Дискуссионная площадка «Какой должна быть эффективная школа?»

В рамках Забайкальского образовательного форума 2018 г. 4 декабря проходила дискуссионная площадка «Какой должна быть эффективная школа?» В работе площадки принимали участие директора, заместители директоров и учителя школ Забайкальского края. Открыла дискуссионную площадку заведующая кафедрой образовательного менеджмента Института развития образования Забайкальского края Порш Л.А. В своем выступлении она отметила, что существует несколько групп факторов, влияющих на эффективность работы современной школы и предложила участникам секции высказать свое мнение относительно их первостепенности.

В частности, к первой группе факторов относятся факторы, связанные с образовательными ресурсами учащихся (образование родителей, наличие персонального компьютера, наличие домашней библиотеки, наличие отдельной комнаты для ребенка)

Вторая группа факторов связана с образовательной организацией (расположение школы, образовательные запросы родителей, педагогический климат, культуросообразность, полноценное материально – техническое оснащение, внутришкольный контроль)

К третьей группе факторов относятся факторы, связанные с характеристиками учителей и учебной деятельностью (возраст учителей, отношение к преподаванию, учебная деятельность).

В ответ на пожелание модераторов секции выделить основные факторы в каждой группе участники высказали следующее мнение:

  1. По первой группе факторов основным были выделен фактор образования родителей (Вершино – Шахтаминская СОШ, Забайкальская СОШ № 2, Нижне – Цасучейская СОШ). Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве случаев низкий уровень образования родителей влияет на уровень образования их детей, они, имея пример своих родителей, не имеют желания поступать в высшие и средние учебные заведения. Второе место заняли факторы наличия персональных компьютеров и домашней библиотеки, тогда как значимость влияния фактора наличия отдельной комнаты у ребенка была расценена отрицательно (отмечалось, что имея свою комнату, ребенок менее контролируем, хуже выполняет домашние задания).

Также по данной группе факторов была отмечена важность такого фактора, как воспитанность родителя (СОШ № 47, г. Чита), воспитанный родитель лучше понимает своего ребенка, легче контактирует с учителями; уклад жизни определенной семьи, социально – экономическая ситуация в семье.

  1. По второй группе факторов присутствующие отметили важность таких факторов как материально – техническое обеспечение, внутришкольный контроль, педагогический климат, влияние директора. Участники высказали мнение, что только слаженно работающий коллектив может достичь определенных положительных результатов в своей деятельности. Также немаловажна эффективная работа завучей (Улетовская СОШ).
  2. По третьей группе факторов была отмечена важность отношения учителей к преподавательской деятельности. Ведь учитель может быть молодым специалистом, но не иметь желания повышать свою квалификацию, качественно работать, тогда как его коллега – «стажист», напротив, «горит» в работе, реализует различные проекты и идеи.

Также участники высказали мнение по поводу важности увеличения количества учителей-мужчин в школах, подчеркивая оптимальность соотношения 70 (учителя – мужчины) к 30 (учителя –женщины).

В заключение работы площадки было высказано мнение, что на эффективное функционирование школы должны влиять в той или иной степени все вышеобозначенные факторы. Такая школа позволит ребенку, нынешнему ученику, получить шанс на успешную полноценную жизнь в будущем.

Медведева Н.В. – методист кафедры образовательного менеджмента   ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»