Роль педагога в рамках предметного преподавания в начальных школе

Ермолаева Елена Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 21

 

Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса [3].  Наша школа призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося.

Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, т.е. — опыт самостоятельной деятельности обучающихся. На протяжении многих лет в центре образования существовала традиционная система обучения, многие учителя десятилетиями «шлифовали» свое мастерство и чувствовали себя в этой системе комфортно. Пришло время новых стандартов. Конечно, от одного педагога, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.

В нашей школе организовано предметное обучение. «Овладеть педагогическим мастерством под силу каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности, является таким источником. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя» [2].

Высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области.

Сегодня педагогический коллектив МБОУ НОШ №21 насчитывает 15 педагогов — все имеют высшее педагогическое образование. Это не может не сказываться на качестве обучения. Если рассматривать категории аттестации учителей, то она говорит о профессиональном мастерстве наших педагогов: 80% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории (40% и 40% соответственно), 13,3% имеют звание «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник Российской Федерации».

Надо сказать, что не каждый педагог может работать в  школе, когда организовано предметное обучение, т.к. учебно-воспитательный процесс требует, чтобы педагог был профессионально мобильным, то есть гибко реагировал на изменения социальной ситуации развития школьников, мог и хотел овладевать новыми педагогическими технологиями и психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу.   Основными формами, направленными на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических кадров школы являются:

—  теоретические и практико-ориентированные семинары;

—  заседания методического объединения;

—  тематические педагогические советы;

—  школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

—  мастер-классы;

—  наставничество;

—  индивидуальная методическая помощь;

—  выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);

—  диагностика затруднений.

Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне достаточно сложно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам. [1]. Здесь сказывается и расположенность учителя к тому или иному предмету и его личные предпочтения.

Случается, что если  по каким-либо причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом. В предметном преподавании этих ситуаций практически не возникает — любой ребенок имеет возможность быть успешным в том или ином предмете.

Что же дает предметное преподавание педагогу?

  1. Работая строго в своей области, учитель не будет «многостаночником». Его подготовка к занятиям более глубокая, что способствует повышению качества обучения. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, следовательно, личные склонности учителя не будут сказываться на качестве и результатах обучения.
  2.  Погружение в предмет позволит пополнить методическую копилку учителя и оформить кабинет  в соответствии с содержанием своего предмета, а затем использовать возможности этого кабинета для обучения учащихся.
  3.  Позволит обеспечить овладение каждым учащимся желаемого уровня универсальных учебных действий, развить учащегося в соответствии с его возможностями.
  4. Овладеет различными методическими подходами введения  тем трактуемыми в вариативных учебно-методических комплектах.
  5. Большим преимуществом является и то, что обучение одного класса осуществляется целой группой учителей, являющихся профессионалами в своей области. Круг общения не ограничивается одним учителем начальных классов, что соответствует требованиям сегодняшнего дня.
  6. Значительно снижаются  проблемы адаптации учащихся пятых классов к новым условиям организации учебного процесса.
  7. Упрощается обеспечение учителей нагрузкой, т. к. он ведет предметы не только в своем классе.
  8. Устанавливается более тесный контакт предметника с классным руководителем, а это ведет к сплочению педагогического коллектива. На педсоветах намного легче принимать решения по какому-либо классу или ученику, т.к. все являются единомышленниками учебно-воспитательного процесса.

При всех плюсах предметного преподавания, конечно, есть и минусы. Например:

  1. При увольнении из нашей школы трудно перестроиться на многопредметное преподавание.
  2. В школе педагоги работают по трём  программам – это система Л.В.  Занкова, учебно-методические комплекты «Перспектива» и «Гармония». Учителю — предметнику приходится осваивать методические подходы двух, а то и трёх  УМК (учителя изобразительного исскуства и технологии)
  3. Так как школа работает в две смены, бывает трудно составить удобное для педагога расписание.
  4. Сложно установить тесный контакт со всеми родителями.
  5.  Психология предметника известна: его предмет «самый главный», ему необходимо, чтобы все ученики знали его предмет. Все остальное — неважно. Получается, что ученика только обучают, о нем никто не заботится, им никто не интересуется как личностью. Идет перегрузка ученика.

Согласитесь, что минусов намного меньше, чем плюсов. Такой анализ позволил нам сделать следующие выводы:

— предметное обучение в начальной школе создаст лучшие условия для профессионального роста учителя, повышения его методического мастерства;

— предметное обучение предполагает широкий обмен мнениями учителей – предметников о каждом ребенке, что заставляет учителя взглянуть на него по-иному.

Таким образом, предметное преподавание в начальной школе   создает условия для тщательного изучения личности ребенка, его способностей, склонностей, индивидуальных особенностей, т.е. позволяет в полном объёме

Список использованных источников

1. Проект «Предметное преподавание в начальных классах как одно из средств успешности обучения (как условие повышения качества образования) на этапе перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты» (МБОУ Междуреченская СОШ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) http://msshkola.ru/index/predmetnoe_prepodavanie/0-239

2. Аюпова С. Д. ,,Школьная методическая подготовка педагогов» http://festival.1september.ru/articles/537201/

3. Кошкина А.А. Что такое предметное обучение в начальной школе?  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/chto-takoe-predmetnoe-obuchenie-v-nachalnoi-shkole

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *