Педагогическое кредо

Эссе «Призвание быть классным руководителем!»

        Еще с детства я мечтала стать учителем математики. Считала, что в школе работают только самые cтрогие, ответственные, добрые и удивительные люди. Мне повезло, что я с рождения представитель уважаемой в округе и крае педагогической династии Бабуевых- Дондоковых, стаж которой насчитывает 227 лет! Основатель династии моя бабушка – Ципилма Бабуевна Бабуева, учитель начальных классов. Она стала для меня источником мудрости, откуда я черпала знания о народной педагогике. Помню, как она вдохновенно рассказывала нам, своим внукам, бурятские народные сказки, в которых отразилась народная мудрость: глубокое почитание предков, любовь и привязанность к родному очагу, безграничное уважение к учителям. Моя мама Сентябрина Базаржаповна многое знает о воспитании, недаром она занесена в энциклопедию «Лучшие люди России», до сих пор выпускники школы идут к ней за советом. А легенда о родном крае моего прадеда Дондока заинтересовала ученых, и ее опубликовали в сборнике «Небесная Дева Лебедь». Идеи патриотизма прививаются в нашей семье, в нашем роду с пеленок.
       Нужно мне многое знать, а в наше время надо быть с искусственным интеллектом на «ты». И я учусь. Учусь всё время, всегда, везде. И мне нравится учиться. Ведь, как сказал Лао-Цзы, «кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен», поэтому я стараюсь применять знания, которые я получила на курсах «Быстрый старт в искусственный интеллект», «Эпоха цифрового развития: основы цифровой трансформации», на практике.
        Я – учитель, обрела не просто работу, а своё вдохновение. Именно слова великих ученых Д. Ушинского, В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, Ж. Тумунова стали ориентиром на пути педагога, классного руководителя, стали основой моей педагогической философии. Ещё со студенческих времён учебы в Забайкальском государственном университете мне запомнились слова учителя-гуманиста, Ш. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Ребёнок всегда остаётся ребёнком, для них важным условием обучения является душевность общения и восприятие его как личности. Только потом ко мне пришло время осознания, что все народы – великие педагоги. До сих пор зачитываюсь книгой «Этнопедагогика агинских бурят» нашего великого ученого-педагога Жигжит Тумунова. Из этнопедагогики я почерпнула мысль, что «нравственность – стержневое качество личности».

     А какова моя миссия классного руководителя, мое предназначение? Я не просто учитель, я, прежде всего, воспитатель, которому отведена особая роль в духовном и социальном становлении ребят. Моя миссия – понять каждого, дать по возможности совет, научить отличать добро от зла. Помочь своим воспитанникам найти себя в нашем непростом мире, закалить их волю и характер, стать сильнее, благороднее – в этом я вижу главные задачи современного классного руководителя.

    Понимаю всю ответственность своей миссии – я должна вырастить детей подготовить их к большой жизни. Но ребёнок уже живет… Отсюда и принцип, который явился стержнем моей работы: развивать и воспитывать в ребёнке жизнь. Сократ сравнивал учителя с волшебной, кристально чистой дождевой каплей. Действительно, как дождь помогает прорасти каждому зерну, так и моя цель, как классного руководителя – развивать способности каждого ученика. Считаю, что каждый ребенок — способный. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности, а может быть, и талант, помочь выбрать им верную дорогу в жизни.

        А что можно изменить в каждом ребёнке? Можно ли вообще что-то изменить в ребёнке, который уже стал в школьном возрасте, определенной личностью? Как мне подсказывает ФГОС СОО, изменить невозможно – индивидуальность, то что человеку дано от природы его предками, изменению подлежат только личностные качества, которые лучше всего формируется классным коллективом. Я понимаю, что это потребует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства.

        Я хорошо помню 1 сентября 2017 года. Начался не только новый учебный год, а новая веха моей жизни, потому что я – классный руководитель пятого класса. Это значит, что нужно начинать с чистого листа. И это прекрасно! Профессия учителя дает шанс еще раз пройти по пути взросления вместе с моими ребятами. Широко раскрытые, озорные и веселые глаза смотрят на меня внимательно, можно сказать, оценивающе. Но самое главное в этих глазах – безграничное доверие. Как важно оправдать его! На помощь приходит интуиция, что нужно идти именно так. Ну а с опытом приходит уверенность в том, что идешь правильно.

      Вот уже седьмой год мы вместе. Я не только учу ребят математике, честности и порядочности, открытости и воспитанности, но и учусь у них. Каждый день, каждую минуту дети ждут от учителя понимания, сочувствия, душевной теплоты. Мы учим и учимся сами. Вместе мы переходим из класса в класс, решаем большие и маленькие проблемы. Вместе, «рука об руку», познаем окружающий мир, радуемся победам и огорчаемся неудачам. Я рада, что именно со мной они спешат поделиться первыми «взрослыми» секретами и детскими обидами. Конечно, не всё так гладко. Но я точно знаю, что мы переживем неудачи, отправимся в большой мир уверенными, ощущая поддержку своих родителей.
И я уже твёрдо уверена, что учитель – это не профессия, а призвание. А для того, чтобы стать Учителем, а тем более Классным Руководителем с большой буквы, необходимо признание детей.

         Школа полного дня, МАОУ «Дульдургинская СОШ No2» – это удивительный мир, где каждый день не похож на предыдущий; где каждый день — это поиск чего-то нового и интересного, где нет времени скучать, где каждый ученик – это строитель будущего. Изучая каждого, я нахожу в нем что-то индивидуальное: у Алины – добропорядочность, у Насти — искренность, Буды — любознательность, у Зоригто – креативность, Санжайлы — доброту. Мои ученики все разные. Всем им нужно создать условия, чтобы они были здоровыми, сильными, физически и духовно прекрасными.
За время работы в школе поняла, что в работе с детьми важны не только наблюдение, слово, дело. Понимаю, что в воспитании самый действенный метод — личный пример. Стремление открывать новое, умение удивляться воспитываю и в своих детях. Поездки по Агинскому Бурятскому округу, Забайкальскому краю, походы учат их дружить, быть самостоятельными, помогать товарищам, делиться порой последним, и тут, безусловно, проявляются лучшие качества детей.
          Cчитаю, что тем, что ты любишь, можешь заинтересовать своих учеников. Моя задача – поддержать этот интерес своим примером.

         Доржиева Санжайла рассказывает: «Я с Дари выбрала проект «Баргай наадан». Мне нравится эта игра. С Даримой Дашицыреновной всегда можно посоветоваться по любым вопросам, она открывает нам окно в яркий мир, где нет места скуке, тоске и плохому настроению! Выбирая себе тему проекта, мы не боимся пробовать незнакомое, экспериментировать и открывать в себе новые грани. Она всегда нам говорит, что увлечения делают жизнь насыщеннее, увлекательнее, ярче и счастливее, а также, что именно увлечение наполняет жизнь смыслом, раскрашивая её яркими красками. Увлечения могут быть любыми, самое важное в них то, что они делают нашу жизнь насыщенней и увлекательней. Мы знаем, что Дарима Дашицыреновна — очень строгий учитель математики (она наш
учитель математики), преподает экономику и финансовую грамотность, на «ты» с информатикой и физикой, играет на пианино, увлекается волейболом, легкой атлетикой, хорошо рисует, любит танцевать народные и современные эстрадные танцы, любит читать серьезные книги, печет вкусные пиццы… С ней никогда не скучно! У нас много идей и общих планов. Мы любим её, и очень благодарны Дариме Дашицыреновне».

      Такие слова не могут не порадовать меня, классного руководителя. Воспитывая их, я изменяюсь сама. Я научилась принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других и требовательней к себе. Я получаю огромное удовольствие от общения с ними, с моими учениками. Главное, личным примером научить ребенка любить этот мир, быть жизнерадостным, порядочным, с теплотой относиться к другим, с юмором к собственным неудачам и верить в свою мечту.
       Я люблю школу за ощущение новизны, неповторимости каждого дня. В суете дней учителям некогда стареть. Ведь, как сказал Я. А. Каменский, «наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». А ещё, считаю я, самая важная и ответственная, так как от качества нашей работы зависит судьба ребенка, то есть от того, насколько проникнем мы в детское сердечко, раскроем человеческую душу, зависит и то, кем ребёнок станет в будущем. Я чувствую, что моя жизнь сливается с жизнью нашей школы, моего родного педагогического коллектива, я живу жизнью детей.
      Я — учитель, и это звучит для меня гордо! Но дети ценят педагогов за человечность и мастерство. Заканчиваются уроки у моих воспитанников, они не сразу уходят домой, а прибегают ко мне и делятся своими впечатлениями, идеями, успехами. И так каждый день. В эти минуты моя душа поет. Значит, день был прожит не напрасно, значит, ты сделал что-то важное, может быть, кому-то помог.
        Я вижу счастливые глаза ребят, заинтересованных, увлеченных и спрашивающих, когда мы встретимся снова. И хотя бы ради таких моментов стоило стать Учителем и Классным руководителем.
Как классный руководитель, я в пути. Возможно, будут ещё проблемы и бессонные ночи. Но я считаю, что всё это разрешимо.
      Быть классным руководителем – призвание. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель.
     Особое призвание классного руководителя — «разжигать огонь» в юных душах, а мое жизненное кредо: «Через тернии к звездам!»