УДК 53
Использование цифровых инструментов в урочной и во внеурочной деятельности
учителя начальных классов
Дашибалова Эржэна Батожаргаловна,
МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа №2»,
г. Чита, Россия
Данная статья посвящена использованию цифровых инструментов в урочной и во внеурочной деятельности учителя начальных классов. Автором рассмотрена необходимость использования электронных образовательных ресурсов по курсу «Забайкаловедение» в начальной школе
Ключевые слова: цифровизация, электронный образовательный контент, электронное приложение, цифровые платформы, soft skills компетенции
Цифровизация школы является одним из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ. Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и имеет широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы.
Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.
Роль учителя в настоящее время трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.
Учитель становится организатором, тьютором совместного обучения и эффективного использования технологий в обучении.
С каждым днем в образовательной среде все активнее и активнее используются так называемые цифровые инструменты [1].
Сегодняшние цифровые технологии обучения это:
1. Инструментальный набор для оптимального доведения информационных данных до учеников.
2. Набор инструментов, позволяющий создавать различные учебные материалы.
3. Инструменты, оптимизирующие методы преподавательской деятельности [2].
В МБОУ «ДСОШ 2» в соответствии с ФГОС на протяжении нескольких лет ведется учебный курс «Забайкаловедение». Программа курса направлена на социализацию ребенка путем приобщения и взращивания любви к «малой Родине», овладение компетентностей краеведческого характера и формирование универсальных учебных действий.
Нам известно, что в образовательном процессе начального общего образования, для достижения требуемых результатов ,стандарт предписывает необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность. К сожалению, в содержательном пособии курса «Забайкаловедение» (2-4 классов) отсутствует электронное приложение.
Задачей электронного приложения к учебнику «Забайкаловедение» является расширение содержания печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала, созданного в программе «TurboSite»: анимаций, интерактивных заданий, упражнений, проектных задач и игр.
Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.
Пособие включает в себя все основные темы, изучаемые в течение трех лет (2-4 классы).
Мною создано электронное приложение в программе «TurboSite» по блокам:
1.Географическое положение Забайкальского края;
2.Рельеф Забайкальского края;
3. Климат Забайкалья;
4. Растительный мир Забайкальского края»;
5. Животный мир Забайкальского края;
6. Полезные ископаемые;
7.Достопримечательности Забайкальского края;
8.Стихи,посвященные разным уголкам Забайкальского края;
С помощью приложения учащиеся самостоятельно повторяет теоретический материал, систематически проводится индивидуальная работа с учениками на внеурочном занятии, организуется повторение тем, выполняются упражнения с самопроверкой.
Большим плюсом является возможность использования смены ролевых функций (объяснение темы звучит не из уст учителя). Мультимедийный материал электронного приложения реализует принцип интерактивной наглядности, создаёт эффект погружения в обучающую программную среду и позволяет установить взаимодействие с ней. Так же данное приложение, созданное программой «TurboSite», позволяет учащимся работать как «локально», на своем школьном компьютере, так и в сети Интернет.
Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования.
Таким образом, данное электронное приложение позволяет проводить занятия курса на высоком эмоциональном уровне. Обеспечивает наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышает объём выполняемой работы на уроке. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
В свою очередь для ученика, электронное приложение курса «Забайкаловедение» позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Применение на внеурочных занятиях «Забайкаловедение» данного электронного приложения необходимы. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к занятиям, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают внеурочное занятие.
Также составлены методические рекомендации по использованию электронного приложения курса «Забайкаловедение» в программе «TurboSite», которые предназначены для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. В них характеризуется образовательный потенциал данной формы учебного приложения, раскрываются особенности работы с ЭФУ на разных этапах учебного процесса, приводятся примеры учебных ситуаций.
Таким образом, на мой взгляд, цифровизация помогает в обучении, она делает уроки интересными, а главное – более продуктивными. Учитель становится тьютором и наставником.
Цифровые платформы – это средство на пути к пониманию собственной стратегии образования. Они помогают развивать soft skills: умение работать в команде, критически мыслить и выражать свою точку зрения.
И все это поможет нам получить высококвалифицированного специалиста в разных областях деятельности.
Список литературы:
1. Тарасова, Т. И. Формирование исследовательской деятельности младших школьников : (на материалах учеб. предмета
2. «Окружающий мир») / Т. И. Тарасова : 63-71
Сергеева, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего
мира / Н. А. Сергеева.- С .72-
3. http://spravochnick.ru/cifrovye tehnologii v obrazovanii
4..https://vk.com/start_v_digital





«УЧИТЕЛЬ, ИМЕНЕМ ТВОИМ….»




БОЛЬШАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЛУЧШИЕ В ОБРАЗОВАНИИ



