Дискуссия как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
Вершинина Наталья Петровна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1 п. Дарасун
Карымского района
Цель и основной результат образования – «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира» [4]. И поэтому с начала обучения нам, учителям начальных классов необходимо научить детей учиться, сформировать у ребёнка позицию успешного ученика.
Именно поэтому в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты, т.е. «овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах образования» [4]. Добиться этого позволяет атмосфера обучения, которая устанавливается между учителем и учеником.
В практике своей работы особое внимание уделяя созданию доверительных отношений, которые снимают психологический барьер как между учащимися и учителем, так между самими учениками. То есть создаются условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а педагог лишь тактично помогает им, направляя на нужный путь. На уроках я часто организую детские дискуссии. Дискуссия становится основной формой добывания знания, решения проблемы. А для этого, по мнению М.С. Соловейчик надо соблюдать некоторые правила: дослушивать ребёнка до конца, никогда не перебивать его, при необходимости наводящими вопросами подталкивать ребёнка на обдумывание. Если после этого ребенок не видит своих ошибок, привлекать остальных детей к вариантам изложения правильного ответа. Я считаю, что на уроке не бывает лишних детских ответов. А вот как это может пригодиться в обсуждаемой теме, решают дети. Педагогу необходимо помнить слова нейропсихолога Еремеевой В.Д. «Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания. ….. Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожими на вас».
Создание атмосферы искренности и доверия во время дискуссии способствует рассмотрению ребятами вопросов, далеко выходящих за пределы программы и учебника, направляет на стремление самостоятельно узнавать что-то новое, доказывать свою точку зрения, соглашаться с мнением другого, а это является составной и необходимой частью «умения учиться».
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2009 г.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная литература, 2005.
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. «Педагогика и методика нач. обучения» /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1993.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение». 2010 г.
Считаю тему статьи очень актуальной. Зачастую на уроках так и происходит, что оснавная масса детей «не говорят»потому, что бояться сказать неправильно. Поэтому и требуются новые подходы и методы в работе.
Статья актуальна в наше время. Очень важно, чтобы дети не боялись ошибаться. Любой ответ ребёнка важен. «В споре рождается истина», и дискуссия становится одной из форм добывания истины, знания, решения проблем.
Тема статьи актуальна. Дискуссия в атмосфере искренности и доверия действительно направляет на стремление самостоятельно узнавать что-то, а ,значит. будем учить детей учиться! А это сложная задача! Спасибо за статью!
Спасибо! Коротко и ясно. Приму как руководство к действию.
Тема статьи актуальны.Новые подходы и методы нужны.Спасибо.
Нужны методы и подходы новые, так как это требует время
Спасибо!Статья содержательная!Я тоже считаю,что в ходе дискуссии дети раскрываются,чему-то учатся у других.Вот для этого и нужна работа в парах,и в группах.
Тема актуальна.Современные дети мало говорят,в первый класс приходит много «компьютерных» детей.Молодые родители мало разговаривают с детьми. Дискуссия учит довести свою позицию до других и выслушать позицию другого.Спасибо.