Использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

Использование проектной технологии

 в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

 

                                                                                                                   Сухотина Марина Николаевна

      учитель начальных   классов

МБОУ Кличкинская СОШ

Приаргунского района

            Образовательные стандарты нового поколения ставят перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты. Я считаю, что проектная деятельность в начальной школе способствует развитию познавательных навыков учащихся, умение конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,  групповую,  которую  учащиеся  выполняют  в течение определенного отрезка  времени под умелым руководством учителя. Результаты выполненных проектов очевидны: если это теоретическая проблема – то это конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

 Использовать проектный метод обучения в начальной школе во внеурочной деятельности я начала с 2007 года. Изучала литературу, знакомила учащихся 1 класса с работой в парах, в группах. Составили правила работы в группе:

— умей выслушать товарища;
— закончив дело, помоги другу;
— рабочее место содержи в порядке.

Учились вместе. На кружке «Умелые руки» выполняли первые проекты, радовались первым успехам, выступали перед учащимися, учителями. В работу были вовлечены почти все родители. Вместе со своими детьми родители искали необходимую информацию. Я сделала вывод: метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а начинать его внедрение с начальной школы просто  необходимо. Такая  работа – это большое поле для  коллективной  деятельности. Дети с удовольствием посещают кружок, делятся со одноклассниками интересными фактами, предлагают новые идеи.  Очень  важно поддержать ребенка  в данной ситуации,  при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, саморазвитие.

В настоящее время кружок «Мои первые проекты» посещают учащиеся 2-3 классов. Многие ученики уже знают, какая тема  им интересна, сами предлагают тему исследования.  Пробуют ответить на следующие вопросы:

– Что мне интересно больше всего?

Что я знаю по этой теме?

Что я хочу узнать?

Чем я мог бы гордиться?

Темы проектов могут быть:

1. Экспериментальные (предполагающие  проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов).

Проекты «Выращивание кристалла в домашних условиях», «Новогодний костюм из подручных материалов».
2. Теоретические (по изучению  и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других  подобных источниках).

Проект « Обитатели морского дна», «Все профессии важны»

3. Фантастические (о несуществующих, фантастических объектах и явлениях).

Проект «Мой посёлок в будущем».

    Этапы проекта

Сформулировав  тему  своего  проекта,  ученик  определяет  цель  и  задачи. «Определить  цель  работы – значит  ответить  себе  и  другим  на  вопрос, зачем  ты  это  проводишь».

Для решения  проблемы требуется  выдвинуть гипотезу  или  даже  несколько  гипотез – предположений по теме  исследования.  После  чего надо  составить  план  работы.

1.Подумать самостоятельно – Что я об этом знаю?

2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме;
3.Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов;
4. Спросить у других людей;
5.Записать интересную информацию, полученную от других людей;

6. Использовать Интернет

7.Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений,   удивительные факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии.

8. Запиши план и результаты эксперимента.

Конечный результат – защита  проектов.

Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.

Рефлексия результатов – важный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. По окончании исследования дети отвечают на вопросы «Чему я научился?», «Чего я достиг?»

Я считаю что,  пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Роль учителя – направлять, помогать, поддерживать.

 

Литература:

1. Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/статья, 2007
2.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

3. Обухов.А.С. Статья «Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности»
4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

5.Савенков. А.И.«Я – исследователь», учебник-тетрадь для младших школьников.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

Один ответ на “Использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

  1. Деревякина Т.В. говорит:

    Статья интересная. Я согласна с автором данной статьи, что проектная деятельность формирует в детях уверенность, развивает речь, интерес, умения работать в группах.Тема данной статьи актуальна. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *