Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников

Козлова Любовь Николаевна,

  учитель начальных классов

МОУ  СОШ № 48 г. Борзя

         Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью.

Я работаю в начальных классах  37  лет и тема «Развитие и формирование речевой деятельности младших школьников» стала для меня приоритетной. За время работы учителем начальных классов у меня сложилась  система использования различных приемов, методов,   заданий и упражнений при работе над повышением эффективности речевой деятельности учащихся.

Изучая тему речевой деятельности младших школьников и обобщая свой опыт, я опиралась на работы таких исследователей и методистов, как

Соловейчик М.С., Бондаренко А.А.,   Ладыженской Т.А., Нечаевой Н.В. и др.           Практически все   авторы пособий выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью.

Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности  артикуляции. Известно, что дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому я всегда в начале урока использую дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата.     Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки.   Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:

— прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко;

— прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно;

— поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают её скручивать и одновременно говорить скороговорку. Побеждает тот, кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку;

— задания из учебника русского языка Н.В. Нечаевой.

Упражнение  42. Какие слова получатся, если первый звук произнести мягко? Запиши пары слов. Лук, рад, вол, нос, тапки, мал [6];

— Упражнение 68. Из алфавита выпишите буквы гласных. Сколько получилось букв? Почему считают, что гласных звуков 6?  [6];

Лексический уровень

Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса.  Обогащение словарного запаса осуществляется через  упражнения и задания, например:

— подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить — …);

— подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…);

— подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая);

— игра «Что бывает?»      ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий — …);

— игра «Узнавание»      ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза);

— игра «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец — …);

— игра «Сравни»  ( по вкусу – лимон и мед, по цвету – грушу и сливу, по высоте  – дерево и  куст).

Огромное число заданий такого характера представлено в учебнике русского языка Н.В.Нечаевой.

— Упражнение 28. Отгадай загаданный предмет. Заметь, какой признак оказался подсказкой.

Загаданный предмет бывает и большой, и маленький, он разный по форме – сложный и простой, находится в земле, имеет выход, является жилищем [6];

— Упражнение 55. Отгадай названия животных по статьям в толковом словаре. Запиши их.

Маленькая птичка с серо-чёрным оперением. Всеядная птица, серая с чёрным или чёрная. Зверёк из отряда грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. [6];

— Упражнение 210. Выпиши только те сочетания  слов, в которых противопоставляются антонимы. Осторожно: в некоторых словосочетаниях противопоставляются не антонимы, а разные признаки.

1. Сок сладкий и свежий; сок не сладкий, а кислый; сок сладкий, но уже вчерашний.

2. Это не правда, а ложь; это правда, но не вся; это и правда и ложь.

3. Линии прямые и кривые; линия не прямая, а  кривая; линия прямая, но не чёткая.  [7];

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.

Грамматический уровень. 

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения:

— найди ошибку:

Зимой в саду расцвели яблони.

          Запишем домашнее задание на дом.

         На улице лил большой дождь.

— составь  предложений по разным моделям :

Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)

— задания из учебника русского языка Н.В. Нечаевой.  Упражнение 179. Исследуйте, какие средства языка влияют на смысл предложений в каждой группе (форма слова, служебные слова, порядок слов, интонация).

Мы вернёмся через десять минут. Мы вернёмся минут через десять.

Мы играли в КВН с 3 «а». Мы играли в КВН за 3 «а».

Письма написаны брату. Письмо написано брату.

Все выполнили работу? Все выполнили работу. [7].

При работе  над развитием  связной речи  необходимо учить:

— рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);

— выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;

— строить логически обоснованное высказывание. При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у  него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Жанры, в форму которых можно облекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра,  непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление, например:

— «Если бы…»

«Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?);

— Повествование от имени неживого предмета:

«История из жизни старого башмака»,

«Одуванчик»,

«Новая сковорода»;

 «Цветные рассказы». Детям предъявляется цветная полоска, состоящая из   квадратов различного цвета, на основе которых и придумывается история.  Указываю на полоску  и спрашиваю: «Что бывает такого цвета?». Например,  детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: голубого, желтого, зеленого, белого. Рассказ может быть таким:  «На голубом небе светит ярко-желтое солнце. Зеленый лес улыбался солнышку, радуются теплу белые ромашки, нежные колокольчики»;

 — «Ролевые диалоги»:

придумать разговор сказочных персонажей по телефону;

разговор с библиотекарем (могут рассматриваться разные ситуации: потерял книгу, не знаешь автора).

Задания, представленные в учебнике русского языка Н.В. Нечаевой:

— Упражнение 208. Запишите текст.

У Мартышки было плохое настроение. Она сидела на финиковой пальме и ела финики. Чем больше она их ела, тем лучше у неё становился аппетит, но настроение почему-то на улучшалось. Мартышке было вкусно, но грустно.

Что противопоставляет союз но? Проведите эксперимент:

1)     Замените союз но союзом а;

2)     Теперь замените союз но союзом и.

В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима? Почему? [7].

Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: исправление недочетов произношения, постановки ударения, анализ допущенных речевых ошибок и их исправление.

Таким образом,  за период обучения в начальной школе мои ученики овладели навыками точного, уместного, выразительного использования языковых средств в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям.  Закончить хочу поговоркой:  «Коротка речь и ясна — оттого и прекрасна». Хочу пожелать вам добиться от ваших учеников ясных и прекрасных мыслей.

 

Список использованных источников

  1. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. — // Начальная школа. 2003, № 4.
  2. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах.- М.: «АСТ», 2006.
  3.   Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества.- М.: «Вако», 2009.
  4. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М.: «Просвещение», 1994.
  5.  Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. — М.: «Просвещение», 1991.
  6. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 6-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
  7.  Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 3 класса: В 2 ч. – 6-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *