Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе
Волощук Оксана Георгиевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 43
г.Борзя
Скажи мне — я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня — я пойму.
Время не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями нас уже не удивишь, они стали привычными и являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития. Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.
Современная школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение. Выпускает в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Особенность обучения детей в начальной школе заключается в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для коллектива нашей школы и для меня лично работа по ФГОС НОО стала важным и ответственным делом. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат. Как следствие, у меня возникло много вопросов, которые предстояло и ещё предстоит решать в процессе реализации ФГОС. Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся УУД? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?
Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение (далее РКМПЧ), которая как я думаю, помогает формировать УУД.
Я считаю, что особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология помогает образованию новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.
Перед тем как приступить к использованию данной технологии на своих уроках, мною была прочитана книга С.И. Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке», где чётко сформулированы цели и задачи данной технологии, а так же описаны методики, разработки уроков, планирование учебного процесса.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.
Базовыми аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.
Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Технология РКМЧП решает следующие задачи:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления.
Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:
1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
3. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
4. Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
В основе технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.
Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.
Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Предлагаю фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола» с использованием технологии РКМЧП.
Организация работы |
Ход урока |
Стадия вызова
Вопрос классу.
Обсуждение в группах. |
— Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Подумайте и запишите это у себя в таблице. (Каждый вспоминает то, что он уже знает о глаголе.) — Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях. |
Обобщение | — Давайте теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными) |
Стадия осмысления |
— Теперь я попрошу вас выполнить упражнение самостоятельно. Задание на карточках, где предлагается изменить глаголы плясать, идти по лицам и числам. — Подчеркните те места, где вам было сложно выполнять задание. — Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам) — Где было трудно справиться с заданием? Почему? — Продолжите фразу: Изменение глаголов по лицам и числам называется ……. — Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос. — Что значит спрягать? Что изменяется у глагола при спряжении? — Посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах. Добавьте в свою таблицу, что нового вы узнали о глаголе. Далее дети выполняют упражнения предлагаемые учителем.
|
Стадия рефлексии
Мозговая атака: Фронтально, устно. |
— На этом наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами упражнений.- Что нового о глаголе вы узнали сегодня? (Дополняется таблица на доске)
— Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно писать окончания глаголов? — Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке? (Планируется работа на следующий урок: научиться определять спряжение глагола) |
Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.
Литература
- ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение.2009.- с.15
- Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-223с.
- Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асламов, Г.В. Бурменская.-М.: Просвещение, 2012. 151с.
Использую в своей работе технологию развитие критического мышления на уроках русского языка и чтения. Кроме приемов, которые указал автор статьи, использую следующие: прием «толстых и тонких вопросов», заполнение кластера, корзина идей, синквейн
спасибо
Оксана Георгиевна, вы большая молодец. желаю вам успехов. ваш опыт обязательно применю в своей работе.
В данной статье мне понравился описанный ход урока, со всеми этапами .Интересное начало статьи (эпиграф ),
Статья содержательная. Показано как данная образовательная технология связана с развитием УУД.И что совсем хорошо — это фрагмент урока, так как разъяснения мы получаем именно на практике.
Мне очень понравилась эта статья, удачно разработан урок, так как на нём у детей развиваются требуемые УУД. Видно, что учитель планирует уроки по ФГОС. Спасибо за предоставленный опыт, возьму на вооружение.
Наконец-то после долгих лет поиска мы пришли к выводу-«школа должна научить ребёнка учиться, жить, работать и зарабатывать». Начальная школа- это действительно очень важный этап в жизни маленького человека. Очень хорошо,что это начинают осознавать в среднем звене. Действительно, каждый компонент содержания обучения в начальной школе является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих. Я согласна,что начинать всегда сложно. Но, если данная технология РКМЧП позволяет формировать и развивать нового человека XXI века, научить его мыслить более эффективно, развивать у него умение думать, то её можно и нужно применять в своей работе. Очень понравился фрагмент урока русского языка в 4 классе с использованием технологии РКМЧП. Спасибо за труд.
На мой взгляд, ТРКМ представляет большой интерес как целостная система, обеспечивающая формирование всех видов УУД и, позволяющая тем самым, решить большой спектр проблем в образовательной сфере. Организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки. Я также активно использую на уроках русского языка и литературного чтения такие приёмы, как кластер и синквейн. Есть неплохие результаты. Полностью поддерживаю автора статьи. Успехов в работе!
Технология «Развитие критического мышления» безусловно направлена на формирование всех видов УУД.Всегда интересно применять на уроках что-то новое.Возьму ваш опыт на заметку.
Успехов Вам в работе.
Оксана Георгиевна,мне очень понравилась эта статья, удачно разработан урок, так как на нём у детей развиваются требуемые УУД. Видно, что учитель планирует уроки по ФГОС. Спасибо за предоставленный опыт, возьму на вооружение
Мне очень понравилась Ваша статья, спасибо!
Статья актуальна. Наступило время перемен. Учитель должен перестроиться на новые технологии и формировать нового человека . Спасибо за фрагмент урока
Статья понравилась,очень значимая.Хорошо ,что присутствует фрагмент урока,который составлен в соответствии с ФГОС,
Спасибо. Очень познавательная статья. В работу по ФГОС мне предстоит окунуться на будующий год и ваш опыт мне очень пригодится.
Спасибо за вашу статью. Действительно время не стоит на месте, оно требует необходимых перемен.