Мониторинг как способ системного, профессионального и всестороннего изучения и корректировки результативности и качества образования учащихся начальной школы

Козьмина Анна Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 52 г. Читы

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют нас на качественно новое представление о современном содержании начального образования и его образовательном результате. Изменения происходят в содержании учебно-методических комплектов, требованиям к результатам освоения основной образовательной  программы школы,  к критериям профессионального мастерства учителя, целям и методам его работы. Меняются содержание и способы оценки результата образования. Результативность — это единый комплекс знаниевых, метапредметных и личностных достижений ребенка. Требования к профессионализму современного педагога начальной школы связаны непосредственно с универсальными учебными действиями, их формированием и оценкой.

Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью — все это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки. Соответствуют ли привычные способы контроля и оценки, можно ли это отследить и измерить? Пригодны ли старые и хорошо знакомые формы контроля качества предметных знаний для измерения универсальных учебных действий?

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен особый измерительный инструмент. Он должен:

  • ·​ быть межпредметным;
  • ·​ позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием;
  • ·​ изучать процесс развития универсальных учебных действий (далее УУД), а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты -ещё и оценке.

В современной научно-педагогической литературе (Л.И. Башаева, В.П.Беспалько, А.И.Кукуев) педагогический (или образовательный) мониторинг определяется как «процесс целенаправленного отслеживания качества образования, предполагающий последовательное и регулярное наблюдение, управление, контроль, в том числе своевременное выявление позитивных и негативных изменений сложившейся ситуации и быстрое реагирование на них в виде образовательной тактики при сохранении ведущей образовательной стратегии» [1].

Мониторинг проводится с 1 по 4 класс  один раз в год по учебно-методическому комплекту под редакцией М.Р. Битяновой [2, 3, 4, 5] и позволяет отследить приращение у учащихся  уровня сформированности основных   УУД.

В 1 классе  во второй половине сентября проводится входная диагностическая работа, на основе результатов которой  педагог определяет стратегию работы с каждым учеником по достижению успешных образовательных результатов.  Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий представленных в тетради «Школьный старт» [2], которая содержит 16  учебных заданий.  Ребенку предлагается  работа, не требующая самостоятельного чтения и письма.   Для повышения мотивации учащихся к работе с диагностическими заданиями и для создания ситуации погружения разработаны игровые темы. Задания объединяет история о лесной школе.  Для облегчения восприятия ребенком  материала разные задания расположены на отдельных страницах.   На первом этапе учитель знакомит учащихся с тетрадью и порядком работы в ней. Учащиеся должны четко понять, что тетрадь нужна, чтобы лучше узнать, кто из первоклассников умеет делать хорошо, а чему еще нужно научиться. Нацелить, что в тетради нужно работать самостоятельно и обязательно стараться.

После проведения входной диагностической работы, по чётко разработанной авторами инструкции, проводится качественный анализ выполненных заданий. После этого   учащиеся объединяются  в группы на основе уровня развития сразу двух обобщенных показателей: инструментальной (наблюдательность, мыслительные способности, контрольные и коммуникативные умения) и личностной (мотивация и ценностное отношение к знанию) готовности.  Получается  4 группы. Особую тревогу вызывают   первоклассники, у которых и инструментальная и личностная готовности находились на низком уровне.  Основные причины сложного «школьного старта»  — это  педагогическая запущенность,  низкая психологическая готовность и наличие проблем развития. На основе проведенной диагностики готовности к обучению составляется план мероприятий по коррекции и индивидуализации процесса обучения.

Вторая диагностическая процедура в 1 классе проводится в апреле по тетради тех же авторов «Учимся учиться и действовать» [4]. Первоклассники выполняют 48 мониторинговых заданий. Задания разделены на 16 модулей, каждый модуль  соответствует определенной предметной области – математике,  русскому языку, окружающему миру. Авторы   разработали тетрадь в двух вариантах и отметили, что это повысит уровень самостоятельности учащихся.

Предметом мониторинга являются 8 универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • ·​ умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • ·​ умение оценивать учебные действия, применяя разные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • ·​ умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
  • ·​ умение осуществлять логическое действие синтез;
  • ·​ умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным самостоятельно выбранным критериям;
  • ·​ умение осуществлять логическое действие классификация по заданным самостоятельно выбранным критериям;
  • ·​ умение осуществлять логическое действие обобщение;
  • ·​ умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Как отмечают авторы программы мониторинга развития УУД М.Р.Битянова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая, что количество показателей в мониторинге постепенно увеличивается, и от года к году повышаются требования к базовому уровню сформированности каждого УУД. Данная система позволяет не только отслеживать достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов, но и анализировать динамику этого процесса.

Один из важных этапов мониторинга является обработка результатов, направленных на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом с объективными выводами.  Необходимо отметить, что авторы разработали простую и четкую методику определения итогового  балла по каждому умению, который  заносится в сводную таблицу и используется для анализа результатов. Обработка данных с помощью сводных таблиц включает всего   четыре последовательных шага.

Сравнивая результаты диагностики в начале учебного года и в конце первого класса, проследим продвижение   учащихся в формировании УУД.   Егор С. показал низкий уровень инструментальной (наблюдательность, мыслительные способности, контрольные и коммуникативные умения) и личностной (мотивация и ценностное отношение к знанию) готовности к обучению. Для работы с учеником составлена педагогическая программа индивидуальных занятий, направленная на развитие соответствующих умений. В процессе педагогической развивающей работы проводила занятия, направленные на развитие таких приемов умственных действий как  сравнение, аналогия, классификация, а также упражнения  на  развитие слуховой, зрительной памяти, задания, формирующие умение осуществлять  самоконтроль.  К концу 1 класса по итогам диагностики Егор получил 25 баллов, (сравнение, классификация, обобщение по 4 балла).

Настя Б. имела низкий уровень выполнения заданий инструментального компонента. С ученицей была организована  индивидуальная работа на освоение способов  наблюдения, сравнения, классификации.  За время занятий удалось добиться некоторого продвижения. На конец учебного года по результатам диагностики Настя получила 32 балла, причем, при выполнении заданий на обобщение – 6 баллов, сравнение и установление причинно-следственных связей — по 5 баллов.

Таким образом, результаты  мониторинга позволяют увидеть динамику развития универсальных учебных действий  у конкретного ученика и класса. Дают помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ученика.

 

Список использованных источников

  1. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся //Школьные технологии. — 2006. — № 2.
  2. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. «Школьный старт» Рабочая тетрадь для первоклассников. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под редакцией М.Р.Битяновой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В.,Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под редакцией М.Р. Битяновой. — 2-е изд., испр.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  4.  Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В.  Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс/Под редакцией М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013.
  5. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *