Из опыта работы над правописанием парных звонких и глухих согласных
Анциферова Полина Яковлевна
МБОУ Усть-Каренгинская НОШ
Тунгокоченский район
Ключевые слова: парные звонкие и глухие согласные,
звукобуквенный анализ,
артикуляционные упражнения
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет собой достаточно трудоемкий и сложный процесс.
Трудности с пониманием и осознанием установленных правил возникают именно в начальной школе. Особенно это заметно у детей с проблемами речи и произношения, поскольку фонетический анализ слова для них представляет определенную сложность.
Изучая тему, дети учатся производить более полный дифференцированный звукобуквенный анализ, находить орфограммы, которые подлежат проверке, соотносить их с опорными написаниями и писать в соответствии с этими проверками.
По моему мнению, наибольший акцент необходимо делать на акустической стороне звука (необходимо предлагать детям закрыть уши ладонями и «услышать» звонкость-глухость парных согласных).
Изучение данная темы начинается в период обучения грамоте, например тема: «Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в». Среди планируемых результатов – различать при произношении звонкие и глухие согласные звуки.
Для достижения заданной цели предлагаются артикуляционные упражнения, направленные на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков.
Дети наблюдают за местом образования шума: звуки «могут жить» на губах ([б]-[п],[б’]-[п’]), между губами и зубами ([в]-[ф],[в’]-[ф’]), на кончике языка ([д]-[т],[д’]-[т’],[з]-[с],[з’]-[с’],[ж]-[ш]), у корня языка ([г]-[к],[г’]-[к’]). Дети должны прийти к выводу, что согласные звуки образуют пары, так как являются близкими соседями по месту образования.
Поняв сходство, дети уясняют и различие этих согласных. Шумные звонкие и глухие согласные выделяют в зависимости от степени участия голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не участвует в образовании шумных глухих. Сближение, напряжение, колебание голосовых связок наблюдаются при образовании шумных звонких согласных.
Дети легко понимают это различие при выполнении следующего упражнения:
̶ Положите руку на горло. Произнесите звук [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит звук [ж]? (Из голоса и шума).- Теперь произнесите звук [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.
Что слышно, когда шепчем звук [ж]? Что остается от звука [ж], когда убрали голос? (остается шум). — Какой звук состоит только из шума? Глухой согласный. Какой согласный состоит из голоса и шума? Дети ещё раз формулируют вывод, что голос не участвует в образовании шумных глухих звуков, а колебание голосовых связок наблюдаются при образовании шумных звонких согласных звуков , т.е. звонкие и глухие согласные звуки различаются наличием или отсутствием голоса.
Представляем фрагмент урока русского языка во втором классе, тема урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных»
На доске написаны слова: Абрико.., грана.., арбу.., яблоко.
Ре..ка, огурец, морко..ка, реди..ка.
Учитель задает вопросы:
— Что растет в саду? Что растет в огороде?
Задание: выписать слова в столбик, в которых парные согласные в конце слова (Ι вариант); и выписать слова в столбик, в которых парная согласная в середине слова (ΙΙ вариант).
Проверяя, ученики читают слово, написанное на карточке с рисунком плода, и приклеивают на макет сада или огорода.
̶ Что нужно сделать, чтобы парные согласные слышались хорошо? (Дети добавляют карточку с гласной буквой) и формулируют вывод: звук слышится четко и ясно, если после парной согласной стоит гласный.
Учащимся предлагается схема, которая поможет всегда правильно писать парные согласные.
Что? б-п, з-с, д-т, г-к, ж-ш, в-ф
Где? В корне слова перед другим парным по звонкости – глухости, или в конце слова
Как? Изменить слово (- много ….., — нет ….)
Следующий этап работы.
— Я нашла интересную записку. Часть букв исчезла. Это мышата-проказники постарались, чтобы мы с вами ничего не поняли.
— Убедим мышат, что нам это по силам.
— Тогда давайте попробуем разобраться с посланием (дети получают послания, работают самостоятельно).
Пример послания: «Дорогие друзья! Ищите мой сле..! Идите в ле… На опу..ке найдете рюкза… В нем отга..ка.»
Обучающиеся называют буквы, которые они вставили в слова, и объясняют, почему они так решили.
Предлагаем некоторые упражнения, которые можно применить, работая по данной теме.
- Суть следующих упражнений заключается в том, что учитель загадывает загадку, а дети отгадывают, записывают первую букву отгадки и подбирают к ней парную по звонкости, глухости.
Выпал снег, замерзли ножки,
Нужно нам обуть … (Сапожки)
Две сестренки, две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
- Это задание можно предложить для работы в группах: выбрать слова из списка, которые будут проверочными для предложенных слов:
Трубка (труба, трубный, трубчатый, трубач)
Гриб (грибник, грибочек, грибки, грибок)
Тетрадь (тетрадный, тетради, тетрадка, тетрадочка)
- Упражнения для проверки.
В каких словах на месте пропуска нужно писать букву «г»?
Ко..ти, пиро.., рюкза.., творо..
Вставь пропущенные буквы, «т, в, д, ф»
Поез.., остро.., зага..ка, лоша..ь, вере..ка, кус.., шар.., бро..ь
* Работа со словарными словами. Находим непроверяемую гласную и в то же время отрабатываем правописание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова:
Б..резка, зап..д, сев..р, яг..дка, м..орковка, в..сток, м..лина.
* Игра привлекает, заинтересовывает, детям хочется выполнить задание без ошибок. Для этого организуют работу в своей группе:
— Хотите поиграть в «Школу разведки»? Мне нужны три разведчика: имя существительное, имя прилагательное, наречие.
— Вы должны быстро пройти по классу, собрать свои слова и назвать признаки части речи.
(У детей на столах карточки со словами. Разведчики ходят по классу, берут детей с теми карточками, которые им нужны. Затем выходят к доске, в группе проговаривают правило о той части речи, к которой относятся, и делают сигнал готовности)
Слова 1 группы: загадка, рассказ, книжка, повесть.
Слова 2 группы: гладкий, скользкий, крепкий.
Слова 3 группы: вперед, вокруг, вдруг, вниз.
- Работая на протяжении нескольких уроков над орфограммой парные звонкие и глухие согласные, учащиеся уже видят орфограммы, узнают, умеют проверить. Можно предложить такое задание — разгадай кроссворд:
1. Без рук, без ног, а рисовать умеет.
2. Что у снеговика вместо носа?
3. Обновил коньки, …, елку из лесу принес.
4. Дождь, снег, гроза – это…?
5. В огне не горит и в воде не тонет?
* И в заключении дети формулируют вывод:
«Парные согласные –
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй!»
Все упражнения нацелены на формирование у учащихся умения пользоваться открытым на предыдущих уроках способом проверки парных согласных на конце и в середине слова, применять его в различных ситуациях, а также формирования компонентов учебной деятельности, воспитания самостоятельности и умения сотрудничать. Некоторые задания представлены в виде игры, потому что игра дает возможность активизировать учащихся, сформулировать, зафиксировать и удерживать цель на протяжении всего задания.
Главный результат – овладение алгоритмом способа проверки звонких глухих согласных и умения применять на практике.
Список используемой литературы:
1. Бойкина М. В. Обучение грамоте. Поурочные разработки./ М. В. Бойкина, Н. В. Баканча, И. А. Бубнова [и др.]. – М.; СПб.: Просвещение, 2013. – 432 с.
2. Зеленина Л.М. Русский язык. Методические рекомендации./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
3. Зеленина Л.М. Русский язык. Учебник для 1, 2 класса./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
4. Смирнова Е. В. Изучение темы «Парные звонкие и глухие согласные» с использованием компьютерных технологий, как средства повышения эффективности обучения. [Электронный ресурс] // Режим свободного доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk , свободный.