Олимпиада по технологии

1 раздел «Общие сведения»

Олимпиада школьников по технологии проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060).

Основными целями олимпиады школьников по технологии являются:

-выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности;

-пропаганда научных знаний;

-повышение уровня и престижности технологического образования школьников;

-содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;

— повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей;

-выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;

-выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии;

-привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.

Задачами олимпиады по технологии являются:

— выявление и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным разделам содержания образовательной области «Технология»,

-умений использовать эти знания, оценка практических умений учащихся и выполненных ими творческих проектов.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное искусство».

Подготовка к олимпиаде по технологии для девочек проводится по двум направлениям: теоретические знания + тестирование + практические задания

 

 

 

 

 

 

 

 

2 раздел «Подготовка к олимпиаде 7-11классы»

1.Теоретическая подготовка- основные вопросы по разделам.

Раздел и подраздел

Тема

Технология обработки пищевых продуктов

1. Физиология питания. Витамины.

2. Овощи, блюда из овощей. Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки.

3.Молоко, молочные продукты и блюда из них.

4. Рыба, морепродукты и блюда из них.

5. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Мясо и блюда из мяса.

6. Мясо, мясные продукты и блюда из них.

7. Виды теста и блюда из него. Сладкие блюда и напитки.

8. Порядок сервировки, оформление стола. Уход за посудой.

9. Пряности и приправы.

Элементы материаловедения

1. Натуральные волокна растительного происхождения.

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

2.. Натуральные волокна животного происхождения.

Свойства шерстяных и шёлковых тканей.

3. Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы.

Элементы машиноведения

1. Регуляторы швейной машины, декоративные строчки.

2. Устройство и установка швейной иглы.

3. Машинные швы.

Конструирование и моделирование

1. Моделирование фартуков.

2. Моделирование юбок.

3. Моделирование изделий с цельнокроеным рукавом.

4. Конструирование и моделирование изделий с втачным рукавом.

5. Мерки.

Рукоделие

1. Виды рукоделия. Простейшие ручные швы. Гладь.

2. Счётные швы. Использование компьютера для вышивания. Схемы.

3. Вязание крючком. Вязание спицами.

4. Лоскутная техника.

Эстетика и гигиена жилища

1. Уход за одеждой.

2. Уборка квартиры.

3. Уход за комнатными растениями.

Культура дома

1. Интерьер квартиры.

2. Оборудование квартиры.

3. Освещение и отделка квартиры.

4.Бюджет семьи

5.Бизнес план

Красота и мода

1. История костюма.

2. Направления в современной моде.

3.Уход за кожей, нанесение макияжа

Проект

1.Выбор и обоснование темы проекта.

Анализ потребностей.

2.Разработка технологической последовательности.

Технологическая карта.

3.Экономический расчёт.

Вывод.

4. Реклама.

Тесты

Работа над тестами.

 

 

 

2. Практические задания.

Практические задания при подготовке к олимпиаде основаны по 2-м направлениям:

1 — технология обработки швейных изделий;

2 — моделирование.

Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе.

Например, практические задания по конструированию и моделированию включают в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия.

Внимательно нужно рассмотреть эскиз и прочитать описание модели, выполнить моделирование, т.е. нанести новые линии фасона на чертеж основы, и подготовить выкройку изделия к раскрою, нанеся на нее все необходимые обозначения.

Для учащихся 7 классов в качестве задания по технологии обработки ткани предложить и выполнить различные виды швов или несложных элементов текстильных изделий с обработкой технологических узлов.

По разделу «Моделирование швейных изделий» — моделирование известных изделий фартука или юбки,

но в оригинальном дизайнерском исполнении.

Для учащихся 8-9, как и для 10-11 классов объектом для проверки умений может служить уже какой-либо технологический узел швейного изделия

— обработка накладного кармана с прямыми углами;

— обработка фигурного пояса юбки,

— обработка пояса юбки и соединения его с юбкой;

— втачивание тесьмы-молнии;

— виды обработок нижнего среза изделия;

— обработка, паты, хлястика, клапана;

— соединение кокетки с основной деталью;

— обработка выреза горловины;

— обработка вытачек.

В задании по моделированию в 8-9 классе целесообразно предложить моделирование поясного изделия с разнообразными конструктивными элементами отделки.

А для 10-11 классов — плечевое изделие с рукавом или без рукавов.

При подготовке учащихся к олимпиаде (муниципальной, районной) разрабатываемые практические задания по конструированию и моделированию одежды должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия. Внимательно рассмотрев эскиз и прочитав описание модели, учащиеся должны выполнить моделирование, т.е. нанести новые линии фасона на чертеж основы, и подготовить выкройку изделия к раскрою, нанеся на нее все необходимые обозначения.

3 раздел –Подготовка к региональному этапу

Цель: научить правильно разработать проект и презентацию и защитить его.

При подготовке учащихся к региональной олимпиаде разрабатывается проект по одному из видов прикладного искусства, которые должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж изделия. К проекту прилагается само изделие и презентации. Учащиеся должны защитить и продемонстрировать изделие.

4 раздел-

-Рекомендуемая литература при подготовке к олимпиаде по технологии

Учебники по технологии 5-11 классы под редакцией В.Д. Симоненко:

— «Технология 5 класс» Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Изд. Центр « Вентана –Граф» 2012

— «Технология 5 класс» В.Д. Симоненко.Те Изд. Центр « Вентана –Граф» 2008

— «Технология 6 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2008

— «Технология 7 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2012

— «Технология 8 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2005

— «Технология 9 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2005

— «Технология 10 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2002

— «Технология11 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2008

-«Технология обработки ткани 7-9 классы»

— записи в рабочих тетрадях.

— тестовый материал

Электронные ресурсы

1. elkniga.ucoz.ru

2. technologyedu.ruload/uchebniki/4

3. http://www.tot.150-mousosh10.edusite.ru/p4aa1.html

4. Национальное образование. Форма доступа: rost.ru/projects

5. федерация Интернет-образования /В помощь учителю СОМ/ Фома доступа: fio

6. Всероссийская олимпиада. Фома доступа: www.rosolymp.r