Особенности урока в системе Л.В. Занкова

Несанова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 3 г. Балея

            Начальная школа – чудесная кладовая знаний, фундамент воспитания будущего человека. Чудес в педагогике не бывает, есть большая, трудная и бесконечно радостная работа – совершать вместе с учениками каждый день открытия, быть в поиске новых идей.

Урок основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Является таковым он и в дидактической системе Л.В. Занкова.

В этом учебном году, уже на двадцатом году своей трудовой деятельности  я впервые  начала работать по системе Л.В.Занкова. Изучив документы, программу, прочитав  большое количество литературы,  на практике я поняла, как  интересно и увлекательно строится учебный процесс по этой программе. Да и сравнить есть с чем!

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. В чем выражаются эти отличия?

Во-первых, я полностью согласна с ученым, что на уроках должна царить атмосфера непринужденности, дружелюбные,  уважительные отношения между учителем и учениками. Не жалею времени на выслушивание детей на уроке.

Во-вторых, при построении урока очень важно учитывать индивидуальные особенности школьников. Как обращал внимание Л.В.Занков, «в обучении следует достигать не только умственного, а в целом и общего развития учащихся, включая эмоциональную нравственную сферу и волевые усилия школьников (понятие общего развития включает ум, волю, чувства). Каждого ученика нужно вести в обучении соответственно его индивидуальным особенностям» [1]. Эта ведущая, концептуальная  идея системы «оптимальное общее развитие  каждого ребёнка»,   пронизывает программы всех предметов, методики их преподавания, учебники и пособия. Развитию речи — одной из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово не­отделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то раз­витие речи — это, прежде всего, развитие мышления. Так, букварный период предусматривает введение грамматических понятий и орфограмм, проведение языковых наблюдений при анализе предложений, слов, их основ.

Коллективное стихотворение учеников 1 «Б» класса

Шёл по лесу Толя, собирал цветы.

Вдруг навстречу Поля, у неё грибы.

Дарит Толя Поле милые цветы,

А взамен и Поля мальчику грибы.

Пусть радуется жизни

Весь наш дружный класс,

А сочинять вы можете

Дальше и без нас.

Следуя заповедям Л.В.Занкова, стараюсь процесс обучения строить таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строю в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те, проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. «При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться)» [3].

Примерно в ноябре первоклассникам предлагалось прочитать в «Азбуке» (авторы Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец) столбики слов и ответить на вопрос: «Какое слово пропущено? Почему?»  [2, с.45]

гол               дом               дорога                ?

голы            дома             дороги             ворота

Как видим, от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят  из открытых слогов. Включение последнего варианта: слово «ворота», которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучить слова и понять их смысл. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым – слово, называющее несколько предметов. И в тот момент, когда они, прочитав слово «ворота», приготовились назвать его в форме единственного числа – оказалось, что сделать этого они не могут. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия.

Но задание смутило не всех детей. Одна ученица говорит: «Здесь пропущено слово «ворот, воротник». Я жду реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник. Класс не согласен с мнением девочки, но недоумевает, а как же решается эта задача.  Помогаю выйти из положения, предложив слова в единственном числе.

Учитель: Столы.

Дети (дружно): Стол!

Учитель: Облака.

Дети: Облако!

Учитель: Ножницы.

Дети растерялись. Называю дальше слова.

Учитель: Окна.

Дети: Окно!

Учитель: Дрова.

Дети не знают ответ.

Учитель: Брюки.

Молчание детей, затем одна девочка кричит: «Эти слова не такие, как все!»

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Есть особенные слова в русском языке! Они не могут быть в единственном числе.

Теперь стало понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил:  «Ошибка — находка для учителя!» [1] Вдумайтесь в эти слова, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. В. Сухомлинский, Б. Д. Эльконин и В. В. Давыдов прежде всего отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки.

В системе Л.В.Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И  это третье, очень важное, условие для создания в классе развивающей среды.

В — четвертых, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе я широко практикую экскурсии (в музеи, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Ориентируясь  на особенности содержания учебников, я предусматриваю в зависимости от темы  разнообразие учебных заданий, учебных действий, проблемные вопросы, необходимость выбора решения, установление связей и зависимостей, разрешение коллизий и т. д. В ходе урока предпочитаю включать учащихся в поисковую деятельность там, где имеется возможность осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала с целью добывания знаний. Например, на уроках  окружающего мира дети с большим интересом искали материал о растениях и животных, охраняемых в нашей местности, рисовали их, делали выставку своих рисунков, рассказывали о них. Или наблюдали, как дышат, питаются, передвигаются объекты живой природы: домашние животные, птицы на улице, рыбки в аквариуме. С большим интересом наблюдали за тем, как  развивается семя фасоли и камень, посаженные ими в землю. Результаты опыта  зарисовывали  в тетради, формултровали свои выводы. Это были маленькие исследователи, и каждый хотел рассказать, поделиться увиденным.

Стараюсь соблюдать на уроке принцип «идти от детей», учитывая, что и как   они выполняют и могут ли выполнить.

Организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалоги, поощряю различные точки зрения.

Занковский урок, безусловно, имеет гибкую структуру. Я могу начинать урок сразу с задания. Именно задание организовывает детей на работу. Одна из заповедей занковского урока — урок начинается с урока! Нужен не организационный момент, который обязательно длится 2 минуты, а нужно то, что настроит на работу. Например, в начале дня:

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! (А дальше… или же сразу.) Мы начинаем работать!

Урок может закончиться и без подведения итогов. Он может прерваться на самой высокой точке. И с мыслями о только что открытом новом дети уйдут домой, чтобы завтра снова обсудить этот материал.

Ещё одна особенность работы по данной системе, которую я ощутила на себе, это готовность учителя к необходимости перестроить ход урока в зависимости от готовности детей работать по намеченному плану, сложности заданий, хода мысли учащихся, возникших у них вопросов.

Домашнее задание может быть дано одинаково всем, может быть дифференцированным, может быть отдельно для мальчиков и девочек, если это исследование, то это задание целой группе учеников или паре. Дети сами могут составить или выбрать себе домашнее задание. И в зависимости от того, что было задано на дом, решаем, как его проверять.

Таким образом, занковский урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка,  характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности.

 

Литература

 

1. Л.В. Занков. Беседы с учителями // Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1990.

2. Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука», Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

3. Н.В. Нечаева, А.Г. Ванцян. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. – что это такое? Самара, ООО « Издательство «Учебная литература», 2008.

4. Публикации в журнале «Практика образования» в рубрике «Занковский урок. Какой он?».

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *