1 раздел «Общие сведения»
Олимпиада школьников по технологии проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060).
Основными целями олимпиады школьников по технологии являются:
-выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности;
-пропаганда научных знаний;
-повышение уровня и престижности технологического образования школьников;
-содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;
— повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей;
-выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;
-выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии;
-привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.
Задачами олимпиады по технологии являются:
— выявление и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным разделам содержания образовательной области «Технология»,
-умений использовать эти знания, оценка практических умений учащихся и выполненных ими творческих проектов.
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное искусство».
Подготовка к олимпиаде по технологии для девочек проводится по двум направлениям: теоретические знания + тестирование + практические задания
2 раздел «Подготовка к олимпиаде 7-11классы»
1.Теоретическая подготовка- основные вопросы по разделам.
Раздел и подраздел
Тема
Технология обработки пищевых продуктов
1. Физиология питания. Витамины.
2. Овощи, блюда из овощей. Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки.
3.Молоко, молочные продукты и блюда из них.
4. Рыба, морепродукты и блюда из них.
5. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.
Мясо и блюда из мяса.
6. Мясо, мясные продукты и блюда из них.
7. Виды теста и блюда из него. Сладкие блюда и напитки.
8. Порядок сервировки, оформление стола. Уход за посудой.
9. Пряности и приправы.
Элементы материаловедения
1. Натуральные волокна растительного происхождения.
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
2.. Натуральные волокна животного происхождения.
Свойства шерстяных и шёлковых тканей.
3. Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы.
Элементы машиноведения
1. Регуляторы швейной машины, декоративные строчки.
2. Устройство и установка швейной иглы.
3. Машинные швы.
Конструирование и моделирование
1. Моделирование фартуков.
2. Моделирование юбок.
3. Моделирование изделий с цельнокроеным рукавом.
4. Конструирование и моделирование изделий с втачным рукавом.
5. Мерки.
Рукоделие
1. Виды рукоделия. Простейшие ручные швы. Гладь.
2. Счётные швы. Использование компьютера для вышивания. Схемы.
3. Вязание крючком. Вязание спицами.
4. Лоскутная техника.
Эстетика и гигиена жилища
1. Уход за одеждой.
2. Уборка квартиры.
3. Уход за комнатными растениями.
Культура дома
1. Интерьер квартиры.
2. Оборудование квартиры.
3. Освещение и отделка квартиры.
4.Бюджет семьи
5.Бизнес план
Красота и мода
1. История костюма.
2. Направления в современной моде.
3.Уход за кожей, нанесение макияжа
Проект
1.Выбор и обоснование темы проекта.
Анализ потребностей.
2.Разработка технологической последовательности.
Технологическая карта.
3.Экономический расчёт.
Вывод.
4. Реклама.
Тесты
Работа над тестами.
2. Практические задания.
Практические задания при подготовке к олимпиаде основаны по 2-м направлениям:
1 — технология обработки швейных изделий;
2 — моделирование.
Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе.
Например, практические задания по конструированию и моделированию включают в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия.
Внимательно нужно рассмотреть эскиз и прочитать описание модели, выполнить моделирование, т.е. нанести новые линии фасона на чертеж основы, и подготовить выкройку изделия к раскрою, нанеся на нее все необходимые обозначения.
Для учащихся 7 классов в качестве задания по технологии обработки ткани предложить и выполнить различные виды швов или несложных элементов текстильных изделий с обработкой технологических узлов.
По разделу «Моделирование швейных изделий» — моделирование известных изделий фартука или юбки,
но в оригинальном дизайнерском исполнении.
Для учащихся 8-9, как и для 10-11 классов объектом для проверки умений может служить уже какой-либо технологический узел швейного изделия
— обработка накладного кармана с прямыми углами;
— обработка фигурного пояса юбки,
— обработка пояса юбки и соединения его с юбкой;
— втачивание тесьмы-молнии;
— виды обработок нижнего среза изделия;
— обработка, паты, хлястика, клапана;
— соединение кокетки с основной деталью;
— обработка выреза горловины;
— обработка вытачек.
В задании по моделированию в 8-9 классе целесообразно предложить моделирование поясного изделия с разнообразными конструктивными элементами отделки.
А для 10-11 классов — плечевое изделие с рукавом или без рукавов.
При подготовке учащихся к олимпиаде (муниципальной, районной) разрабатываемые практические задания по конструированию и моделированию одежды должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия. Внимательно рассмотрев эскиз и прочитав описание модели, учащиеся должны выполнить моделирование, т.е. нанести новые линии фасона на чертеж основы, и подготовить выкройку изделия к раскрою, нанеся на нее все необходимые обозначения.
3 раздел –Подготовка к региональному этапу
Цель: научить правильно разработать проект и презентацию и защитить его.
При подготовке учащихся к региональной олимпиаде разрабатывается проект по одному из видов прикладного искусства, которые должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж изделия. К проекту прилагается само изделие и презентации. Учащиеся должны защитить и продемонстрировать изделие.
4 раздел-
-Рекомендуемая литература при подготовке к олимпиаде по технологии
Учебники по технологии 5-11 классы под редакцией В.Д. Симоненко:
— «Технология 5 класс» Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Изд. Центр « Вентана –Граф» 2012
— «Технология 5 класс» В.Д. Симоненко.Те Изд. Центр « Вентана –Граф» 2008
— «Технология 6 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2008
— «Технология 7 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2012
— «Технология 8 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2005
— «Технология 9 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2005
— «Технология 10 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2002
— «Технология11 класс» В.Д. Симоненко. Изд. Центр « Вентана –Граф» 2008
-«Технология обработки ткани 7-9 классы»
— записи в рабочих тетрадях.
— тестовый материал
Электронные ресурсы
1. elkniga.ucoz.ru
2. technologyedu.ru›load/uchebniki/4
3. http://www.tot.150-mousosh10.edusite.ru/p4aa1.html
4. Национальное образование. Форма доступа: rost.ru/projects
5. федерация Интернет-образования /В помощь учителю СОМ/ Фома доступа: fio
6. Всероссийская олимпиада. Фома доступа: www.rosolymp.r