Система оценивания достижений младших школьников

Блохина Галина Иннокентьевна,

Жилина Екатерина Павловна,

учителя начальных классов

МАОУ «СОШ № 5»

г. Краснокаменск

 

В настоящее время в образовательной системе Л.В. Занкова чётко определены сущность действий контроля и оценки в учебной деятельности, основные виды и функции контрольно-оценочных действий, обосновано место и роль контроля и оценки. Контроль и оценка – это важные учебные действия. Без них не формируется умение учиться. Во всех  предметных линиях системы Л.В. Занкова предметный учебный материал предполагает самостоятельную деятельность учащихся по открытию  новых знаний, направлен  на формирование приёмов умственной деятельности, на осознание процесса обучения и уровня его усвоения.

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Краснокаменска на протяжении 15 лет реализует программу развивающего обучения Л.В. Занкова. Мониторинговые исследования результативности обучения   позволяют сделать вывод  о высоком   уровне обученности, оптимальном интеллектуальном развитии,  овладении универсальными учебными действиями.   Необходимо отметить, что при изучении запросов    родителей большая часть отдаёт предпочтение развивающей системе Л. В. Занкова.

С введением  в образовательное пространство начальной школы  ФГОС пересмотрены подходы к системе оценки обучающихся.  В нашей школе разработана программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Основными функциями данной программы являются:

нормативная функция — фиксирование достижений конкретного учащегося в рамках государственного стандарта, административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, классов, уровня их подготовки и качества работы учителя;

информативно — диагностическая функция — связь между всеми участниками образовательного процесса;

функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

Учителю необходимо  видеть разницу между оценкой и отметкой. Если давать словесную оценку действиям обучающихся педагог может   с первых дней обучения в школе, то выставление отметок обучающимся  начинается со  второго  полугодия 2 класса. Контрольная отметка – это   результат определенного этапа обучения  учебного предмета и осуществляться через     проверочные и контрольные работы. Все результаты этих работ фиксируются в «Дневнике учебных достижений ученика». Такой Дневник есть у каждого ученика, учитель заполняет его после каждой работы, используя как отметку, так и содержательную оценку. Так родители и сам ученик имеют возможность не только видеть отметку за выполненную работу,  но и соотносить с содержательной оценкой учителя, которая формулируется не с позиции «что не так», а с позиции «что смог, что получилось».

Одной из форм реализации самоконтроля  по предмету  является оценочный лист, который даёт информацию об успешности усвоения темы как учеником, так класса в целом. Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала,  спланировать дальнейшую работу. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для учащихся оценочный лист является своеобразным стимулом самообразования, он позволяет видеть им изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений. Освоенные умения дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе умениям.                 

Общим  итогом обучения на определенном этапе  и сформированности универсальных учебных действий  является комплексная  работа,  цель которой – оценка уровня сформированности  таких умений как умение работать с информации представленной в различной форме,  решать учебно – практические,  учебно – познавательные задачи.

Эти и  другие достижения (учебные и внеучебные) являются основой для создания обучающимися портфолио. Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации системы оценки  и способствует повышению эффективности образовательного и воспитательного процесса в школе.

 Таким образом, разработанная  программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», помогает как учителю, так и ученику, предусматривая  разные формы оценивания  деятельности обучающегося.

 

Список использованных источников

1.  Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.

2. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.

3.Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой школы. // Народное образование. 2010.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2100.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *