Эффективное использование интерактивной SMART-доски на уроках в начальной школе, как показатель коммуникативной и познавательной деятельности учащихся

Эффективное использование интерактивной SMART-доски

на уроках в начальной школе, как показатель

коммуникативной и познавательной деятельности учащихся

Солодовникова Наталья Витальевна

учитель начальных классов

МБОУ Досатуйская СОШ Приаргунского района

 Чтобы быть хорошим преподавателем,

 нужно любить то, что преподаёшь,

 и любить тех, кому преподаёшь.

В. Ключевский

Применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования в современной школе – является распространённым явлением.  Современному учителю необходимо овладеть передовыми технологиями не хуже тех ребят, которых он обучает. А ведь ученики очень хорошо владеют компьютером и другой техникой.

На уроках в начальной школе мы используем интерактивную доску. Все учащиеся с увлечением работают на электронной SMART-доске. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске помогают ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс.

На разных этапах урока часто используем презентации, как учителя, так и самих учащихся. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо на слайде.

В своей педагогической деятельности использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на Федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифровых образовательных  ресурсов служат для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками коммуникативной и познавательной деятельности. Материалы ЭОР для уроков литературного чтения, окружающего мира, русского языка беру на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/, «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://www.fcior.edu.ru/ (в кабинете есть доступ к сети Internet) — содержат набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области. Имеющиеся электронное сопровождение и разработанные авторским коллективом электронные ресурсы к учебникам образовательной системы «Гармония» на сайте http://www.umk-garmoniya.ru/, а так же программа CoolTest,  помогают быстро проверить знания учащихся 1-4 классов по всем предметам. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Выход в интернет, применение ЭОР, различные формы контроля с помощью тренажеров – позволяют привлечь внимание детей к процессу обучения, повышают мотивацию.

С помощью интерактивной доски можно рационально использовать время на уроке. Чтобы подготовить материал для урока  – это большая подготовительная работа учителя. Но особенно удобно, что весь подготовленный материал останется в памяти компьютера, и его можно использовать при повторении и при работе с другими темами.

Для объяснения материала урока появились новые возможности: на интерактивной доске можно смоделировать любую диаграмму, схему, показать связь между объектами, можно переносить объекты в любое место экрана, добавлять или удалять их. Это улучшает понимание материала, позволяет активизировать познавательную активность учащихся.

Ученики моего класса  владеют приёмами работы с доской. Часто используем на уроках окружающего мира встроенную коллекцию ландшафтов и фигурок животных, на уроках математики и русского языка – фоны и темы.  Учащиеся  умеют открывать страницу с разметкой — клетка. В ней удобно заниматься математикой. На уроках русского языка мы открываем страницу с разметкой – линейка. Ученики умеют писать, выделять цветом, удалять ошибочные записи. Очень часто я заранее распечатываю упражнения учебника или дополнительные задания. Выношу их на экран доски, и мы проводим разбор упражнения не по учебнику, а на интерактивной доске (приложение 1. Фрагмент работы на SMART-доске Урок математики в 3 классе «Единицы времени».). Ребята решают выражения, вставляют пропущенные знаки и буквы, подчёркивают необходимые слова, дают объяснения. В процессе этой работы я могу владеть вниманием всего класса, могу показать на экране доски наиболее важные моменты задания, которое затем ученики выполняют самостоятельно. Можно воспользоваться таким инструментом, как шторка, закрыть запись, а открыть её в момент проверки. 

Но нельзя забывать, что по санитарным нормам интерактивная доска на уроке  в начальной школе должна работать не более 15- 20 минут. Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Таким образом, использование SMART-доски позволяет учителю сделать объяснение материала ярче и увлекательнее. Все действия учителя на доске завораживают учащихся, дети не отвлекаются на таких уроках,  ребята стали собранными, внимательными. Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать SMART-доску постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.

В заключение хочется сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования только для учителей  ищущих, любящих осваивать новое, для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он соответствует требованиям  времени. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» (В. Ключевский).

 

 Используемая литература

 

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, М., Издательский центр «Академия», 2005 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Стандарты второго поколения), М., Просвещение, 2009 г.

Интернет-ресурсы

  1. http://standart.edu.ru/
  2. http://garmoniya-club.ru/
  3. http://www.umk-garmoniya.ru/
  4. http://www.smartboard.ru/  — сообщество учителей SMART
  5. http://school-collection.edu.ru/
  6. http://www.fcior.edu.ru/

20 комментариев на «Эффективное использование интерактивной SMART-доски на уроках в начальной школе, как показатель коммуникативной и познавательной деятельности учащихся»

  1. Елена говорит:

    Замечательная статья! Радует, что в поселках тоже используют такие технологии, да к тому же в начальных классах! Спасибо! Мне, как начинающему педагогу очень пригодится ваш материал!

  2. Елена говорит:

    Ваш труд окупится сторицей! Представляю, как рады дети: ярко, наглядно, современно. Спасибо.

  3. Лидия говорит:

    Отрадно, что учащиеся начальных классов в сельской школе умеют пользоваться SMART — доской. А учитель. владеющий современными технологиями — настоящий педагог. Уважаемая Наталья Витальевна, успехов Вам!

  4. Наталья говорит:

    Наталья Витальевна! Интересная статья.Спасибо! Можно использовать в работе при изучении различных предметов.

  5. Маргарита говорит:

    Спасибо, Наталья Витальевна за интересную статью. В нашей школе SMART-доска тоже имеется, но практически не задействована, так как наши ученики не имеют желания и навыков обращаться с доской. Прочитав, вашу статью, я буду стараться использовать SMART-доску на своих уроках и обучать детей навыкам работы. Еще раз огромное спасибо!

  6. Виктория говорит:

    Хочу поблагодарить Вас за данную статью, очень познавательно. Я и не предполагала, что обычный урок можно перенести на такой качественно высокий уровень. Спасибо!!!

  7. Наталья говорит:

    Наталья Витальевна, действительно, хороший преподаватель: она любит то, что преподает (в частности, компетентна в области ИКТ) и особенно любит тех, кому преподает. Умница!

  8. Ольга говорит:

    Автор статьи активно использует цифровые образовательные ресурсы на уроках. Работа с интерактивной доской способствует повышению познавательного интереса у учащихся. В своей статье автор указала ссылки интернет ресурсов. Спасибо! Обязательно воспользуюсь.

  9. Валерия говорит:

    интересная статья,узнала много нового.

  10. Татьяна говорит:

    Опыт работы учителя актуален для учителей, работающих в инновационном режиме

  11. Татьяна говорит:

    Опыт учителя актуален

  12. Хоймова Л.Н.; 13.12.2013г. говорит:

    Статья очень интересна, актуальна. Я согласна, что уроки на SMART-доске позволяют учителю донести урок более доступнее, интереснее, что способствует повышению познавательного интереса у учащихся. Современный учитель — это будущее наших детей. Так держать!

  13. Комогорцева Л. В. говорит:

    Наталья Витальевна, Вы настоящий педагог, который идёт в ногу со временем. Стараетесь уроки сделать интересными, современными и увлечь ребят. Я только начинаю работать с доской. Спасибо Вам за адреса.

  14. Лариса говорит:

    Полностью поддерживаю Наталью Витальевну в том,что сейчас в современном образовании просто необходимо использование ИКТ. Пусть будет как можно больше творческих учителей!!

  15. Субуханкулова Светлана Николаевна говорит:

    В настоящее время уже мало кого удивишь компьютерной техникой. Но не все учителя умеют ей пользоваться, кто-то использует интерактивные доки как экран для проектора. Автор статьи не только делиться опытом работы, но и дает адреса интернет ресурсов которыми можно пользоваться. Адреса оказались очень полезными. Спасибо.

  16. Голятина Екатерина говорит:

    Спасибо за полезную информацию. Ваш опыт поможет сэкономить время, а главное сделать урок интересным.

  17. Людмила говорит:

    Здорово, что интерактивная доска не висит пустым грузом, а очень активно применяется в учебном процессе. Молодец, Наталья Викторовна!

  18. julia говорит:

    В настоящее время мы живем в мире развивающихся технологий. Представить жизнь без интернета и компьютера просто невозможно. Сейчас на уроках активно применяются информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование и это делает процесс обучения очень эффективным и интересным.Автор данной статьи рассказала об эффективном использовании интерактивной доски, о её влиянии на образовательный процесс. Нельзя не согласиться, что это еще и огромная помощь учителю в организации деятельности учащихся. Желаю дальнейших успехов, обязательно Ваша информация будет полезной!

  19. Муравьёва В.Г. говорит:

    Статья очень полезная и интересная.Наталья Витальевна — один из «ярких маячков»Приаргунского района.Современный учитель и методист,который делится своими знаниями,инновациями,творчеством.В декабре 2013г.на районном семинаре Наталья Витальевна проводила мастер-класс по теме «Эффективное использование интерактивной SMART-доски на уроках в начальной школе», где поделилась опытом работы и заняла 1 место.

  20. Решетниквова Инна говорит:

    В статье поднят актуальный вопрос преподавания.Не каждому педагогу удаётся осуществить такую возможность.Представленные приёмы работы с доской позволяют педагогу сделать урок эффективным,творческим,а для ребёнка процесс познания-интересным, реализовать свои способности,применить знания работы с компьютером, работать с информацией.Видно, что учитель работает в соответствии с современными требованиями образования, применяет новые технологии.Спасибо, Наталья Витальевна,за то, что поделились опытом!Думаю,что поможет в моей работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *