Номинация «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение обучающихся и воспитанников»

В начале мероприятия приветствие прозвучало от имени Швец Н.В. — гл. специалиста отдела воспитания, дополнительного образования МО, науки и молодежной политики Забайкальского края, председателя жюри, которая отметила важность и необходимость психолого-педагогической службы для образовательной системы Заб. края.

 Первая представила свой проект Кутенкова Анна Викторовна — педагог дополнительного образования МБОУ до «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» г.Читы, который назывался «Технология тьюторского сопровождения в социально-педагогической деятельности МБОУ «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» г.Читы», которая отметила, что проект начался с социологического опроса, в результате было выявлена слабость внутрисемейных связей, непоследовательность в воспитании. Таким образом, выявилась проблема: «отсутствия внутри семейных связей», преодоление которой легло в основу данного проекта. Цель проекта: «формирование позитивного рефлексивного опыта общения и жизнедеятельности через создание дружественной, позитивной, благоприятной среды для воспитанников ЦДЮТиК»

Одними из наиболее главных задач проекта являются:

устранение негативных влияний социума на внутрисемейные связи; развитие семейного краеведения; развитие социально-значимой и патриотической деятельности воспитанников центра др.

ходе реализации проекта, как отметила выступающая, были реализованы модули, разработанной программы: «Личностный», основу которого составляют создание индивидуальной образовательной траектории развития личности воспитанников, где происходит диагностика уровня развития ребенка.

Модуль «Семейное краеведение» способствует развитию внутрисемейных связей.

Модуль «Общественно-значимая деятельность», где происходит укрепление общения членов семей через общественно-значимую деятельность.

В результате проекта были разработаны соответствующие задачам проекта результаты.

После защиты проекта выступающей были заданы вопросы: 1. «Как вы диагностируете результаты проекта?»

Ответ выступающего на первый вопрос последовал уверенно и четко: «Есть социальные эффекты, которые показывает проект, это социальная активность детей и родителей, их слаженность и некоторая внутрисемейное взаимопонимание»

2. Где вы еще выступали с результатами проекта? Ответ: «Только внутри своего учреждения».

Второй проект педагога-психолога Петуниной Надежды Владимировны из «Центра развития ребенка — детский сад «№ 70 г.Читы с проектом «Тканевый конструктор как культурная практика вразвитии самостоятельности и инициативы дошкольников» был направлен на реализацию социального заказа государства по развитию самостоятельности и инициативы дошкольников. Выявленная проблема «Подмена действий ребенка активностью взрослого», решение которой легло в. Тканевый конструкций — набор шифоновых полотнищ, из которых дети делают различные композиции.

Презентация проекта содержала цель проекта — это «использоваие возможности тканевого конструктора для развития инициативы ребенка». Девизом проекта разработчики выбрали призыв: «Все открытия дети делают сами!»

Выступающая также отметила, что в реализации проектных мероприятий была задействована группа из 30 детей. На слайдах презентации были продемонстрированы ожидаемые результаты, план мероприятий проекта и его социальные эффекты. Проведение занятий с применением тканевого конструктора, по мнению разработчиков, будут способствовать развитие творческих познавательных способностей детей, становлению инициативы и самостоятельности воспитанников учреждения. А составление различных композиций, украшающих стены учреждения, улучшат эстетический вид и накопят копилку дидактических материалов для развивающих занятий. Представлена смета проекта. В основу различных тканевых композиций легли сказки народов мира.

Проект был разбит на Блоки, отличающиеся различными видами деятельности воспитанников. Так блок «Волшебные часы», по мнению автора проекта, способствовал умению договариваться.

Члены авторитетного жюри задали выступающему следующие вопросы:

Как часто проводятся занятия с детьми?

Почему в ожидаемых результатах нет количественных показателей? Выступающая аргументировано на них ответила.

Также экспертами были высказаны замечания: Задачи должны быть соотнесены с результатами проекта.

Следующий разработчик проекта — Игнатьева Мария Игоревна — педагог-психолог «СОШ № 19 г.Читы» представила проект «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра». Проблема социальной адаптации таких детей привлекла к созданию данного проекта. В школе № 19 г.Читы была создана образовательно-воспитательная среда, которая способствовала сопровождению таких детей в учебной и внеучебной деятельности. По мнению руководителя проекта и выступающего для успешной работы с детьми, имеющими ограниченные способности здоровья должны быть в наличии множество специалистов, которые уже есть в наличии в школе. Однако, недостаточно развита материальная база, однако, многое оборудование для детей с ОВЗ уже приобретено, но есть проблемы в приобретении специального оборудования. Коллектив пытается решить многие моменты неудобства детей, например, создана непроходимая зона в столовой, имеет сухой бассейн и комната релаксации. Единство всех участников образ. процесса — залог успеха коллектива. Создается коррекционно-образовательной пространство, разработан индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Выступающий отметила социальные эффекты проекта: социализация детей., интеграция детей, и медико-социальная помощь детям с ОВЗ, оказываемая с помощью приобретенного оборудования. Педагоги проходят курсы повышения квалификации учителей в ИРО Забайкальского края.

Автором проекта были продемонстрированы видио-ролики, свидетельствующее о результатах проекта, где обучающиеся демонстрировали определенные виды деятельности, способствующие развитию детей.

Члены конкурсного жюри задали вопросы: «Как относятся родители к вашим идеям?»

Разработчик проекта ответила, что родители составляют с педагогом индивидуальный образовательный маршрут, первое знакомство происходит с ними уже в августе, родители привлекаются к различным мероприятиям, на которые они охотно откликаются.

На вопрос: «С какого времени начал реализовываться проект?», был дан ответ: «Уже три года». «Сколько таких детей у вас в школе?», последовал ответ: » около 10″.

На все вопросы педагог уверенно отвечала, используя методологические аспекты своего проекта.

Третьим разработчиком проекта и выступающим со своей презентацией оказалась Леского Дарья Андреевна с проектом «Лэпбук как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

 

Лэпбук — средство повышения познавательной активности детей. Это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Разработчики проекта взяли его как механизм развития личностных качеств и психических процессов воспитанников образовательного учреждения.

Проект уже прошел уже в своей реализации первый этап — подготовительный, когда была изучена литература по данному проекту. На втором этапе — практическомпроисходит реализация идей «Творческой мастерской», где дети готовят так называемые «лэпбуки» на различную тематику, что способствовало развитию целевой аудитории проектного задания.

Замечания со стороны членов экспертного жюри были следующими: «Результаты проекта были написаны как задачи проекта, о чем было замечено всем выступающим — обратить на это внимание».

Следующий проект представила Попова Александра Александровна — педагог-психолог МБОУ СОШ №19 г.Читы, которая осуществляет в соей образовательной организации психолого-педагогическую поддержку детей с агрессивным поведением. Её проект так и назывался: «Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ, профилактика и коррекция агрессивного поведения», который направлен на психо-коррекционные мероприятия агрессивности детей.

Выступающая продемонстрировала цель проекта как снижение проявления в поведении детей агрессивности.

В проектных мероприятиях были задействованы: игры для снятия эмоционального поведения, методы раскрашивания на уроках изобразительного искусства, разучивание народных песен для снятия эмоционального и мышечного напряжения. «Эмоциональная насыщенность таких занятий велика, в результате : импульсивное поведение гасится, что благотворно влияет на психику ребенка.

В ходе ответов на поставленные вопросы, педагог отметила, что в педагогической практике уже есть приемы физкультминуток и психологических специфических и неспецифических способов преодоления агрессивности, релаксационные тренинги, что нами и используется.

Черепанова Елена Петровна спросила о проявлении новизны в данном проектном предложении. Последовал ответ, что можно согласиться, что особо здесь выделить этот признак проекта нельзя, однако, проект был обусловлен практической значимостью и поэтому представлен на конкурс.

Винник Наталья Борисовна уточнила: «В программу школы ваш проект включен?»Последовал ответ, что «Да, безусловно».

Жапова Х.Б. хотела узнать:»Есть ли положительная динамика проекта?», на что был продемонстрирован слайд о результатах проекта.

5. Балданова Баира Бальжинимаевна — следующий выступающий с проектом «Семейный клуб как модель партнерства семьи и школы», которая в своем выступлении обратила внимание присутствующих на то, что идея проекта возникла с целью воспитания партнерства и взаимодействия членов семьи, школы для сохранения здоровья. обучающихся.

Задачи проекта составили насущные мероприятия для реализации цели деятельности.

В основу проекта положена коллективно-творческая деятельность детей и родителей, работников школы.

Выступающая обратила внимание, что встречи происходят один раз в месяц (совместная деятельность позволит найти пути сотрудничества с родителями через семейный клуб).Педагоги уже удовлетворены от общения с родителями.

Борисова Юлия Сергеевна — воспитатель детского сада № 3 г.Читы представила проект «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через возможности квест-технологии», где квест-технологии легла в основу реализации проекта.

По мнению автора проектного задания у воспитанников детского сада происходит развитие коммуникативных навыков, познавательных возможностей воспитанников, улучшается взаимоотношения с родителями. Познавательное развитие и явилось здесь — целью проекта. Выступающая обратила внимание присутствующих на то, что педагогами для родителей была выдвинута задача: как можно больше вовлекаться в образовательный процесс. Тем самым происходит совершенствование предметно-образовательной среды. Были доведены до сведения экспертов алгоритмы проведения квест-игры и этапы реализации проекта.

Вопросы были заданы следующего характера:

1. Вы предполагали какой-то конкретный квест? Расскажите об одном из них.

2. В чем особенность технологии?

Проект «Школа лидерства» был разработан Бабинской Софьей Николаевной, педагогом-психологом, воспитывающим лидерские качества в воспитанниках МБУ ДО «Детский оздоровительный центр юношеский туризма и краеведения. Педагог довела до сведения компетентного жюри мысль о том, что в ходе реализации проекта была создана школа лидерства, где воспитывается умения: целеполагания, планирования, воспитания волевых качеств, общественной активности и т.д

Разработчик проекта показала одну из методик работы с детьми с аудиторией.

Возможности проекта были представлены в деятельностной форме — это неформальное общение, креативные занятия, тренинги, квест-технологии, отчетные мероприятия и т.д. Угрозы, выделенные автором прозвучали как сложность с выездом на природу, загруженность подростков в учебной деятельности и максимальный охват детей. В ходе реализации проектных задач используются квест-технологии, экскурсии, тем самым, по мнению автора проекта, воспитываются лидерские качества.

Следящей выступающей стала Хохлова Валентина Михайловна — социальный педагог представила проект «Клуб добрых дел» из с.Заречный Нерчинского района, которая отметила социальную инфантильность современных школьников. По словам разработчика проекта «целью проекта является: желание воспитать в ребенке личность, приобщить к социально-значимым практикам.» Накоплен опыт данной работы уже и в селе и в школе. Активные педагоги, родители и учащиеся — участники проекта. Воплощаются в жизнь творческие и общественные идеи проекта. Проект является мало затратным. План реализации проекта осуществляется через некоторые направления: «кто, если не я?», «Подари вторую жизнь книге», «Школьный двор» и др.

Проект способствует реализации социально-значимых качеств, прохождению различных акций, мини-проектов, творческому преобразованию объектов социального пользования (авт. остановки, сельский пляж, пришкольный участок и т.д.)

Таким образом, единичные проекты добрых дел постоянно реализовываются в рамках этого мероприятия. К выступающему были поставлены вопросы: 1. Сколько детей задействуются в данном проекте? 2. Каким образом оформляется членство в клубе? 3. Насколько престижно быть членом клуба? На все вопросы разработчик проекта ответила положительно, аргументировано, заинтересованно в результатах конкурсного выступления.

И в конце мероприятия выступила Кондратьева Наталья Сергеевна — педагог Уруленгуйской школы Приаргунского р-на «Радуга успеха — так назван проект, которая направила свой проект на социально неадаптированных детей и детей с девиантным поведением. Дети с ОВЗ также являются участниками проекта, — отметила выступающая.

Цель проекта: адаптация и социализация личности обучающихся.Реализация проекта происходит в соответствии с планом мероприятий и выдвинутыми задачами. Обещание «Будем проводить семинары и практикумы для педагогов, психогимнастику, арт-терапию и эффективные способы работы с родителями» — звучали у выступающего как посыл на будущее.

«Практические навыки проекта будут отрабатываться на 15 воспитанниках, которые на первом этапе будут продиагносцырованы, будет создан клуб для родителей, где важным моментом отмечено выступающим, будут происходить обучающие семинары для педагогов. На психолого-педагогическом и медико-социальном этапе реализации проекта будет происходить взаимодействие воспитанников со специалистами различных социальных служб» — заметила автор проекта.

Члены жюри отметили, недостаточную проработанность проектных задач, однако, отметили практическую направленность целей проекта.

В данной номинации победителями были выявлены следующие авторы проекта:

1 место: Игнатьева Марина Игоревна — педагог-психолог СОШ № 19 г.ЧИТЫ;

2 место: Петунина Надежда Владимировна — педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребёнка детского сада № 70 г. Читы»

3 место: Хохлова Валентина Михайловна — социальный педагог МБОУ СОШ с. Заречный Нерчинского р-на.

Аналитик: Романюк Л.Б. — ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края