Баранова Галина Павловна,
учитель начальняых классов
МБОУ «Краснояровская начальная
общеобразовательная школа»
Дульдургинского района
Всестороннему развитию ребёнка способствует учебное учреждение, в первую очередь, школа, где организуются не только классные занятия (работаю по системе Л.В. Занкова), но и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в разных формах: кружки, секции, занятия по интересам. Это способствует не только получению знаний, но и достижению высокого творческого уровня развития и мышления. Необходимо отметить, что урокам изобразительной деятельности и технологии отводится очень мало времени, всего по одному часу в неделю. Детям не хватает времени для развития своих творческих способностей, поэтому во внеурочное время в школе организуется работа кружков «Умелые ручки», «Юный художник».
Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс помогает проследить все этапы развития личности, пробуждает инициативу, самостоятельность, уверенность в себе. Психологи установили, что свойства психики человека основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются, главным образом, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Одной из форм внеклассной работы с детьми являются кружки художественного творчества. Кружки расширяют объём учебного материала, широко используются различные изобразительные средства: мелки, гуашь, тушь, цветная бумага, картон, пластилин. В кружках более глубоко знакомятся с произведениями прикладного изобразительного искусства. Такие кружки необходимы школьникам: если не удовлетворить потребности детей в этом возрасте они могут потерять интерес к рисованию. На таких занятиях учащиеся больше узнают о творчестве того или иного художника, знакомятся с техникой живописи. Тематика бесед определяется учителем творчески, с учётом конкретных воспитательных задач, знаний, имеющихся у детей. Важное воспитательное значение имеет организация выставок, художественных работ школьников, тематических конкурсов.
Работа в кружке «Умелые руки» позволяет детям учиться лепить из пластилина, глины, солёного теста. Каждая художественная техника развивает у ребёнка мелкую моторику рук, пальцев. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с разными материалами.
Занятия с детьми проводятся в игровой форме. Для учащихся игры — это способ самореализации, самовыражения, самооценки, а для учителя — процесс ненавязчивой подачи нового материала, приобретения личностных качеств. Игры должны иметь художественное начало, которое предусматривает переживание художественно — образного содержания.
Например, занятие по теме « Натюрморт»
Завязкой занятия служит игра « Путешествие в страну Натюрмортию».
Учитель раздаёт детям медальоны с изображением героев: хрустальная ваза, чугунок, берёзовое полено, рулон белой бумаги, картофелина, гипсовая голова. Дети выходят к доске, и сказка начинается… Остальные- зрители. Учитель просит сделать шаг вперёд и сыграть свою роль.
Хрустальная ваза — высокая и изящная.
Чугунок — самый большой и чёрный. Собрались предметы на совет и стали решать, кто самый главный в стране Натюрмортии.
— Ваза: Я, потому что самая высокая.
— Рулон: Я! Я самый белый и чистый.
Каждый предмет стал расхваливать свои достоинства, начинается шум, переполох. Но тут в страну «Натюрмортию» пришёл странствующий художник и разрешил спор предметов. Он разделил предметы на две группы по назначению. В первую группу ставит: чугунок, картофелину и полено. А в другую: гипсовую голову, рулон бумаги, хрустальную вазу. После разделения предметов на две группы, художник просит ребят повторить это в технике — аппликации на своих листах бумаги. Дети выполняют коллективную работу в творческих группах.
В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного значения, не имели бы значения воспитательного. В городах, посёлках помощниками учителя являются учреждения дополнительного образования, а в сельской малокомплектной школе, где нет поблизости внешкольных учреждений, максимально используются возможности только самой школы. И мы понимаем, что кружки это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Список использованных источников
1. Горский В.А. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов
под редакцией В.А. Горского –М.: Просвещение, 2010.
2. Сокольникова Н.М. ИЗО и методика его преподавания в начальной школе. Ученое пособие для студентов высших учебных заведений 2 –издание – М.: издательский центр «Академия», 2003.
3. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Ростов –на – Дону ЗАО «Книга» «Учитель», 2008.
4. Интернет – ресурс http://www.ug.ru/archive/4712