Формирование универсальных учебных действий в период обучения грамоте
Воронина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Погадаево
Приаргунского района
В данной статье описывается, как представлено обучение грамоте в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с требованиями ФГОС. Уделено внимание особенностям данного УМК. Представлен опыт формирования УУД в период обучения грамоте с помощью применения разнообразных приемов работы.
В ФГОС НОО четко сформулировано, каким должно быть образование на начальном этапе обучения. Целью образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира [1]. Особенность начальной школы в том, что дети приходят, имея разное развитие и разный социальный опыт. Новые стандарты призваны создать условия для индивидуального развития каждого ребенка, подготовить его к самостоятельной деятельности. Современный мир, новые поколения требуют современных решений с иными ценностями и приоритетами.
Преподавание учебных предметов УМК «Начальная школа XXI века» обеспечивает возможность практического, теоретического и индивидуального развития личности школьника на начальном этапе обучения. Обучение грамоте проходит по учебнику «Букварь» Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой и рабочим тетрадям «Прописи» М.М. Безруких, М.И. Кузнецовой. Особенностью «Букваря» и рабочих тетрадей является направленность их на формирование учебной деятельности.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области русского языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Это позволяет реализовать интегрированный характер уроков обучения грамоте и письму. Объединение этих занятий важно по нескольким причинам. Одна из них чисто техническая – рука младшего школьника в этот период еще недостаточно окрепла, чтобы заниматься письмом на протяжении всего урока. Поэтому графические упражнения чередуются с другими видами деятельности. Графические упражнения являются естественным продолжением устной работы. Такое объединение позволяет избавиться от монотонности урока письма, ведущей к переутомлению учеников. Содержание, методы, средства и формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развитию и воспитанию учащихся.
Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Нужно чтобы каждодневные упражнения отрабатывали и закрепляли навык письма. Упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно.
Например, вот такие упражнения:
1. «Мы в зоопарке».
- Мы у ворот зоопарка. Раскрасьте ворота и проведите вертикальные линии простым карандашом.
- Проведем черным карандашом вертикальные линии сверху вниз у тигров.
- Проведем такие же линии у рыбок, расстояние между линиями должно быть одинаковым. Раскрасим этих рыбок.
Затем проводим рефлексию. На доске начертить разные виды линий.
— Какие из представленных линий вы научились рисовать?
— Как они называются? (Прямые вертикальные линии)
— Животные остались довольны и дарят вам стихи. (чередование с другими видами деятельности, в данном случае это слушание).
Полосатые стихи
Полосатые тигрята от рожденья полосаты.
Есть полоски у енота, и у зебры их без счёта.
Есть полоски на матрасе и полоски на матроске.
Есть полоски на террасе и полоски на берёзке.
Есть красивые полоски у рассвета и заката.
Но встречаются ребята – все от грязи полосаты…
Не хочу о них писать в полосатую тетрадь.
Г. Сапгир.
Так же можно использовать дополнительные задания на тетрадных листах в узкую линию. Нарисуйте на этих тетрадных листах полосатых животных, которые поселятся в нашем зоопарке.
2. Графический диктант. (выполняется на отдельных листах в клетку)
Возьмите карандаш и поставьте его на отмеченную на листке точку. Слушайте внимательно: 3 клетки вправо, 1- вверх, 1- вправо, 1- вверх, 2 – влево и т.д. Это может быть произвольный диктант, либо такой, чтобы у детей получился рисунок, который можно раскрасить.
Применяя данные упражнения у детей формируются УУД:
Познавательные: общеучебные — овладение графическими навыками при создании изображения; ориентирование на плоскости листа; логические – выбор с помощью сравнения и анализа нужного направления линий и расположения объекта.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: умение описывать объект.
Особую тревогу вызывают ошибки детей, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние и нижние элементы букв д – б. Такие нарушения называются дисграфия. Сейчас она встречается достаточно часто. Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и развивать зрительный анализатор. Для профилактики дисграфии автор статьи использует упражнения:
Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, а затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
Буквы, вызывающие затруднения, лепить из пластилина, рисовать на бумаге и т.д.
В ряду правильных букв найти одну неправильную.
Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, геометрических фигурах.
В тексте зачеркнуть или обвести заданные буквы. Варианты могут быть самые разные. Например, букву а зачеркнуть, а букву о обвести.
Вариант текста:
Оля и Ася пошли в лес. Вокруг много грибов, а ягод нет. Ася сказала жаль.
В заключении хотелось бы отметить, что период обучения грамоте является одним из самых трудных этапов т.к. дети получают первые сведения о родном языке, литературе, получают практические навыки. В этот период необходимо использовать разнообразные виды работ, которые нацелены на общее развитие школьника. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки РФ. — М.:Просвещение, 2011. — 33с. — (Стандарты второго поколения).
- Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой/авт.-сост. И.Г.Смирнова, С.В.Николаева. — Волгоград: Учитель, 2012. — 355с.