Первые шаги по формированию орфографической зоркости
Рудниковская Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 36 г. Читы
Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметьевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской, М.С. Соловейчик.
В данной статье представлен опыт работы по учебно-методическому комплекту «Гармония», основными постулатами которого являются совершенствование речевой деятельности детей, организация целенаправленной работы по формированию орфографической зоркости, развитию и самосовершенствованию речи учащихся. Актуальность выбора обусловлена требованиям современной школы, одной из главных задач обучения которой являются развитие речи, мышления у младших школьников. Данный вид работы с детьми по учебнику «К тайнам нашего языка» начат с первого класса. Кроме рекомендованных авторами учебника упражнений, в работе использовались и другие упражнения, которые, являясь общеизвестными, дают хорошие результаты для формирования орфографической зоркости. В решении вопросов развития речи на уроках русского языка в первом классе внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек строит свою речь. Важнейшим лексическим умением, формируемым в первом классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснить их значения.
Придя в школу, ребёнок, посещавший ДОУ, может обладать следующими умениями: дифференцировать звуки речи, дифференцировать звуки речи в слогах, умение выделять первый и последний звуки в слове, умение определять последовательность звуков в слове, умение делить слова на слоги.
Но в первый класс приходят не только выпускники детских садов, которые имеют достаточную подготовку, но и дети, не подготовленные к школе. Поэтому работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и фонематического представления занимает большое место на уроках обучения грамоте.
Поэтому для формирования фонетических умений использую следующие виды упражнений:
- установление изучаемого звука в слове («Чей голосок?»),
- определение места звука («Где спрятался звук?»),
- соотнесение слова и схемы (выбор того и другого из предложенных вариантов) с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т.п. («Послушайте слово и найдите его схему. Какую схему под какой картинкой составите?»),
- выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел – спел, рот – крот, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель и др.; за/мок – замо/к, По/ля – поля/…(«Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются?»),
- исправление ошибок в составленных фонетических моделях,
- узнавание «рисующих» звуков («Послушайте. Что слышите? Какой звук повторяется и помогает представить нарисованную словами картинку?»),
- игра «Живые буквы» (к буквам, данным детям, нужно найти пару, чтобы получился слог по опорному гласному или согласному звуку),
- составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога,
- деление слов на слоги, подсчет количества слогов, выделение ударного слога,
- замена в слове одного звука для получения нового слова с целью тренировки умения устанавливать соответствие (несоответствия) звука и буквы, развития фонематического слуха.
Признаком «опасности при письме» для гласных является положение без ударения, а для парных по глухости-звонкости согласных – положение на конце слова и перед другими парными согласными. В связи с этим, показательными являются задания на различение гласных и согласных звуков и букв. Детям предлагаются следующие варианты заданий:
- написание каких букв мы повторили? Какие звуки они обозначают? Какие это звуки гласные или согласные?
- детям показывается буква из разрезанной азбуки, они рассуждают: «Это буква эф, обозначает звуки [ф ] и [ф’ ]. Это согласные звуки».
- назовите написанные на доске буквы: щ, ш, ц, ч. Сравните их. Чем похожи эти буквы?
- в слове с непроверяемым написанием назовите все гласные (согласные) звуки и буквы. Нужно ли запомнить написание этих букв? Почему?
- подчеркните: 1. все буквы гласных звуков; 2. — все буквы согласных звуков,
- определите, нет ли ошибок в выполнении задания Незнайкой. (Детям предлагается конверт. Нужно проверить, все ли буквы в конверте — буквы гласных звуков).
Использование техник и упражнений, разработанных авторами учебных пособий по русскому языку УМК «Гармония», позволяет преодолеть трудности в работе по формированию умения у младших школьников обнаруживать орфограммы, а также способствует развитию орфографической зоркости у детей.
Список использованной литературы
- М.С. Соловейчик, О.О. Харченко. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах// «Первое сентября»: газета «Начальная школа», 2006, №№ 17–24
- Дубровинская Н. В., Фербер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребёнка. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 С.
- Капинос В. И. Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1991.
Считаю,что тема очень актуальна для начальной школы.В данной статье показаны эффективные приёмы работы.Спасибо автору.
Спасибо за статью. Очень интересно.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Светлана Викторовна уделяет этой теме большое внимание. Начинает работать над орфографической зоркостью с первого класса. Молодец! У такого учителя качество обученности по русскому языку будет на высоком уровне. Желаю успехов!