Решение проектных задач в начальной школе

Панова Татьяна Геннадьевна,

 учитель начальных классов

МБОУ Ясногорская СОШ,

Оловяннинского района

 

Работая по системе Л.В. Занкова,  я убедилась, что нужно заменить описательно – аналитический подход в обучении деятельностным, где формируются навыки цивилизованного общения в совместной работе. А знания будут носить  не только прикладной характер, но станут и инструментарием, с помощью которого ученик сможет развить в себе духовное, творческое начало, строить свою личность. Моя задача – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ученика и  подготовить к будущей деятельности. Для этого необходимо  приблизить процесс обучения к жизни, положив в основу реальные проблемы.  Поэтому,  для включения обучающихся в самостоятельную работу, я  применяю решение проектных задач.  Грамотная, осознанная  и системная работа в этом направлении при  совместной деятельности  учащихся, учителя и родителей привносит в учебный и воспитательный процесс принципиально новую  систему взаимоотношений, принципиально иной подход к подготовке и проведению уроков и мероприятий в начальной школе

Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.   Проектная задача  – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата [2]. Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию я использую в своей практике третий год.      И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе  вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, перестраиваю под уровень развития своих воспитанников и основную  образовательную программу образовательной организации.  Но мне самой очень нравится составлять такие задачи.  Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий. Очень важно, чтобы ребята четко различали понятия “исследование”, как бескорыстное изучение информации и проектную деятельность, где есть обязательный результат и продукт.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае, главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, — это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них  практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт» [6].  Начиная работу в данном направлении, главное,  заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Для родителей моих учеников я подготовила и провела родительское собрание. А своих первоклашек, заинтересовать было несложно. На уроке изобразительного искусства при изучении темы «Семь цветов радуги» я спросила ребят о том, кто же раскрасил радугу? Этот вопрос впоследствии и стал основополагающим. Гипотезы были разнообразными: Бог на небе, художник, природа постаралась и т.п. Дети начали спорить между собой, и чтобы прекратить этот спор, я предложила ребятам отстоять свою точку зрения, представив какие-либо доказательства. Ребята согласились, а я в свою очередь поинтересовалась тем, где же они собираются эти доказательства искать? Дети начали предлагать свои варианты: книги, журналы, Интернет, компьютерные диски с энциклопедиями, телевидение. Так мы познакомились с разнообразными источниками информации. Далее я предложила ребятам пройти в школьную библиотеку и найти там нужную нам информацию. Ребята начали брать все книги подряд и листать их от начала до конца, но найти ничего не смогли. На лицах детей легко можно было прочесть разочарование, ведь спор так и остался неразрешённым. Придя в класс, мы начали анализировать ситуацию: почему у нас ничего не получилось? Проанализировав свои недочеты и выполнив все необходимые действия, ребята обрадовались. Но, как оказалось, рано. Найдя нужную страницу, они столкнулись с тем, что объём материала по данной теме очень велик. А им нужно найти короткий ответ на вопрос. Оказывается, нужно уметь выбирать главную (значимую) информацию и делать всё это лучше не одному, а сообща. Так мы разбились на группы и продолжили работу. Но тут поднялся шум, начались споры между ребятами в группах. Это подтолкнуло нас к тому, что нужно разработать правила работы в группе, которые они сами попытались составить при моей помощи.   Соблюдение данных правил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной.  На последующих занятиях ребята узнали о том, как правильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам.

Позже я рассказала своим ученикам, в какой форме можно представить свои наработки, т.е. произошло знакомство с формами презентации своих работ.  Кроме этого нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная.

В ходе работы над  проектными задачами   учащиеся увидели реальное применение своих знаний. Дети с интересом участвовали в их решении, были заинтересованы в результате. Участие в такой работе  позволило им понять границы своих знаний, появилась потребность их расширить. У детей проявлялось чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый общий результат не будет достигнут. Кроме того, обучающиеся увидели, что жизненные проблемы не имеют  однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.

Функциями учителя в процессе решения  обучающимися проектных задач  выступали: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

Внедрение работы над проектными задачами в учебный процесс  – целенаправленная, управляемая деятельность по нахождению способа решения проблемы, фиксированная во времени. Для того чтобы ребенок мог с высокой степенью самостоятельности выполнить её, я ввожу работу над проектными задачами с первого класса.  «Человек рождён для мысли и действия», — говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Список использованных источников

1. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

2. Воронцов А.Б., В.М. Заславский, С.В. Егоркина. Проектные задачи в начальной школе.  – М.: Просвещение, 2009.

3.  Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. М.: 1995, № 6..

4.    Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М.: 2010.

5.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.

6.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005, № 9.

7.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. — №2.

8.   Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *