Самостоятельная работа учащихся как способ формирования
универсальных учебных действий
Бахвалова Вера Иннокентьевна
учитель начальных классов
МОУ Куандинская СОШИ № 4
Каларского района
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности. Особое внимание уделяется установлению взаимодействия учителя и обучающихся, основанного на сотрудничестве, совместной работе, активном участии ребенка в каждом этапе урока.
Современный урок характеризуется, прежде всего, активной самостоятельной деятельностью учащихся. От того, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. Для того чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное — развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.
Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная ее цель – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать факты, усваивать учебный материал. Самостоятельная работа учащихся формирует не только предметные знания и умения, но и личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
В своей практике я использую разные виды самостоятельной работы. Хочу поделиться некоторыми из них.
1. Самостоятельная работа с выбором заданий разного уровня сложности. Работа может быть записана на доске, карточках и т.д. Например:
2. Самостоятельная работа с проверкой ответа. Эта работа самая разнообразная. Детям даётся задание, а на доску или карточку выносится несколько ответов как верных, так и неверных. Обучающиеся не просто выбирают ответ, а доказывают, аргументируя свое мнение.
3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
4. Математические диктанты. Дети записывают только ответы.
5. Задания – сюрпризы (математические раскраски) дети вычисляют и закрашивают ответы в определенный цвет, получая в итоге сюрприз – рисунок любимого мультипликационного героя, сказочного замка.
6. Перфокарты – (давно забытый), особый вид самостоятельной работы. Они самые разнообразные по виду, форме. Перфокарты дают возможность учителю быстро проверить уровень сформированности навыка счета и организовать индивидуальную самостоятельную работу с каждым учеником. Данный вид самостоятельной работы экономит время, избавляет от лишних записей.
Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Педагогу необходимо обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы, следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями, использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.
Любой урок — это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.
Литература.
1. Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2010
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования./М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010
3. Интернет – ресурсы http://festival.1september.ru/