Формирование универсальных учебных действий младших школьников при использовании учебно-методических комплексов системы Л.В. Занкова

Кривопалова Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 3 г. Балей

                  Целью  современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является «развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [1, c. 6].

В Стандарте принципиально новыми являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего. Теперь уже недостаточно просто усвоение только программных знаний, теперь необходимо формировать основу учебной деятельности, т.е. универсальные учебные действия (далее УУД).

Развивающая система Леонида Владимировича Занкова является одной из немногих систем, в которой при организации учебного процесса у ребёнка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД.  При организации учебного процесса происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы, развитие духовно-нравственной сферы и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. На таком понимании общего развития выстроены все занковские учебно-методические комплекты.

Рассмотрим это на конкретных примерах заданий учебников для 4 класса. Для того чтобы анализ был системным, во всех учебниках обратимся к разделам, которые изучаются примерно в одни и те же календарные сроки – в 3 четверти, и проследим межпредметные связи, являющиеся непременным условием развивающего обучения и в то же время требованием нового Стандарта.

В это время по курсу «Окружающий мир» рассматривается тема «Разнообразие природы Земли», по русскому языку «Грамматические признаки глагола», по математике «Объём и его измерение», по литературному чтению – тема «Огонь волшебного рассказа».

Окружающий мир. Знакомство с материалом строится на научно-популярном тексте, затем – на иллюстративном (наглядном) материале (иллюстрация «Смерть Беринга», карты мира,  природных зон) [3]. Таким образом, детям предлагаются разнообразные источники информации, дети учатся извлекать информацию из различных источников. Иллюстрация связывает нас с уроком литературного чтения и создаёт условия для формирования целостной картины мира, включая изучаемое в более широкие взаимосвязи.

Первый вопрос «Какими качествами должны обладать путешественники-первопроходцы?» и анализ репродукции иллюстрации  «Смерть Беринга» формирует у детей способность к самооценке, ориентирует их в нравственном содержании поступков, знакомит с основами моральных норм поведения, эмпатией – пониманием чувств  других, сопереживание, развитие эстетических чувств, а также обращается к личному опыту ребёнка.

Второй вопрос «Расскажите о природных зонах, в которых проходили северные экспедиции. Какие карты вам помогут?» ставит перед учениками новую проблему, требует от них умения осуществлять синтез (целое из частей), устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, высказываться в устной форме с опорой  на карты (познавательные УУД). В процессе осмысления проблемы у них  формируются умения принимать и учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в речи, в уме (регулятивные УУД). Конечно, это влияет на развитие способности к самооценке, ориентации в нравственном содержании поступков (личностные УУД). Анализ объектов, выделение главного, проведение сравнения (познавательные УУД)

Последний вопрос «Из текста выпишите географические названия. Найдите их на физической карте России» показывает взаимосвязь с уроками русского языка.

Русский язык. Задания учебника по русскому языку для 4 класса  начинается с заголовка «Неопределённая форма. Вид глагола» [4].

Учебник начинается с наиболее простого задания опирающегося на опыт учащихся. Упражнение 260. «Сравни, как представлены в двух текстах самостоятельные части речи. Сделай предположения, какой из этих текстов – описание, а какой – повествование. Почему ты так думаешь?» При выполнении задания обучающиеся сравнивают, классифицируют объекты по заданным в таблице критериям.  Вопросы, ответы на которые постепенно выводят ученика к построению логической цепочки (познавательные УУД).

Текст упражнения 263 и задание «Подтверждают ли слова писателя твои выводы о типах текста?» показывает связь с литературным чтением, а  красивое оформление являющееся средством дополнительной учебной мотивации.

Литературное чтение. Каждая глава начинается ярко и красочно оформленным шмуцтитулом. Внимательно рассмотрев,  который,   можно понять, о чём в этой главе пойдёт речь. Далее идёт обращение автора, в котором одновременно содержится задание.

Работая с текстом стихотворения Владимира  Торчинского «В лесу автобус ни к чему» [5] учащиеся должны кроме обмена впечатлениями аргументировать свой ответ фрагментами прочитанного текста. Это способствует развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учебником ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи (регулятивные УУД). Учащиеся также будут осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме, овладевать основами смыслового чтения текста, анализировать объект, выделять главное (познавательные  УУД).           В процессе работы с текстом учащиеся будут учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, соблюдать корректность в высказываниях, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, учиться владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные  УУД).

Математика. Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем – к знакомству с пространственными фигурами. Геометрические величины (длина, площадь, объём) изучаются на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развёртки пространственных фигур, находить площади и объёмы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.

Задание 295.  «Рассмотри предметы на рисунке. На какие геометрические фигуры похожи эти предметы? Чем предметы отличаются друг от друга? Чем они похожи? Как их все можно назвать? Можно ли их назвать пространственными? А объёмными?». Задание 296.  « Запиши номера коробок в порядке увеличения их объёма. Сравни размеры коробок. У какой коробки объём меньше?» [6]. Данные задания опираются на жизненный опыт учащихся, их выполнение учит анализировать объекты, выделять главное, строить рассуждение об объекте (познавательные  УУД) Выслушивая ответы одноклассников, ребёнок учится допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение. Выполняя учебные действия в устной и письменной речи, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми .

Условия для формирования личностных УУД создаются формой и стилем представления содержания учебника. Математический материал вводится через ситуацию «друзья спорят» (задание 314) [6]. Эта установка определяет тон и стиль обсуждения и между учащимися на уроке. Изображения детей, участвующих в споре, дополняются именами. Так обсуждение приобретает более личностный характер, что способствует развитию интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке; развитию эмпатии – пониманию чувств  других; усвоению основных моральных норм поведения.

Таким образом, приведённые выше примеры свидетельствуют о том, что УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта, а также  позволяют увидеть освоение предметного содержания на высоком уровне трудности при ведущей роли теоретических знаний и практическую реализацию системно-деятельностного подхода, обозначенного в Стандарте в качестве его основания.

Список использованных источников

1. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г.  Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2010

3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: 2 ч. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013

4. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса: 2 ч. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013

5. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: 2 ч. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом  «Фёдоров», 2013

6. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: 2 ч. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом  «Фёдоров», 2013

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *