Способы формирования универсальных учебных действий в процессе изучения математики в начальной школе

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе изучения математики в начальной школе

 Казанова Ольга Ивановна,

 ст. методист ФДиНОО

ЗабКИПКРО

 

Одним из наиболее сложных вопросов, поднимаемых в связи с введение ФГОС НОО, является вопрос о том, как же формировать универсальные учебные действия, какие применить методические способы, методы,  приёмы и средства, которые бы в полной мере способствовали формированию учебных действий. По определению С.И. Ожегова  термин способ трактуется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь» [8]. В  педагогике способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся тесно связаны с методами обучения. В педагогической литературе нет единого мнения относительно понятия «метод обучения». По мнению Ю.К. Бабанского «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» [1]. По определению Т.И. Ильиной «метод обучения – способ организации познавательной деятельности учащихся» [4]. Применение каждого метода сопровождается приёмами и средствами. При этом приём выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых  учитель осуществляет учебный процесс.

Достижение личностных и метапредметных результатов образования обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, но при этом каждый из них должен не только создавать дидактические условия для формирования тех или иных видов универсальных учебных действий у учащихся,   но и активно участвовать в их становлении.

Предмет «Математика» обладает богатыми возможностями для формирования у младших школьников в комплексе с предметными умениями личностных и метапредметных учебных действий. Потому что в основе многих математических действий лежат  универсальные познавательные действия: использование знаково- символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей и аналогий,  поиск, преобразование и интерпретация информации, рассуждения. Регулятивные универсальные учебные действия: планирование своих действий при решении задач, действие по инструкции, контролирование процесса и результата своей деятельности, внесение необходимых корректив, оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причин и способов преодоления.

Вариативные формулировки учебных заданий, по мнению Н.Б. Истоминой являются основным средством формирования универсальных учебных действий и «нацеливают  учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение  действовать в соответствии с поставленной целью» [6]. Первоклассникам предлагаются, учебные задания:

— что изменилось? Что не изменилось?

— по какому правилу изменяются предметы?

— чем похожи фигуры? Чем отличаются?

— разгадай правило, по которому составлены картинки;

—  догадайся,  по какому признаку соединили картинки. В четвертом  классе формулировки, конечно,  меняются:

— назови признаки,  по какому правилу записан столбец выражений;

— сравни выражения, не вычисляя их значения;

—  выбери геометрическое тело, которое нужно дорисовать;

— догадайся, чему равен объём куба и т.д.

Формулировки учебных заданий разные,  но они все направлены на   проявление у детей активной мысли, творчества.  В своей  работе «учитель предвосхищает какие виды умственной деятельности вызовет  выполнение учебного задания у учащихся. Овладеть тем или иным содержанием – это не единственная цель, стоящая перед обучением в школе. Важен процесс этого овладения, от которого в  большей степени зависит развитие учащихся. Характер же этого процесса во многом определяется учебными заданиями»   [7].

Формирование общего умения решать текстовые задачи,  представляет богатые возможности для формирования УУД. «При этом существенным является не отработка умения решать определённые типы задач, … а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций» [6]. Эффективные методические  приёмы, которые применяются  при  формировании обобщенных умений решать задачи,   помогут ученику не только научиться анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, но и учатся «устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановке и формулированию проблемы, самостоятельно создавать  алгоритм деятельности»    [5].

Способствуют формированию у обучающихся  положительного отношения и к школе, и к процессу познания организация жизни на уроке: это «присутсвие …. элемента занимательности, сообразительности, умение подметить закономерности, установить доступные зависимости и взаимосвязи» [7]. Особую значимость организации жизни на уроке  придавал Л.В. Занков:  «Нравственное развитие детей обнаруживается и во взаимоотношениях с товарищами. Очень существенно отдать себе отчёт в том, что подлинный нравственный рост школьника происходит не в результате скучных назиданий и повторения прописных истин, а в самой гуще жизни детей» [3].

Помня о цели обучения «развитии личности обучаещегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [9],  необходимо таким образом строить учебный процесс, организовывать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в процессе всё большее место. Для этого с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. «Формирование учебной деятельности, — писал Д.Б. Эльконин, — есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя. … Есть основания думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя» [10]. Значимость организации жизни на уроке отмечал Л.В. Занков «Простым выслушиванием учителя  не может ограничиваться процесс познания,  подлинное усвоение знаний происходит только тогда, когда школьники замечают те или иные пробелы понимания материала. Когда их настораживают какие-то несоответствия. Тогда у детей возникают вопросы. Школьники ищут ответы и совместными усилиями, вместе с учительницей, находят их» [3].

Педагогу важно помнить, что для   формирования у учащихся учебной деятельности необходимо, чтобы деятельность обучающихся становилась деятельностью по решению задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. «Самое главное при формировании учебной деятельности, — отмечал Д.Б. Эльконин, — это  перевести ученика от ориентации  на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий»  [10]. Очень важно, чтобы педагог сам осознавал,  с какой целью дети выполняют то, или иное задание и не мешал «готовыми формулами, образцами».  В подтверждение этому процитируем слова Л.В. Занкова  «В качестве примера можно привести … выпуск классной газеты. Педагог  боится, что заметки, написанные детьми самостоятельно, окажутся нескладными, что дети дадут не те заглавия, подберут не те картинки, какие нужно. Словом, внимание учителя привлекает результат (какой получится монтаж), а не процесс работы и его педагогический результат. … Заученные слова, не затрагивающие сердце школьника, и то, что он делает только по указанию педагога, не могут привести к таким глубоким сдвигам в его личности, которые являются его подлинным достоянием и останутся на всю жизнь» [3].

Английский философ и социолог Герберд Спенсер (1820-1903) отмечал «Великая цель образования – это не знания, а действия» [11]. Это высказывание четко определяет важнейшую задачу и современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

 

Список используемой литературы

  1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.— М.: Педагогика, 1986.
    1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.-3-е изд., дополн.-М.: Дом педагогики, 1999.
  3. Ильина Т.А. Педагогика. — М., Просвещение, 1984.
  4.  Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач//Начальная школа. 2011. № 6
  5. Истомина Н.Б. Уроки математики. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей / Н.Б. Истомина, Е.С. Немкина, З.Б. Редько, Н.Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
  6. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1985.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1989.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

9. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 1989.

 

5 комментариев на «Способы формирования универсальных учебных действий в процессе изучения математики в начальной школе»

  1. Некипелова Оксана говорит:

    В свете сегодняшних перемен в школе, основанных на введении ФГОС второго поколения, данная статья является очень нужной для учителей начальных классов. В ней даётся описание конкретных УУД на уроках математики, что для учителей является ценным пояснением, т.к. обо всём известно только с теоретической точки зрения, а практического материала недостаточно. Также приводятся способы формирования универсальных учебных действий на уроках математики. Это ценно для работы по новым стандартам для учителей, которые уже работают в данном режиме, и для учителей, готовящихся к такой деятельности в ближайшем будущем. Большое спасибо за статью!

  2. Анна говорит:

    Ваша статья очень познавательна. Спасибо Вам!

  3. Татьяна говорит:

    статья очень актуальна познавательна

  4. Тамара говорит:

    Очень хорошая статья. Большое Вам спасибо!

  5. Кузютина Т.П. говорит:

    Ольга Ивановна, содержание статьи очень актуально для современной системы образования. Обязательно ознакомлю с материалом своих коллег. Профессиональных успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *