СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УДД

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УДД

Груздева Людмила Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 21, г. Чита

Новый  Федеральный государственный образовательный стандарт  (далее – Стандарт) начального общего образования определяет  требования, которым должны соответствовать как образовательный процесс, так и его результат и, что немаловажно, условия реализации данного процесса. Системно-деятельностный подход, который является основой Стандарта, предполагает разработку новых технологий образования, с целью развития личности, подготовки её к жизни в постоянно меняющемся мире  на основе усвоения УДД.

       Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  На наш взгляд, технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет большой интерес как целостная система, обеспечивающая формирование всех видов УДД и, позволяющая тем самым, решить большой спектра проблем в образовательной сфере.

        Критическое мышление (КМ) – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. КМ – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

        Исходя из  предложенного выше определения, можно утверждать, что  критическое мышление развивает

способность к планированию, контролю и оценке учебных действий в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД);

 – готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения (коммуникативные УДД);

– овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам (познавательные УДД), а также отражает развитие мотивов учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (личностные УДД).

          В данной технологии представлено  много различных приемов, но, на  наш взгляд, в начальной школе наиболее приемлемым является составление  кластера. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема или идея. В овалах следующего уровня мы логически классифицируем и детализируем признаки, что придаёт картине целостность и наглядность, позволяет увидеть её целиком. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт, несомненно, психологический комфорт в учебном процессе. Данный приём мобилизует начало урока, активизирует имевшиеся ранее знания учащихся. На этом этапе разумно оставлять пустые/ой кластеры, что только пробуждает интерес к теме, помогает заинтересовать учеников и сформулировать цели работы, определить желаемый результат в освоении темы.

    Незаменимы кластеры при изучении нового материала, так как в ходе осмысления получаемой информации   ученик задумывается о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

      Эффективен данный способ и на стадии рефлексии. Учащиеся  могут проанализировать (по мере наполнения/отсутствия содержания кластера), удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе ознакомления с новым материалом проблемы и противоречия, а также определить дальнейшие пути  его изучения.

      Кроме того, составление кластеров, безусловно,  работа творческая, ведь каждый ученик имеет  возможность реализовать собственное видение проблемы, детализируя признаки в разной последовательности, что придаёт кластерам  индивидуальность и неповторимость.  

Следующий приём – синквейн – в переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Тема синквейна (имя существительное)  записывается на первой строчке. Вторая строчка – два прилагательных, раскрывающих названную тему. На третьей строчке (три глагола) описываются действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал/информацию, что позволяет успешно использовать  данный приём на стадии рефлексии. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной.  Использование данного приёма  отражает

– индивидуально-личностные позиции обучающегося и формирует мотивацию к обучению и познанию (личностные УДД);

– освоение в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению (предметные УДД);

–  овладение способностью сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления (регулятивные УУД);

– освоение способов решения  проблем творческого и поискового характера (регулятивные УУД);

– овладение логическими действиями построения рассуждения, установления причинно-следственных связей (познавательные УДД);

–  готовность слушать собеседника и доносить свою позицию до другого, аргументировать свою точку зрения и оценку событий (коммуникативные УДД).

                                             Существительное.

Собственное, нарицательное.

Обозначает, называет, отвечает.

Мы много узнали о нём.

Часть речи.

 

Кот.

Пушистый, смешной.

Играет, смешит, спит.

Я мечтала о таком питомце.

Друг!

 

Солнце.

Горячее, лучистое.

Греет, светит, радует.

Светит для всех!

Жизнь!

 

      Снег.

Пушистый, блестящий.

Выпал, восхитил, очаровал.

Покрыл всю землю белоснежным ковром.

Сказка!

Представленные выше синквейны – результат творчества на уроках русского языка и литературного чтения  учеников 3 класса «А»  МБОУ НОШ  № 21 г. Читы.

          В заключение следует заметить, что  необходимо предварительно рассказать детям о сути применения того или иного приема ТРКМ, затем научить использовать их в работе  на уроке. Организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени,  однако систематическая работа с предложенными приёмами позволяет успешно  осуществлять требования  ФГОС.

Литература:

1. Электронный ресурс: http://pedsovet.su/load/145-1-0-11874 (дата обращения 20.04.2013).

2. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/teoriya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya (дата обращения 03.11.2013).

3. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/vuz/biologicheskie-nauki/library/fgos-noo (дата обращения 04.11.2013).

3 комментария на «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УДД»

  1. Татьяна говорит:

    Сложные технологии вы предлагаете для работы с детьми начальной школы конечно, творчество детей это хорошо. А как быть тем детям, у которых интеллект снижен? Скажите как эти дети себя проявляют? Кластер понятен не всем учителям. Хотелось бы посмотреть как это выглядит на практике. Спасибо.

  2. Ирина Александровна говорит:

    Спасибо! Очень понравилась ваша статья. Идея наглядности (кластеры) достижения поставленной цели очень интересна. Но прием синквейна просто замечательный!!! Кроме формирования УУД, это эмоционально окрашенный, творческий процесс. Согласна, много времени на подготовку, но видна реальная работа по ФГОС.

  3. Груздева Л.Г. говорит:

    Коллеги, спасибо за комментарии. Извините за допущенные опечатки. Следует читать УУД вместо УДД (опечатка идёт в нескольких предложениях). С уважением, Груздева Л.Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *