Использование проектной технологии
в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
Сухотина Марина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Кличкинская СОШ
Приаргунского района
Образовательные стандарты нового поколения ставят перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты. Я считаю, что проектная деятельность в начальной школе способствует развитию познавательных навыков учащихся, умение конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя. Результаты выполненных проектов очевидны: если это теоретическая проблема – то это конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Использовать проектный метод обучения в начальной школе во внеурочной деятельности я начала с 2007 года. Изучала литературу, знакомила учащихся 1 класса с работой в парах, в группах. Составили правила работы в группе:
— умей выслушать товарища;
— закончив дело, помоги другу;
— рабочее место содержи в порядке.
Учились вместе. На кружке «Умелые руки» выполняли первые проекты, радовались первым успехам, выступали перед учащимися, учителями. В работу были вовлечены почти все родители. Вместе со своими детьми родители искали необходимую информацию. Я сделала вывод: метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а начинать его внедрение с начальной школы просто необходимо. Такая работа – это большое поле для коллективной деятельности. Дети с удовольствием посещают кружок, делятся со одноклассниками интересными фактами, предлагают новые идеи. Очень важно поддержать ребенка в данной ситуации, при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, саморазвитие.
В настоящее время кружок «Мои первые проекты» посещают учащиеся 2-3 классов. Многие ученики уже знают, какая тема им интересна, сами предлагают тему исследования. Пробуют ответить на следующие вопросы:
– Что мне интересно больше всего?
Что я знаю по этой теме?
Что я хочу узнать?
Чем я мог бы гордиться?
Темы проектов могут быть:
1. Экспериментальные (предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов).
Проекты «Выращивание кристалла в домашних условиях», «Новогодний костюм из подручных материалов».
2. Теоретические (по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках).
Проект « Обитатели морского дна», «Все профессии важны»
3. Фантастические (о несуществующих, фантастических объектах и явлениях).
Проект «Мой посёлок в будущем».
Этапы проекта
Сформулировав тему своего проекта, ученик определяет цель и задачи. «Определить цель работы – значит ответить себе и другим на вопрос, зачем ты это проводишь».
Для решения проблемы требуется выдвинуть гипотезу или даже несколько гипотез – предположений по теме исследования. После чего надо составить план работы.
1.Подумать самостоятельно – Что я об этом знаю?
2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме;
3.Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов;
4. Спросить у других людей;
5.Записать интересную информацию, полученную от других людей;
6. Использовать Интернет
7.Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии.
8. Запиши план и результаты эксперимента.
Конечный результат – защита проектов.
Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Рефлексия результатов – важный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. По окончании исследования дети отвечают на вопросы «Чему я научился?», «Чего я достиг?»
Я считаю что, пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Роль учителя – направлять, помогать, поддерживать.
Литература:
1. Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/статья, 2007
2.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
3. Обухов.А.С. Статья «Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности»
4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
5.Савенков. А.И.«Я – исследователь», учебник-тетрадь для младших школьников.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Статья интересная. Я согласна с автором данной статьи, что проектная деятельность формирует в детях уверенность, развивает речь, интерес, умения работать в группах.Тема данной статьи актуальна. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!