Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Жапова Марина Александровна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №42 п.г.т. Шерловая Гора,

Оловяннинского района

                Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В своей работе мы  остановимся на тех приемах, которые помогают формированию универсальных учебных действий. В частности,  формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Коммуникативные универсальные учебные действия предполагают «владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета» [1, 14].

Предлагаем спектр заданий по русскому языку, направленных на  формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

1. Задание на выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые).   По представленным критериям обучающиеся  оценивают свою работу.

  Взрослые и дети толпилась на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столу лежала карта нашего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

  

 2. Задания на классификацию как по предложенным, так и самостоятельно найденным основаниям. Цель выполнения таких заданий состоит в   умении находить существенные признаки для обобщения. Занимаясь классификацией, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм; по количеству слогов.

Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.

Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:  по написанию (существительные с ь и без ь);  по родам (существительные мужского и женского рода);  по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

Таким образом,  классификация протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются классификация, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

Задания, предложение Н.В. Нечаевой, помогают формировать умение классифицировать как по заданным, так и самостоятельно найденным основаниям. Задания, предложенные детям   в период обучения грамоте [2].

— Распредели буквы в 2 группы. й Е с ё Э Ё е Й и З;

Прочитай слова. Запиши их в группы. Яша Яна Ялта Ян Якутск;

— Назови предметы. Распредели их в две группы. (книга, кукла, ручка, пенал, мяч).

 Продолжается эта работа по русскому языку   [3].

Упражнение 17. Прочитай статью из толкового словаря, в котором раскрываются три значения слова:

Письмо. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2. Умение писать. 3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

Распредели следующие прилагательные в три группы, учитывая три значения слова письмо.

Нежное, короткое, ровное, аккуратное, деловое, каллиграфическое, буквенное, важное, дружеское, славянское, иероглифическое, гневное, красивое.

3. Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Работа с текстом открывает возможности для формирования коммуникативно — логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Примером этому служит работа с деформированным текстом. Эта работа с восстановлением деформированного текста может проводиться в группах. Ученикам раздаются круги пяти цветов. Группы формируются по цвету кругов.

-Сейчас мы будем работать в группах. Но вначале давайте вспомним основные правила работы:

1.Работать дружно и активно.

2.Уметь слушать друг друга.

3.Уважать друг друга.

4.Внимательно относиться друг к другу.

5.Выслушивать ответы.

6.Работать успешно.

Каждой группе даётся текст, разделённый на части, и задание к нему.

Задание: прочитать, расположить части так, чтобы получился  текст.

При организации такой работы у обучающихся формируются  коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение  договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

 

  Список использованных источников

 

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская [и др.]; под редакцией А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2008. -151с.

2. Нечаева Н.В., Булычёва Н.К. Тетрадь по письму № 1, 2, 3, 4. 1 класс 6-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

3. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 6-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *