Использование разнообразных методов обучения на уроках изобразительного искусства

Использование разнообразных методов обучения на уроках  изобразительного искусства

Ворфоломеева Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ Казановская СОШ

Шилкинского района

Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования в области изобразительного искусства ставится ряд образовательных задач, решение которых определяет ход учебно-воспитательного процесса на уроке, способствует развитию УУД.

С 1 класса   на уроках изобразительного искусства мы работаем по программе «Изобразительное искусство» Т.А. Копцевой, в программу входят: методические рекомендации, учебники  для 1, 2, 3, 4 классов,   творческая   папка (индивидуально для каждого учащегося).

Для уроков изобразительного искусства определены четыре задачи:

* передача и накопление опыта эмоционально-ценностных отношений,

* передача и приумножение опыта творческой деятельности, педагог реализует принцип взаимозависимости процессов восприятия и творчества,

* обучение способам деятельности (изобразительная, конструктивная декоративная),

* сообщение на доступном ребенку уровне знаний об истории искусства.

Уроки построены через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля :

1-й модуль. Художник и мир природы определяет зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности.  Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами,  наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы  является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста.

2-й модуль Художник и мир животных расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д.  Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

3-й модуль Художник и мир человека расширяет горизонты детского познания окружающего мира — мира человека.   Образ человека в искусстве разных народов.   Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.  Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям  жизни.

Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий — низкий», «большой — маленький», «далекий — близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

4-й модуль Художник и мир искусства осуществляет связь изобразительного искусства  с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и, — вызывающих гнев, раздражение, презрение  образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург. Музеи под открытым небом. Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

         Одним из приёмов, который активно используют авторы учебника по всем предметным линиям УМК «Гармония», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Это  словесный метод и прием обучения и к нему  относится беседа или диалог, указания учителя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную учителем),  при этом можно пользоваться, а иногда не пользоваться  наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т.д. Если впечатления детей были богаты,  и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Даже с детьми  начальных классов возможно применение игровых приемов, например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в школу «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Натура, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт.

Пояснение — это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет — используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения, но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

В модуле «Художник и мир искусства» был проведен урок, где первоклассники знакомились с одним видом  изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова — это скульптура.

В начале урока дети посмотрели мультфильм «Пластилиновая ворона», выбрали себе одного героя, после этого перед ними предстали разные  скульптуры, сравнили и  выяснили из какого материала можно выполнить их. Были  представлены этапы лепки из пластилина скульптур героев мультфильма, используя технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. При подведении итога урока можно было увидеть очень много разных скульптур – это ворона — как главная героиня мультфильма, лиса — очень красивая героиня идругие. Я, как  учитель, акцентирую внимание на работы, которые соответствуют критериям: поделка соответствует выбранному животному изначально, она выполнена аккуратно при использовании приемов вытягивания, вдавливания и защепления.

На своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. И не надо волноваться, что дети запачкаются, главное, чтобы они получили удовольствие от непосредственных общений с красками и радовались итогам своей работы., при этом мне помогает «Творческая папка по изо» (эти папки предусмотрены с 1 по 4 классы). У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

 

 

 

Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи.  Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.

Таким образом,  умело организованное, методически грамотное использование   методов обучения на уроках  изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

Список литературы

 

1. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений /Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

2. Учебник  Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е .В. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2011

3. УМК «Гармония»,  программа по предмету «ИЗО» 1–4 классы , автор  Копцева Т. А. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

3 комментария на «Использование разнообразных методов обучения на уроках изобразительного искусства»

  1. ольга говорит:

    Молодец, Наталья Николаевна! Очень интересная и хорошая статья! Желаю тебе удачи во всех твоих делах!

  2. ирина ланцева говорит:

    Статья интересная.Тема актуальна.Спасибо

  3. Ирина Размахнина. говорит:

    Статья интересная! Я тоже использую разнообразные методы обучения на уроках изобразительного искусства не только на уроках, но и на кружке » Волшебная кисточка».Детям очень нравятся рисовать пальчиками, ладонями, использовать для рисования различные предметы.Каждое полугодие мы организуем выставки с лучшими работами. Дети гордятся своими работами,а учитель талантливыми детьми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *