Собственные наработки

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам поделиться собственными наработками по теме сессии «Методические проблемы формирования УУД у младших школьников».

Заполните поля в разделе «Добавить комментарий».

Все участники вправе свободно выразить собственное мнение, прокомментировать уже имеющиеся ответы коллег и внести свои предложения по обсуждаемой теме.

Желаем Вам плодотворной и творческой работы!

 

25 комментариев на «Собственные наработки»

  1. Шадрина Галина говорит:

    Проблемы: снижается мотивация учащихся, т. к. дети не умеют общаться.Важно не просто учить детей читать текст, а определять главную мысль,уметь анализировать. Очень важно научить детей работать в группе. Некоторые дети не хотят с кем либо работать. Нужно показать что от тебя многое зависит, как ты относишься к товарищу, так и он к тебе. Можно предложить детям самим создать свои группы.

  2. Оксана говорит:

    В своей не продолжительной работе, после большого педагогического отпуска я снова начинаю обучение в соответствии с современными тенденциями обучения .На курсах я начинаю складывать все недостающие и строенные знания.Из практического материала я поняла, что применять знания в соответствии с ФГОС интересно , что дает мне стимул готовится к занятиям по новому и детей я воспринимаю детей по другому .Мне бы хотелось посмотреть открытые уроки по теме сессии в наших городских школах и активно внедрять в своей работе.

  3. Шадрина Галина говорит:

    Одной из главных проблем считаю научить детей работать в группе. Как вести дискуссию, совместно выполнять задание. Дети часто не слышат высказывания товарищей. Они считают своё мнение самым главным. Учитель, наблюдая за работой в группе, поощряет коммуникативные действия ребят.Применение икт способствует тому, что уроки становятся более привлекательными.
    Можно использовать различные оценочные действия. Можно рисовать смайлики, лесенку или предложить ребёнку самому придумать как себя оценить.

  4. Татьяна говорит:

    Главной задачей на начальном этапе обучения считаю воспитание умения учиться, т е способность к самоорганизации с целью решения учебных задач.Для этого должна быть и твердая мотивация ребенка, стараюсь мотивировать детей на каждом уроке.Начиная с первого класса и в течение всего периода обучения в начальной школе отслеживаю и внедряю в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов, веду мониторинг, позволяющий оценить метапредметные результаты освоения ООП, динамику формирования УУД. Для этого дети ведут портфолио.

  5. Наталья говорит:

    Большое внимание в своей работе уделяю формированию всех видов УУД. Стараюсь, чтобы дети хорошо и осознанно читали, обладали орфографической зоркостью, умели слушать и слышать собеседника, аккуратно вести тетради, дневники, на уроках дети учатся ставить проблему, цель овладения знаниями, составлять план достижения цели, выбирать способы учебной деятельности, учу детей анализировать информацию. На уроках применяю групповые формы работы, работу в парах, применяю ИКТ.

  6. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию. На своих уроках создаю проблемную ситуацию. Обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяем цель, вместе ищем пути их достижения, составляем план работы. С детьми общаюсь с позиции сотрудничества, стараюсь каждого включить в учебный процесс. Детей между собой не сравниваю, а показываю достижения ребенка по сравнению с его прежними достижениями. Учу разным способам выражения своих мыслей, отстаивать собственное мнение, уважать мнение других, умению работать в группе.

  7. Елена говорит:

    На сегодняшний день считаю главной задачей научить ребенка учиться. С первого класса стараюсь на каждом уроке учить детей ставить цели урока, составлять план работы на уроке, делать самопроверку и взаимопроверку выполненного, не бояться высказывать своё мнение, работать в группе и в паре, формировать у детей мобильное мышление, которое в будущем поможет реализовать себя в жизни, быть успешными. Применяю новые технологии.

  8. Успешность обучения в начальной школе зависит от сформированности универсальных учебных действий. Как научить слушать учителя и своих одноклассников. Хорошо предлагать детям на каком то этапе урока выступить в роли учителя. Дети задают друг другу вопросы и оценивают товарищей, отмечая уровень сложности вопроса, содержание, эмоциональную окраску, личное отношение. Это помогает общению.

  9. Белоглазова Т.А. говорит:

    Несмотря на то, что целеполагание является одним из приёмов, формирующих мотивацию, очень часто мы избегаем этого момента урока, проговаривая всё за учащихся сами. Но я заставила себя на каждом уроке дать возможность делать постановку целей учащимся, конечно, при моей помощи первоначально. И сейчас уже виден результат. Многие дети уже понимают цели урока, умеют отвечать на вопросы «Зачем? Для чего они это изучают? Где эти знания им пригодятся?». И на всё тратится совсем немного времени. Главное заставить и перестроить самого себя, а дети потянутся за вами , как нитка за иголочкой.

  10. Наталья Михайловна Флидержинская говорит:

    Технические приемы Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающийся может верно решить задачу. В рамках поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний используются различные педагогические техники. С их помощью формулируются и совершенствуются познавательные УУД.
    Познавательные УУД: «математика» Обучающиеся придумывают задачи, готовят примеры по новому материалу, предлагают идеи по дальнейшему применению полученной информации. «Помощь учителю». Учитель максимально использует обстоятельства, при которых дети могут оказать ему содействие. Например, предлагается добровольно разработать материал для последующего применения на уроках. К примеру, это могут быть задания к контрольной работе и т.д.
    Задания для формирования познавательных УУД 1 класс
    *математические раскраски
    *Графические диктанты
    *поиск лишнего Задание: не вычисляя, найди лишний пример.
    10 – 2 5 – 2 8 – 2 4 — 2 6 – 2 3 — 2 3 + 2 2 – 2
    Формируется умение осуществлять классификацию.
    *Продолжи:
    158 258 358
    52 522 5222
    • 5 * 7 9 * 3 * — 1 = 7 * + 1 = 9
    6 * 4 8 * 9 * — 1 = * + 1 = 3
    2 * 9 5 * 6 * — 1 = 5 * + 1 = 6
    *Начертить 2 ломаных линии, состоящих из 4 звеньев. В одной провести 2 линии, чтобы получилось 2 треугольника, в другой — 3 линии, чтобы получилось 3 треугольника.
    Задания для формирования познавательных УУД 2 класс
    Задания развивающие логическое мышление. . Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел: а) …5, 7, 9, …; б) …5, 6, 9, 10, …; в) …21, 17, 13, …; Задачи на смекалку По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?

    *Прочитай задачу. Найди правильное решение. Запиши ответ.
    В одном ряду 29 кустов крыжовника. Это на 7 больше, чем во втором ряду. Сколько кустов крыжовника в двух рядах вместе?
    а) 1) 29 + 7 = 36 (к) во 2 ряду
    2) 29 + 36 = 65 (к) в двух рядах
    б) 1) 29 +7 = 36 (к) в двух рядах
    в) 1) 29-7= 22 (к) во втором ряду
    2) 29 +22 =51 (к) в двух рядах
    Задания для формирования познавательных УУД в 3 классе
    *Блиц – ответы на вопросы.
    1. К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 120?
    2. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 884?
    3. Сумма каких двух одинаковых чисел равна 150, 160, 500, 800?
    4. Какое число нужно прибавить к 40, чтобы получить: 180, 250, 360?
    5. Если к 300 прибавить 5, то получится …
    6. Из числа 510 вычли 40. Получилось …
    7. Чему равна сумма: 99 и 2, 200 и 4, 875 и 5?
    8. Найдите разность: 72 и 5, 91 и 7, 306 и 6.
    9. Сумма двух чисел равна первому слагаемому. Чему равно второе слагаемое?
    10. Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите примеры.
    *а) Площадь квадрата 64 см2. Найди периметр этого квадрата. б) Какие стороны может иметь прямоугольник с таким же периметром, если они выражены целым числом сантиметров? Найди площади таких прямоугольников.
    Задания для формирования познавательных УУД 4 класс
    Вставь знаки сравнения: 20***___18***; 6****___3****; ***5____**8; 8***____2159
    Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
    «Блиц-турнир».
    а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?
    б) Автобус ехал 2 ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?
    в) Самолёт пролетел за 2 ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?
    Найдите к каждой задаче соответствующую схему.

  11. Людмила Жигулина говорит:

    Формирование УУД у младших школьников-одна из главных проблем современной системы обучения. Педагогу необходимо заинтересовать каждого ребенка так, чтобы он мог ответить на вопросы: «Зачем я учусь?» и «Где мне могут пригодитьс полученные знания?»
    В моей практике есть ученики, которые испытывают затруднения при работе с текстом, не могут самостоятельно его проанализировать, ответить на вопрсы. Поэтому на каждом уроке литературного чтения проводится работа по выработке умений соотносить поступки героев с общепринятыми этическими принципами, формированию ориентированию межличностных отношений.
    При работе в группах, в парах у обучающихся формируется умение работать в команде, вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
    Таким образом, при формировании у учеников начальной школы УУД, ребенок развивается как личность, которая способна совершенствоваться, работать в команде, слышать и слушать собеседника, вести диалог и т. д.

  12. На уроках математики, например, универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
    Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
    С целью формирования регулятивного универсального учебного действия — действия контроля, можно провести самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
    Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь — речевое проговаривание учеником выполняемого действия.

  13. Светлана говорит:

    Цель ФГОС- «научить учиться». Задачи-формирование УУД, для того, чтобы «научить учиться». Работая по ОС «Школа 2100», на каждом уроке формирую УУД. Уроки строю в соответствии с требованиями ФГОС. Дети сами формируют тему урока, ставят цель, составляют план, умеют оценивать. При формировании познавательных УУД, стараюсь формировать, прежде всего, ЛИЧНОСТЬ. Учу детей контролю, самоконтролю(регул УУД). Работаем с поиском информации (познав УУД). Уроки провожу в разных формах (коммун УУД). Активно использую Интернет-ресурсы, интеракт доску, применяю VOTUM (рефлесия, тесты).

  14. Марина Коротина говорит:

    Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед каждым учителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей.
    Моя тема по самообразованию «Формирование коммуникативных УУД через организацию работы в парах и группах». На мой взгляд, залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Опыт работы в школе показывает, что первоклассники не умеют вступать в учебный диалог не только с одноклассниками, но и с учителем, осуществлять совместную деятельность. Поэтому я решила работать над развитием коммуникативных УУД и поставила цель: формировать коммуникативную компетентность своих учеников в учебном процессе через организацию работы в парах и группах.
    В своей деятельности я использую приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, аргументированно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, выстраивать взаимоотношения со сверстниками, работать в паре и группе на основе сотрудничества, относиться друг к другу с теплотой и вниманием, т.е. приемы и методы, формирующие все виды коммуникативных умений.

  15. Ирина говорит:

    Важным условием успешного формирования УУД является по моему мнению формирование самооценки младшего школьника. В этот период важно заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение,
    межличностные контакты.

  16. Аноним говорит:

    Одной из проблем формирования УУД у младших школьников является не желание учиться и приобретать новые знания, не интерес к процессу обучения, отсутствие мотивации.

  17. Наталья говорит:

    Проблемой формирования УУД у младших школьников также является неопытность педагогов

    • Елена говорит:

      Согласна с Натальей. Неопытность педагога-это проблема.Ещё хочется добавить в проблему и непросвещённость родителей. Стоит внести изменения , сразу:»А нас так не учили!! Зачем вы забиваете голову детям всякой ерундой!»

  18. Наталья говорит:

    Одной из проблем формирования УУД младших школьников является неопытность педагога, а также не желание ребёнка учиться, добывать информацию, отсутствие мотива.

  19. Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий не нова. «Учусь учиться!» — выражение, которое можно встретить во многих классах общеобразовательных учреждений. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2].

    Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметные области, в том числе и «Литературное чтение», и «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [2].

    Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова.

    Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

    1.мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

    2.учебную цель;

    3.учебную задачу;

    4.учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).

    Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью [4].

    Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

    Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую не успешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

    При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

    В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

    1.личностный;

    2.регулятивный;

    3.познавательный;

    4.коммуникативный.

    Представим характеристику универсальным учебным действиям.

    1. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.

    2.Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования — развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности. учебный иностранный самостоятельный школьник

    3.Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают

    ·общеучебные действия;

    ·логические действия;

    ·действия по постановке и решению проблемы.

    4.Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

    Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

    Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться, и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Педагоги не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий — масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

    Таблица 1. Универсальные учебные блоки

    Основные виды универсальных учебных действий

    Тип/характер задания, формирующего данное УУД

    личностные

    — на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

    — проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни);

    — задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

    регулятивные

    — составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по чтению;

    — составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

    — задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

    — контрольные задания, в том числе тестового характера

    познавательные

    — формулировка познавательной задачи самими учащимися;

    — организация проектной деятельности учащихся;

    — подготовка устного и письменного речевого высказывания;

    — формулирование проблемы (главной идеи) текста;

    —извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

    —преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;

    — составление таблиц, схем-моделей;

    — замещение буквы звуком;

    — выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

    —самостоятельное достраивание

    выражение/предложения/диалога/текста с

    восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

    — классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

    — самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

    коммуникативные

    — организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

    В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.

  20. Ольга говорит:

    Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в
    соответствии с принятыми нормами («надо»);

    создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
    устанавливаются тематические рамки («могу»).
    2. метод проектов-то совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
    3. дифференцированные задания-разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференцированный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений. Данный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся. При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование самостоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.
    4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
    На данном этапе фиксируется изученное действие , организуется рефлексия и
    самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,
    соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
    5.организация проектной деятельности- это активная познавательная деятельность, в которой участвуют дети 1-4 классов. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск. Делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей. Продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.
    Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.

  21. Елена говорит:

    Применение новых технологий -это, конечно, плюс в образовании. Но некоторое «новое»-это хорошо забытое старое, только по-другому названо.

  22. Вера говорит:

    Мы все знаем, что если информация не интересна и не понятна для человека,
    она не воспринимается им. Основная задача учителя сделать свой урок интересным.
    Для этого на уроках и во внеурочной деятельности я использую интерактивную систему голосования и оценки качества VOTUM:
    — при проведении математических диктантов;
    — при проверке таблицы умножения;
    -при проведении всех видов срезовых работ по всем предметам. Облегчает работу учителя:
    — не надо проверять. Учащимся интересно наблюдать в числе первых или последних он даёт ответ, срабатывает эффект соревновательности. После подведения итога у учащихся есть возможность поработать над ошибками и повторно пройти тест.
    При проведении КВН использование VOTUM позволяет легко определить, кто первым готов предъявить ответ.
    Без проблем можно быстро провести анкетирование, голосование среди детей и родителей(анонимно). Анонимность при анкетировании и голосовании даёт возможность родителям и детям высказать своё мнение по любому вопросу без боязни, что их осудят родители или учитель.

  23. Светлана говорит:

    Многие годы работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, целью которого является общее развитие ребёнка. На уроках одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД, у детей формируется положительное отношения к учению, способность к самооценке. Ученик является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя. Все учебные пособия построены таким образом, что ученики всегда работают с информацией, осуществляют анализ, синтез, устанавливают причинно-следственные связи, создают высказывания в устной и письменной форме, используют общие приёмы решения задач. Организуя работу в группах, парах, осуществляем продуктивную коммуникацию. Происходит развитие всех сторон личности ребёнка – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы, развитие духовно-нравственной сферы. Я надеюсь, что система развивающего обучения Л.В.Занкова не будет потеряна для российского образования, а учебники займут своё место в портфелях учеников.

  24. Эржэна говорит:

    Проектная задача как инструмент оценки сформированности метапредметных и личностных результатов учащихся начальной школы в условиях ФГОС НОО»
    (из опыта работы)

    Требования ФГОС нового поколения заключаются в том, что целью обучения учащегося является не предметный, а личностный результат, овладение набором универсальных учебных действий. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
    Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие: формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию и др.
    Проектная задача — это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Она может быть предметной, межпредметной, разновозрастной и одновозрастной, рефлексивной, обучающей.
    Проектная задача ориентирована на применение обучающимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. на такой задачи нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема, макет, таблица, график) созданный детьми. Во-вторых, это нематериальный «продукт» качественной изменение самого ребенка (группы детей).
    Проектные задачи выступают как средство, с помощью которых могут быть решены разнообразные педагогические задачи. Такие как, формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
    — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
    — уважения к окружающим;
    — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
    Проектные задачи являются обучающими, так как формируют у школьников учебные компетенции, такие, как работать в разновозрастном коллективе, планировать свою деятельность, анализировать тексты из разнообразных областей знания, координировать знания из разных учебных дисциплин и так далее.
    В ходе проведения проектной задачи, есть возможность:
    -перейти от парной работы к групповой;
    — включить каждого ребёнка в процесс деятельности из-за использования не традиционных заданий;
    — объединить школьные «поколения» в совместном сотрудничестве: интерес совместной деятельности «чувства взрослости» четвероклассников (пятиклассников), сопричастность и заинтересованность первоклассников в результате работы группы;
    -получить позитивное родительское мнение о деятельности школы из-за включения родителей в субъектную позицию – работа на «равных» с педагогами в качестве экспертов-наблюдателей.
    В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
    -рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
    — целеполагать (ставить и удерживать цель);
    -планировать (составлять план своей деятельности);
    -моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
    — проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
    -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
    Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
    Использовать проектную задачу как инструмент оценки сформированности метапредметных и личностных результатов.

    За 5 лет МБОУ «Дульдургинская СОШ №2» стала муниципальной пилотной площадкой по введению ФГОС НОО и ООО, региональной пилотной площадкой по апробации модели независимой системы оценки качества – событийный формат оценки качества. На окружном семинар — совещании директоров был транслирован первый опыт организации внеучебной деятельности в условиях Школы полного дня.
    Проектные задачи используются нами как инструмент оценки
    сформированности метапредметных и личностных результатов.
    Структура проектной задачи включает в себя:
    Описание проблемной ситуации, без указания задачи. Напрямую задача не стоит — она должна быть сформулированная самими детьми, по результатам разбора проблемной ситуации. Т.о. формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного (продукта) было несколько. В проектной задаче должен быть набор или система действий (заданий), которые должны выполнить группа детей. Количество заданий в проектной задачи — это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. В содержании задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материалов.
    Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Основная задача в первом классе научить сотрудничать, работать в группе. Сегодня на уроке я показывала один из возможных вариантов организации такого сотрудничества.
    В начальном звене закладываются основные умения работы в группе, что позволит перейти к непосредственно проектной деятельности\проекту в основной школе.
    В связи с эти организация групповой работы детей является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества.
    Проектная задача в первую очередь направлена на формирование группового сотрудничества, что является переходом к таким качествам как инициативность, компромиссность, умение слышать и слушать, вступать в диалог, само организованность, что способствует полноценному общению.
    Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводилась путём экспертного наблюдения и оформлялась в виде экспертного листа, в котором фиксировались действия учащихся в процессе решения задачи, и делался общий вывод об уровне сформированности следующих параметрам:
    • «учебные умения» — критерии, отслеживающие сформированность образовательной инициативы, самостоятельности, ответственности;
    • «информационные умения» — умение работать с информацией, представленной в разном виде;
    • «коммуникативные умения» — умения вступать в коммуникацию для решения общей групповой задачи;
    • «личностные умения» — оценка отношений участника к себе, к другим, к проектной задаче;
    • «сфера произвольной регуляции» — оценивалось умение удерживать учебную задачу в течение определенного времени и решать ее.
    Проанализировав работу обучающихся в течение трёх лет, можно отметить что у ребят класса (и в целом в параллели 4-х классов) наблюдается рост по многим показателям.
    № п/п критерии
    1. Умеет осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместной работы
    2. Способен понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышлении
    3. Умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией
    4. Способен сознательно осуществлять выбор заданий разного уровня, выполнять их, при необходимости переопределять поставленную перед собой задачу
    5. Способен критично и содержательно оценивать полученный свой результат
    6. Обладает способностью лидера, может организовать работу группы так, чтобы все были задействованы в работе
    7. Умение презентовать свой продукт, отвечать на поставленные вопросы
    8. Может оказать помощь другим членам команды без всяких уговоров, видит сам кому нужна помощь
    9. Осуществляет инициативные действия при работе в группе, способен к самостоятельному решению и может взять на себя ответственность
    10. Обладает самостоятельностью суждений, критичностью по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям
    Проектная задача – это один из основных инструментов, который позволяет оценить сформированность метапредметных компетентностей у учащихся начальной школы, а также проявить целый комплекс индивидуальных особенностей младших школьников: учебно- познавательный интерес, учебную мотивацию, учебную самостоятельность и самооценку, социальные отношения и т.д.
    Анализ результатов каждой проведенной проектной задачи позволяет оценить и зафиксировать на определённых этапах обучения метапредметные результаты обучающихся начальной школы (каждого ученика и класса в целом) в условиях ФГОС НОО.

    Для педагогов: проведение проектной задачи позволяет формулировать педагогические задачи школы по реализации ФГОС НОО на текущий и следующий учебный год. Это возможность использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержания обучения, органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей. Вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.
    Для обучающихся: возможность получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу. У робких, слабо подготовленных детей снижается симптомы школьной тревожности, а у лидера не портится характер (нет звездной болезни). Очень часто ребенок не может выйти и перед всем классом что-либо выполнить — оказаться под пристальным вниманием тяжело, даже мне взрослому человеку очень сложно стоять здесь перед вами.
    Дети могут попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса, т.е. он в группе сидит и работает, приобрести опыт выполнения важнейших функций составляющих основу умения учиться.
    Для родителей: повышение открытости образования через приобщение родительской общественности к активной работе в позиции «экспертов-наблюдателей».

    Опыт работы над Проектной задачей освещается на школьных и окружных семинарах, освещён на сайте школы, транслируется в СМИ.

Обсуждение закрыто.