Использование игровых приёмов на уроках русского языка, как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

                                             Выходцева Светлана Александровна

учитель начальных классов                                                                                              МОУ СОШ №63    п .Чернышевск

      Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
— обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
— создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
— обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к учёбе. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.

Для успешного решения этой задачи используется на уроках игровая ситуация. Она формирует интерес к учебному процессу, к изучаемым предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность.

Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности. Это своеобразный учебный прием, при котором ребёнок легче, прочнее усваивает новый материал, создается бодрое, рабочее настроение, снимается утомляемость, поддерживается внимание на гораздо более длительное время.

Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции — правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.

Значение игровой ситуации невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.

Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно-деятельностные. Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие мотивации учащихся. Эти игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы растормошить скуку, однообразие.

С целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий  на уроках  русского языка можно использовать  игры:

« Кто быстрее соберёт вещи»

Цель игры: дифференциация шипящих звуков: [ж],[ш],[ч],[щ]; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками[ж],[ш],[ч],[щ];  «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт.
Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
« Кто быстрее, кто  точнее»

Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими [ж],[ш],[ч],[щ] и умение вычленять эти звуки.
Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж ш ч щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.

«Будь внимателен»

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:

Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.

 

Жилет, животное , живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
«ДА и НЕТ говорите»

Цель: учить связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.

Я могу загадывать нечто( число, предмет, героя),ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «ДА» или «НЕТ».

«Хорошо организованная жизнь-это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете делать на проволоке более сложные трюки»-однажды сказала американская журналистка Джейн Поли. Приёмы педагогической деятельности – сеть. А результат это хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные занятия.

Педагогу всегда необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому найти в нём индивидуальные личные особенности через проведение «нестандартных уроков», различных различные видов игр поможет достичь результатов одним из которых является коммуникативные УУД.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008 Беркалиев Т.Н.

2.Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб., 2007.

3.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1998.

4.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — М., 1993.танут родными.

 

 

 

10 комментариев на «Использование игровых приёмов на уроках русского языка, как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

  1. татьяна говорит:

    спасибо большое, мне понравилась ваша статья.

  2. николаева ирина говорит:

    Спасибо, статья интересная. Обязательно буду использовать и эти игры в первом классе.

  3. Наталья говорит:

    Спасибо, очень ценно))) Особенно тем учителям, которые только наробатывают свой опыт.

  4. Фаина говорит:

    Спасибо. Постараюсь в своей работе использовать ваш опыт.

  5. Макарова О.В. говорит:

    Молодец!

  6. Кабанова А. Ф говорит:

    Использование игровых приёмов мне пригодится в моей дальнейшей педагогической деятельности. Спасибо.

  7. Светлана говорит:

    В данной статье мне понравилось подробное описание игр, применяемых на уроках русского языка,а также логическое построение статьи . Желаю автору успехов в работе !

  8. Жанна говорит:

    В своей работе использую игровые приемы,поэтому мне очень интересным стало содержание этой статьи. Буду использовать описанные игры т.к. они способствуют развитию универсальных учебных действий.

  9. елена викторовна говорит:

    очень хорошая статья ,из которой можно взять для работы как практический так и теоретический материал для формирования коммуникативных ууд

  10. Алексей говорит:

    Чудо прямо, а не статья!!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *