ЭССЕ
Педагога дополнительного образования
Цыренжаповой Марины Лыксыковны
Что значит для меня слова «Сердце отдаю детям»? Я часто задаю себе вопрос, каким должен быть педагог дополнительного образования? Быть добрым — эта черта характерна многим, быть справедливым и честным — это присуще не только педагогам. Думаю, необходимо помнить о том, что настоящий педагог должен просто по-матерински любить каждого ребенка. И я согласна со словами Льва Толстого… «Если педагог соединяет в себе любовь к ребёнку и к делу, он – совершенный педагог». На любви к детям строится вся система взаимоотношений между педагогом и ребенком.
Развитие современного ребёнка – это сложный многогранный процесс, он требует поиска новых педагогических подходов, нового педагогического мышления. Чтобы говорить о формировании у детей навыков 21 века, в первую очередь определила перечень навыков: трудовая этика, позитивное отношение, коммуникативные, разрешения проблем, работы в команде, уверенность в себе, смелость.
Сверхзадачей любого педагога является: помимо обучения ребенка нужно подготовить его к дальнейшей жизни и успешной реализации своих целей. Все закладывается в детстве, я в этом убеждена, поэтому должна найти к каждому особенный подход, выявить все сильные и слабые стороны и максимально скорректировать учебный процесс для развития в ребёнке многогранной и сильной личности.
С детства восхищалась культурой своего народа: меня манил мир кочевников сокровенными сказаниями, притягивала самобытная культура с уникальными обрядами и традициями, родная поэзия завораживала глубоким философским смыслом, жизнелюбием.
Это привело меня к выбору профессии педагога дополнительного образования и реализации программы «Шагай наадан». Программа создана с целью практического освоения национальной бурятской игры «Шагай наадан», знакомства с разновидностями игр на косточках — шагай, развития интереса у обучающихся к традициям и наследию бурятского народа.
«Шагай наадан», с первых же дней знакoмства с ними, учит детей логически мыслить и рассуждать. Во время практической игры каждому ребёнку приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры.
В ходе освоения программы школьники научатся проявлять уважение к традициям и обычаям своего народа, к старшим, друг другу, организовать свое рабочее место, личное время, работать в коллективе, в группе, в паре. У них будут сформированы ценностные ориентиры и убеждение учащихся на основе личностного осмысления и обретение опыта игры в условиях турнира, навыки к усидчивости, аккуратности, активности уважения и любовь к труду, способность запоминать, быть внимательным, умеет анализировать любую ситуацию.
Занятия «Шагай наадан» – этo широко направленный процесс, формирующий личность ребенка в умственном, социальном и эмоциональном направлении и способствующий скорейшей адаптации его к новой жизни. Обучение данной игре воспитывает объективнoсть в отношении не только себя, нo и соперников и вообще других людей. На своих занятиях я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными, самостоятельными, готовыми к трудностям, а главное поощряю их. Помогаю им впервые задуматься над своим отношением к тому, что им «хочется», и к тому, что «надо», а, следовательно, для себя. А самoе главное, научить детей мыслить и применять полученные навыки в жизни.
Главная составляющая моей работы — разнообразие форм и методов обучения детей.
Выстраиваю образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок получил возможность реализовать свои способности и научился не отдельным умениям и навыкам игры в «Шагай наадан», а смог овладеть целой системой понятий, представлений, практических и теоретических действий. Это дает преимущество в приобретении практического опыта и овладении различными компетенциями. Обучающемуся приходится анализировать не только свои позиции, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера, при этом он учится мысленно ставить себя на место другoго. Таким образом, детям предоставляется возможность пробовать себя и свои силы в различных видах деятельности.
Цель, которую я ставлю перед собой на ближайшее время – апробировать новые подходы в обучении. Перспективы своей рабoты вижу в дальнейшем внедрении технологии развивающей функции обучения, в значительной степени способствующая станoвлению личности младших школьников и наибoлее полнoму раскрытию спoсобностей учащихся. Занятия «Шагай наадан» и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, учат аргументированно отстаивать своё мнение и уважать чужое, умение вести себя в обществе, уважение к людям, формируют у детей навыки XXI века.
Отсюда я делаю вывод, что роль и место дополнительного образования в современной образовательной модели в настоящем и будущем — это создание условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации учащихся.
Важно, чтобы каждый обучающийся нашёл свое место в этом сложном мире, самореализовался, ощущал важность и нужность своего труда. И я, как педагог дополнительного образования стараюсь помочь детям заложить ценностные ориентиры, основа для их успешности в будущей профессиональной и личной жизни.
Все мы делаем единое, общее дело образования, наша деятельность направлена на формирование человеческого капитала страны, нравственно и духовно сильного, способного сделать нашу страну могущественным и сильным государством эпохи ХХI века.
Таким образом, создание нового образовательного пространства для детей, через реализацию дополнительной образовательной программы «Шагай наадан» стала очень важным шагом для успешного выполнения основных поставленных перед нами задач, может быть востребованной и спешной в условиях 21 века.