектов.
МБОУ СОШ № 11 г. Читы
Нуштаева Ольга Викторовна, ЗДВР, Янченко Наталья Ивановна, ЗДУВР с проектом «Медиативные технологии в инклюзивной среде общеобразовательной школы».
Медиация, как деятельность по разрешению различных конфликтов, довольно инновационный подход для инклюзивной системы образования. Данный подход позволит, по мнению авторов проекта, разрешать споры и конфликтные ситуации в различных сферах деятельности, которые находят свое отражение в психолого-педагогической деятельности.
2. МАОУ «Улётовская СОШ»
Тюрикова Мария Григорьевна, педагог-дефектолог, Василец Оксана Александровна, педагог-психолог с проектом «Клуб для родителей детей с ОВЗ «Горячие сердца». Клуб работает на базе школы с сентября 2016 года. Он дает возможность родителям детей с ОВЗ расширять контакт с социумом: родители получают возможность общаться друг с другом, с педагогами и руководителями проекта, совместно с детьми принимают участие в подготовке и проведении мероприятий. Ребята-волонтеры активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий, оказывают помощь детям с ОВЗ при социализации и адаптации в школе.
3. ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», Борискина Галина Георгиевна с проектом «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка».
Уроки, которые проводит учитель в дистанционном формате, строятся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и на основе системно-деятельностного подхода, при этом главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности ученика с ОВЗ. Учитель с успехом применяет авторские тренажеры, анимацию, интерактивные таблички, которые способствуют физической и эмоционально-волевой активности детей с ОВЗ во время урока. Авторские материалы разработаны таким образом, что их можно использовать и в дистанционной и в общеобразовательной школе, что уже оценили учителя Забайкальского края.
4. МОУ СОШ № 20 г. Читы Смолянская Л.Н., Кирильчук С.Н., Тюминчуа Н.П., Гуляева Н.С. с проектом «Семейный клуб как форма психологической и социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Семейный клуб – это своеобразная группа взаимопомощи, объединенная общей жизненной проблемой. В этой группе дети, родители могут обмениваться информацией, опытом, эмоциональной поддержкой и ресурсами. Благодаря участию в работе клуба семьи, воспитывающие детей-инвалидов, воспринимают учреждение как образовательный центр, место общения, психологического просвещения, отдыха и интересного проведения досуга.
5. МБОУ СОШ № 19 г. Читы Денисенко Г.В., Тюменцева Е.А., Игнатьева М.И., Савва А.И., Булгакова И.П. с проектом «Школа, открытая для всех».
Инклюзивное образование подразумевает кропотливую работу всего педагогического коллектива школы, который должен учитывать потребности и возможности каждого ребенка. Обеспечивая права таких детей на равное образование педагогический коллектив школы пришел к необходимости изменения системы образования детей с особыми образовательными потребностями. Проект «Школа, открытая для всех»» по организации инклюзивного образовательного пространства в МБОУ СОШ № 19 г. Читы предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Для отслеживания результатов работы службы сопровождения педагоги ведут мониторинг.
6. МКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 10» г. Краснокаменска Киселёва Светлана Александровна с проектом «Организация здоровьесберегающего пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством создания ресурсных классов в МКОУ СКОШ № 10 г. Краснокаменска Забайкальского края»
Команда специалистов школы работает с детьми, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость, а также ТМНР. В настоящее время в учреждении созданы ресурсные классы для детей с ТМНР. Все силы педагогического коллектива направлены на создание доступной среды для детей этих нозологий. Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья включен в образовательный процесс и находится под пристальным вниманием педагогов.
7. МКОУ СКОШ № 10 г. Краснокаменска, Шульгина Евгения Владимировна, педагог-психолог, Авезова Анна Александровна, педагог-дефектолог с проектом «Психологическое сопровождение реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития — как фактор сенсорного развития»
Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Психологи участвуют в разработке СИПР, оказывают адресную помощь семьям, имеющим таких детей.
8. МОУ «Новоорловская СОШ» Агинского района Овчинникова Елена Валентиновна с проектом «Поверь в себя!» «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве школы»
Анализ работы школьной команды педагогов (узких специалистов и учителей), работающих в коррекционно-развивающем направлении, показывает положительную динамику в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У школьников формируются навыки социализации, значительно улучшается успеваемость, повышается самоконтроль и ответственное отношение к учебе. По окончании школы часть учеников продолжает обучение в ПУ, что дает возможность в дальнейшем успешно трудоустроиться. Опыт работы учителя обобщают в методических рекомендациях.
9. МОУ «Агинская СОШ № 4» Агинского района Доржиева Жанна Батожаргаловна, зам. директора по НМР, Бадмацыренова Ханда Сергеевна, зам. директора по УВР с проектом «Школа для каждого».
В рамках проекта в школе осуществляется активная работа для включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдается тенденция прироста детей с ОВЗ в начальной школе. В основной массе дети приходят в школу, не получая ранее специальную помощь в образовании, что увеличивает отставание в развитии таких детей по сравнению со сверстниками. Деятельность педагогического коллектива школы направлена на организацию благоприятной адаптационной среды.
В конце каждого выступления участникам были заданы вопросы. Эксперты обратили внимание на разнообразную тематику предложенных проектов, отметив их актуальность и практическую значимость, а также высказали свое мнение и пожелания участникам.
В заключение конкурсного дня экспертная комиссия определила победителей:
1 место — ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» Борискина Галина Георгиевна — «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка».
2 место — МКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 10» г. Краснокаменска Киселёва Светлана Александровна — «Организация здоровьесберегающего пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством создания ресурсных классов в МКОУ СКОШ № 10 г. Краснокаменска Забайкальского края».
3 место — МОУ «Новоорловская СОШ» Агинского района Овчинникова Елена Валентиновна — «Поверь в себя!» «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве школы»
Аналитик: Кутырева Е.Ю.,
методист кафедры психологии
и коррекционной педагогики
ИРО Забайкальского края