Развитие информационной культуры первоклассников на уроках как условие формирования навыков проектно-исследовательской деятельности

Титова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ Ясногорская СОШ

Оловяннинский район

 

В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, поэтому младших школьников нужно вовлекать в проектно-исследовательскую деятельность, которая предусматривает извлечение информации из различных источников.

В требованиях ФГОС НОО  четко сказано: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её» [2].

Работа над развитием информационной культуры как условия формирования проектно-исследовательской деятельности  начинается уже с первых уроков по обучению грамоте. Понятие «информация» вводится в словарь ученика с первых страниц «Азбуки», где ученики, анализируя объекты, представленные в рисунках, считывают информацию, учатся адекватно воспринимать как общий вопрос («Что можно узнать, рассматривая рисунки?»), так и более частный («О чём говорят позы, движения людей?»). А уже в конце учебника на основе анализа рисунков учащимся предлагается сделать вывод о современных способах сохранения и передачи информации на расстояние. «Прочтение» знаков-букв помогает не умеющим читать детям, определять, что обозначено тем или иным символом. «Чтение» пиктограмм-предложений помогает первоклассникам осознать, что отдельную мысль можно выразить в устной речи предложением и записать. Начиная с этой информации,  ученики придумывают предложения в соответствии с данной схемой, составляют маленькие тексты. При этом сопоставляя и анализируя схемы, дети приходят к выводу о многозначности схем.

Интенсивная работа с информацией идет на уроках литературного чтения (авт. В.Ю.Свиридова). Так, детям предлагается русская народная сказка «Кот и лиса», название которой необходимо определить по иллюстрации. Тем самым создаются условия для перекодирования информации из одного вида в другой. Система вопросов ориентирует учащихся на осмысление текста сказки: почему испугались волк и медведь? нравится ли вам кот? Ученики учатся интерпретировать информацию, воспринимать ее на слух и передавать одноклассникам, анализировать содержание сказки, формулировать выводы. Смысл следующего задания на различение видов задач: математических и литературных заключается в том, чтобы ученики сумели сделать это доказательно, обращаясь к текстам задач. Во время организованной учителем  игры-работы дети обнаруживают, что в математической задаче нет подробностей, а в литературной их много, что в математической задаче не может быть никакого осуждения поведения человека. Таким образом, данная форма работы направлена на выделение нужной информации, ее анализ.

Для формирования информационных умений в учебнике русского языка для первого класса представлены задания, которые обучают детей свободно ориентироваться в учебнике, постоянно обращаться к выполненным заданиям, справочному материалу. Например, дети выполняют задание из учебника «Русский язык» [4]. Учитель предлагает назвать гласные звуки в слове «пою». Ученик отвечает: «Поют разными звуками: низкими, высокими и этими…средними». После первичного восприятия учащихся спрашивают: «На какой вопрос отвечал ученик?». В предлагаемой ситуации первоклассники получают  возможность самостоятельно найти несоответствие, определить способы, источники восполнения недостающей информации, что немаловажно для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности.

Учебник  математики в 1 классе насыщен большим количеством рисунков, которые способствуют развитию умения понимать и удерживать информацию, представленную в неявном виде. Характер заданий ориентирует на дискуссию, обмен мнениями. Примером может служить задание 132 [5], которое знакомит с понятием «ломаная линия» и направлено на развитие умения работать с информацией, представленной в разных формах: необходимость выделения существенных признаков ломаной линии.

Очень важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний. Так, при изучении темы «Мера длины», ученики рассуждают о том, для чего необходимо измерять длину. Информацию на страницах учебника несут и сами картинки о старинных мерках измерения. Учитель использует простые вопросы, начинающиеся со слов «Что?», «Для чего?», «Где?», вовлекая, таким образом, в активную работу ту сторону мышления своих учеников, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая на вопросы, ребёнок формирует базу знаний по изучаемому материалу, создаёт платформу для дальнейшего погружения в тему [5].

Таким образом, развитие  информационной культуры младших школьников в первом классе на уроках  нужно рассматривать как условие для формирования основ проектно-исследовательской деятельности.

 

Список использованных источников

1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
2. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.-М.:Просвещение,2009.
3. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008–2009.

4. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 1 класса: – 6-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

5.  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: 2 ч. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом  «Фёдоров», 2013

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *