Развитие умения задавать вопросы у младших школьников.

Развитие умения задавать вопросы у младших школьников.

Кузютина Татьяна Петровна,

зам. директора по учебно-воспитательной работе,

МБОУ СОШ № 52, г. Чита

Одним из аспектов коммуникативного компонента универсальных учебных действий является развитие речевых действий, служащих средством коммуникации, умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Процесс познания начинается с вопроса. Вопрос рассматривается как своеобразная форма выражения той или иной проблемы. Естественно, что проблема имеет более сложную структуру, чем структура вопроса. Ответы на вопросы заполняют пустоты сложной структуры проблемы, решая ее. В поиске ответов на поставленные вопросы ребенок включается в процесс умственного труда, у него появляется потребность в совершении познавательной деятельности.

Для развитияу младших школьников умения задавать вопросыучителя начальных классов нашей школы кроме учебных ситуаций используют различные упражнения,игры и задания в процессе ведения уроков и во внеурочной деятельности.

Упражнение «Задай вопрос – узнай новое о предмете».

На столе, учебной доске или с помощью мультимедийного устройства на экране размещается любой предмет или его изображение, например, поезд, стол, лист бумаги, коробка пластилина, кукла и др.

Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, изображенном на картинке (экране)?

Как варианты используются следующие упражнения: «Задай вопрос – узнай новое о животном (природном явлении, временах года, времени суток, днях недели и др.)».

Задание: «Задай, как можно больше вопросов медведю (белке, воробью и др.), изображенному на картинке или экране» или «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о природном явлении, времени года, времени суток, днях недели и др.?»

Эти упражнения используются при групповых и индивидуальных формах работы с обучающимися.

Упражнение-игра  «Вопросы и ответы».

Поиск ошибок в задаваемых вопросах. Читаем детям вопросы и ставим задачу отвечать на них хором только «да» и «нет». Например,

Учитель: «У елки зеленые иголки?»

Дети: «Да»

Учитель: «Портной жарит платье?»

Дети: «Нет»

Учитель: «У елки зеленые булавки?»

Дети: «Нет»

Учитель: «Самолет плывет по небу?»

Дети: «Нет»

Учитель: «Надо брать в кино билет?»

Дети: «Да»

Упражнение –игра «Угадай, о чем спросили».

Ученик выходит к доске. Учитель дает ему карточки с написанными на них вопросами. Ребенок, не читая вопроса вслух, громко отвечает на него, не повторяя вопрос в ответе. Например, на карточке написано: «Вы любите играть в снежки?» Ответ ребенка должен звучать следующим образом: «Я люблю играть в снежки». Остальным ребятам необходимо догадаться, какой вопрос был задан в карточке.

Упражнение-игра  «Найди загаданное слово»

Простой вариант. Класс разбивается на 2 команды. Каждая из команд по очереди загадывает для другой команды по одному слову. Чтобы отгадать загаданное слово, ребята задают друг другу вопросы о предмете. Вопросы должны начинаться со слов «что», «как», «зачем», «почему».

Сложный вариант. Один из детей загадывает слово и сообщает всем, что только первый звук (букву). Например, что это «З». Кто-нибудь из участников игры задает вопрос, например: «Это предмет или живое существо?»; «Это находится в помещении или на улице?»; «Этот предмет зеленого цвета?»; «У этого предмета резкий запах?»; «Используют ли этот предмет при уборке в доме?» и др. Ребенок, который загадал слово, должен отвечать «да» или «нет». Перед игрой нужно предупредить ребят, что нельзя задавать прямые вопросы, например «Это заяц?», «Это лес?».

Задание «Найди причину события».

Ученикам, например, предлагаются ситуации: «У вас в квартире запахло дымом. Как вы думаете, почему?»; «Зимой по лесу бродит медведь. Как вы думаете, почему?» «Света приготовила домашнее задание, но когда учительница спросила ее, она не могла ничего ответить. Как выдумаете, почему?». Ответы проговариваются детьми вслух (1-2 класс) или записываются в тетрадях (3-4 класс).

Игра «Вопросы домашних животных»

Ребятам задается вопрос: «Как ты думаешь, какие вопросы задали бы тебе животные, если могли бы говорить? (твой попугайчик, твоя кошка, твой щенок и др.)

«Котенку Ваське стало скучно. Он решил задать своему хозяину Диме несколько вопросов. Но говорил котенок еще плохо и знал только первые слова, с которых начинаются вопросы: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?», «почему?»

Продолжи вопрос, о чем он хочет спросить? Помоги Ваське задать вопрос хозяину.

Выполнение таких упражнений, заданий, участие в играх помогает детям младшего школьного возраста овладевать умением задавать вопросы и применять это умение в деятельности по получению нового знания.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  – Самара: Издательство «Учебная литература». Издательский дом «Федоров», 2010. – 224 с.
  3. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. М., 2003.
  4. Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселева. –  Волгоград: Учитель, 2011. – 367  с.

Один ответ на “Развитие умения задавать вопросы у младших школьников.

  1. Деревякина Т.В. говорит:

    Спасибо за статью! Мне понравилось задание «Найди причину события».

Обсуждение закрыто.