Работа по формированию умения решать задачи

 

Дисковец Фаина Валентиновна,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                МОУ ООШ с. Иргень

                                                                           Читинского района

     Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника.

Обучение решению задач это средство развития познавательных способностей  учащихся, воспитание их внимания, формирование различных мыслительных приёмов. Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых дней обучения в школе. Первые шаги при решении простых задач, казалось бы, не вызывают у учащихся затруднений. Но самостоятельное решение  задач оказывается многим не по силам. Со временем, переходя из класса в класс, эти дети испытывают всё большие трудности. Причина трудностей в том, что у детей не сформулировано умение анализировать текст, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними взаимосвязь, являющуюся основой выбора действия для решения задачи   [2].

В своей работе   я использую  тетради Н.Б. Истоминой «Учимся решать задачи». Остановлюсь на особенностях работы с данным пособием на подготовительном этапе, т.е. в 1 классе. Тетрадь содержит увлекательный, полный, разнообразный пропедевтический дополнительный материал к учебнику и её основное назначение – помочь учителю сформировать у учащихся с 1 класса умение решать текстовые  задачи.

На первом этапе дети работают с близкими и понятными им предметными моделями (круги, квадраты, треугольники).

В качестве примера  рассмотрим  несколько задач из тетради.

  1. Использование  предметной  модели для понимания как условия задачи, так и умения находить целое.

Маша утром съела 3 яблока, а вечером ещё 4.

а) Закрась красным цветом столько кругов, сколько яблок съела Маша утром, а жёлтым столько кругов, сколько яблок она съела вечером.

б) Обведи кривой замкнутой линией те круги, которые обозначают все яблоки, которые Маша съела.

К каждому заданию нарисовано какое-то количество кругов.

Работая с этой задачей ребёнку не нужно записывать выражение, достаточно лишь взять карандаши указанного цвета и закрасить нужное количество кругов. Но сколько умений надо применить ученику, чтобы выполнить всё правильно.  Ему  надо проанализировать текст, выделить известное и то, что надо сделать, взять карандаши нужного цвета и закрасить нужное количество кругов.

В первую очередь ребёнок читает текст и анализируя его, выделяет известное (о ком?  что она делала? сколько съела яблок утром? сколько вечером?), узнаёт, что надо сделать (карандашами какого цвета закрасим яблоки съеденные утром? вечером?), выполняет задание.

Дальше из 14 предложенных кругов надо обвести кривой замкнутой линией только те, что  обозначают  съеденные яблоки. Здесь и работа с геометрическим материалом, и выделение нужной части из целого. На этом этапе важно чтобы ребёнок  научился «видеть» текст  и анализировать его.

  1. Использование  графической модели для понимания условия задачи.

В вазе 4 белые розы и 5 красных.

а) обозначь отрезком красные розы, если белые розы обозначены отрезком АК.

б) построй отрезок, который обозначает все розы в букете.

И вновь важно понимание прочитанного текста, но кроме этого здесь включается работа с отрезками. Ребёнок должен усвоить, что белых роз меньше, чем красных, а значит и отрезок будет короче. Поняв это, он уже видит, что белые розы обозначены отрезком АК, и чертит отрезок длиннее.

Дальше работая с циркулем надо построить отрезок, обозначающий все розы. Важно понимание, что нужно взять все розы вместе, а  не только белые или красные.

3. Формирование умения выбирать и объяснять свой выбор действий.

У Вовы 10 марок, а у Пети – на 7 марок больше.

Выбери и подчеркни выражение, которым записано количество марок Пети.

10-7      10-3        10+7      7+3

Работая с  этой задачей, учащимся нужно уметь выбрать правильный ответ. Анализируя текст ребятам важно понять, что у Пети марок больше на 7.  То есть их столько же, да ещё 7.  Поняв это, они уже смогут выбрать правильное выражение.

Задания, которые выполняют обучающиеся в полной мере помогают сформировать умение анализировать текст задачи и вычленять из него главное.    В своей практике убедилась, что, формируя у младших школьников общие способы действия при решении тестовых задач, можно не только увеличить степень самостоятельности учащихся при моделировании ситуации задачи и отыскании ответа на вопрос, но и развить интерес к поиску наиболее рациональных способов решения.

 

Литература:

  1. Истомина Н.Б.. Тетрадь по математике «Учимся решать задачи». 1 класс.
  2. «Начальная школа». – 1981 г., № 11 Истомина Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи.

 

 

16 комментариев на «Работа по формированию умения решать задачи»

  1. Галина говорит:

    Статья интересная. При решении текстовых задач буду опираться на тетради Истоминой.

  2. николаева ирина говорит:

    Ваш опыт интересен. Возьму на заметку.

  3. Елена говорит:

    Фаина Валентиновна, спасибо вам за интересную и полезную статью.

  4. Надежда говорит:

    Согласна с Вами,что при работе с задачами у детей формируются умения анализировать, находить главное,самостоятельно искать способы решения . Статья интересная.Спасибо.

  5. Статья очень интересная и полезная. Спасибо Вам!

  6. Олеся Мельник говорит:

    Умение решать задачи действительно является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Ребёнок, приходя в среднее звено, испытывает затруднение в данной области. С причинами таких затруднений, которые вы указали в своей статье ( » Причина трудностей в том, что у детей не сформулировано умение анализировать текст, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними взаимосвязь, являющуюся основой выбора действия для решения задачи .») я полностью согласна. Тема действительно актуальна. Понравился анализ заданий из тетради Истоминой Н.Б. «Учимся решать задачи». Спасибо.

  7. Светлана говорит:

    Спасибо! Замечательная возможность для начинающих учителей воспользоваться наработками опытных педагогов!

  8. Надежда Котегова говорит:

    Статья, мне очень понравилась, возьму на заметку.

  9. ирина ланцева говорит:

    Статья интересная.Возьму на заметку.Спасибо.Тема очень актуальна.

  10. Анна говорит:

    Ваша статья очень познавательна, на сегодняшний день эта тема для нас учителей, актуальна. Спасибо вам!

  11. Ирина Козьмина говорит:

    В своей работе сталкиваюсь с такой проблемой, как решение детьми текстовых задач, поэтому считаю, что данная статья актуальна и полезна

  12. Татьяна Курилова говорит:

    Статья полезная, интересная, актуальная

  13. Единархова Л.Н.. говорит:

    Статья познавательна,актуальна.Спасибо.

  14. Ирина Козьмина говорит:

    Формирование умения решать задачи — работа кропотливая и трудная. Данная статья полезна и актуальна. Спасибо.

  15. Голятина Екатерина говорит:

    Спасибо. Полностью с вами согласна, пока ребенок не осмыслит текст и не назовет, что означает каждое число, он не увидит как решить задачу.

  16. Болдырева Л. П.. говорит:

    Ваш опыт показателен. Могу подсказать, что можно сделать обшие заготовки к разным видам задач. Далее можно подставлять данные из условия задачи, это экономия времени урока и способствует эффективному усвоению условия задачи.9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *