Методы активизации познавательной деятельности школьников в процессе изучения окружающего мира.

Методы активизации познавательной деятельности школьников в процессе изучения окружающего мира.

                                                                                      Шишмарёва И. В. НОШ №37

                                                                                                  г.Чита

 

Значение уроков по ознакомлению с окружающим миром для развития школьников вытекает из особенностей этого предмета. Можно назвать ряд специфических функций, которые определяют значение «Окружающего мира» как учебного предмета.

– ученики приобщаются к общественному опыту и культуре, усваивают систем ценностных отношений к среде обитания;

—  у ребёнка начинают формироваться его новый социальный статус и новые социальные роли (ученик, школьник, член коллектива и др.);

— обеспечивается успешное развитие всех психических процессов, прежде всего восприятия, мышления, воображения, речи, от которых непосредственно зависит успешное обучение;

— создаются условия для более  плавного и целесообразного формирования нравственно-этических норм и установок с учётом их психологических предпосылок.

Дети очень любят уроки «Окружающего мира», потому что на них можно «поиграть», «поговорить, о чём хочешь», «узнать много нового о природе, о людях». Действительно, эти уроки очень интересны ребёнку младшего школьного возраста, так как на них «говорят обо всём на свете»: о животных и растениях, о нём самом, о маме, бабушке и народов разных стран.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка, и прежде всего его интеллекта. Школьники становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

К активным методам обучения относят метод создания проблемных ситуаций. Сущность его состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в готовом виде (путём прямого объяснения и иллюстраций). Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен.

На своих уроках предлагаю детям проблемную ситуацию (проблемный вопрос), доступную и учитывающую уровень их развития. Формулирую проблему, затем предлагаю детям высказать предположения (гипотезы) и организую процесс их доказательства. Школьники обсуждают различные характеристики, которые могут стать доказательством правильности (неправильности) выдвинутой гипотезы.

Многочисленные исследования учёных, опыт работы учителей свидетельствуют, что проблемное обучение способствует развитию, формированию познавательной деятельности, интереса к учению.

Вот несколько проблемных ситуаций, которые я использую на уроках «Окружающего мира».

Во 2-м классе предлагаю обсудить, кто из двоих детей правильно ответил на вопрос «Что такое природа? Что относится к природе?».

Никита сказал: «К природе относятся разные растения и животные: птицы, рыбы, насекомые, деревья, цветы».

Настя не согласилась с Никитой: «К природе относятся не только растения и животные. Небо, солнце, земля, камни, снег и дождь – тоже природа. Природа – это всё, что не сделал человек».

В чём состоит проблемность данной ситуации? Какие умственные действия должны совершить школьники, чтобы ответить на вопрос? Во–первых, нужно проанализировать ответы Никиты и Насти и выделить в них общее и различное. Во–вторых, каждый ученик должен сформулировать своё предположение – ответ на этот вопрос. В–третьих, от него требуется сравнить своё высказывание с другими и установить общие черты всех высказываний. Общее и будет истинным. Далее надо привести доказательства, которые подтвердят истинность высказывания.

В 3-ем классе предлагаю учащимся прочитать текст, проанализировать его и выделить условия, необходимые для образования, например, града. Я могла сама перечислить условия образования града, предложить детям записать их в тетрадь и дать задание запомнить. Тогда у учащихся действовали бы в основном два процесса: восприятие и память. Анализ текста становится достаточно трудной проблемной ситуацией: ученик должен не просто прочитать его, но и проанализировать, выделить все условия образования природного явления, записать их в тетрадь, сравнит свою запись с мнением других  учащихся, исправить свои ошибки, если они будут.

Хорошим средством активизации познавательной деятельности является использование различных заданий на заполнение таблиц, схем, выполнение графических рисунков и т.п. Это даёт возможность проверить, как дети используют знания в нестандартных учебных ситуациях, а школьникам обобщить свои представления и выразить их в связной речи.

Приведу примеры.

1. Учащимся 3-го класса предлагаю заполнить таблицу:

Условия жизни, необходимые комнатным растениям

1.Требования к освещённости Название растений
Светолюбивые  
Не выносят прямых солнечных лучей  
Выносят полутень  
2. Требования к поливу  
Требуют обильного полива  
Требуют умеренного полива  
Предпочитают редкий полив  

 

2. Учащимся 2-го класса даю такое задание: «Изобразите стакан с водой. Какие рисунки нужно сделать, чтобы все поняли, что гвозди (пластмассовый шарик, пробка, катушка, булавка и другие предметы) тонут или не тонут в воде?

3.Учащимся 1-го класса предлагаю зарисовать все их ответы на вопрос «Что бывает осенью?» и по сделанному графическому плану рассказать об этом времени года.

По такому же образцу могут проводиться задания на уроках по темам связанные с историей, культурой, трудом людей и т. д. Интересно проходят уроки, когда группы обмениваются вопросами по какой-либо проблеме.

На своих уроках «Окружающего мира» я  использую ещё один метод активизации познавательной деятельности – это логические задачи. Они помогают  уходить от прямых, репродуктивных вопросов, не требующих раздумья, напряжения мысли, и предусматривают только работу памяти. Сравните два вида заданий. В одном случае применяю метод прямого вопроса, а в другом —  метод логических задач.

                Вопросы                                   Логические задачи
1.Как называется дерево, которое зацветает весной первым? О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первой распустила, запахом медовым пчёл приманила?
2.Как человек использует иву? Нет другого дерева, которое приносило бы больше пользы, потому что, чем больше её рубишь, тем больше она разрастается. Ни одна хорошая корзина не обходится без ветвей этого дерева.
3.Где живут бобры, зачем они строят свои жилища? Этих животных называют самыми  искусными гидростроителями, так ка они строят плотины.
4.Какие птицы прилетают весной первыми? Этих птиц трактористы называют «ревизорами», они чинно и важно вышагивают за трактором и подбирают червячков.

 

Трудно перечислить  все виды работы по активизации познавательной  деятельности. Этот процесс творческий, трудоёмкий, но систематическая работа с использованием различных методов обучения обязательно даст положительный результат.

  Многие выдающиеся педагоги прошлого оставили богатое наследие, в котором раскрывается необходимость целенаправленного ознакомления детей с миром природы и обществом. И. Г.Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и многие другие не одно педагогическое сочинение посвятили роли изучения окружающего мира.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка, и прежде всего его интеллекта. Формирование мыслительных процессов и речи, становление познавательных интересов и любознательности невозможно без целенаправленного познания мира природы, взаимоотношений людей, различных социальных явлений. Окружающий мир  — подлинный фундамент человеческого познания, источник чувства, мысли и слова, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям» (Песталоцци И.Г.)

Постоянное общение с явлениями, предметами и объектами окружающего мира формирует у ребёнка богатый чувственный опыт, рождает умение анализировать, обобщать наблюдаемое, делать выводы, устанавливать закономерности и связи. В результате воспитывается логика мысли, развиваются речь, познавательные процессы, потребность продолжать общение с окружающим миром

 

 

Список используемой литературы.

1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.-М., 1981.

2.Занимательное природоведение. – М., 1997.

3.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

4. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1972.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *