Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, проявивших высокие способности в области физической культуры и спорта, осуществляющих обучение по дополнительным программам физкультурно-спортивной направленности

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, проявивших высокие способности в области физической культуры и спорта, осуществляющих обучение по дополнительным программам физкультурно-спортивной направленности

 Пояснительная записка

Индивидуальная образовательная траектория — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательный маршрут, обеспечивающий обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации особой программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Направление: физкультурно-спортивная

В рамках ИОТ применяются разные виды спортивной подготовки:

Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием и подготовки спортсмена. Совершенствование подготовленности школьников включает четыре вида подготовки: техническую, физическую, тактическую и психологическую.

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения юными спортсменами техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов. В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение 4 базовых движений является обязательным для обучающихся на, специализирующегося в данном виде спорта. К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного ученика.

Физическая подготовка — это возможность функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

 Тактическая подготовка обучающегося зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанный с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Психологическая подготовка необходима для формирования у школьников психической готовности к конкретным соревнованиям и тренировкам. По своей структуре психическая подготовленность неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовка Специальная подготовка — целеустремленность (ясное видение перспективной цели) — устойчивость к стрессу на тренировках и соревнованиях — решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений) — совершенство восприятий параметров движений, окружающей среды — настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели) — обеспечение эффективной мышечной координации — выдержка и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения) — способность перерабатывать информацию при дефиците времени — самостоятельность и инициативность — способность предвидеть реальные действия

Система спортивной подготовки – основное слагаемое успешной подготовки школьников, которая строится на основе системного использования методов упражнений. В нее входят ряд соревнований, которые организуются в соответствии с закономерностями функционирования спорта.

Средства спортивной подготовки это разнообразие физических упражнений, которые прямо или опосредованно влияют на повышение мастерства спортсменов.

Их можно разделить на три группы:

Общеподготовительные — это упражнения, преимущественно, общей подготовки. Однако именно эти упражнения предупреждают повышенный травматизм при тренировках.

Общая физическая подготовка является основой специальной тренированности.

— Специально-подготовительные — это упражнения, включающие элементы соревновательных действий.

Принципы спортивной подготовки

Закономерности спорта, выраженные в его соревновательном начале, выдвигают в качестве одного из специфических принципов спортивной тренировки направленность к высшим достижениям. Устремленностью к высшим достижениям в значительной мере предопределяются все отличительные черты спортивной тренировки: ее целевая направленность и задачи, состав средств и методов, соревновательная деятельность и т.д.

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется тем, что: — спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс;

— воздействия каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа как бы наслаиваются на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их; — работа и отдых в процессе спортивной тренировки организуются так, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и особенностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта;

— интервалы между тренировочными занятиями выдерживаются в пределах, гарантирующих в общей тенденции спортивной подготовленности неуклонное развитие тренированности.

Суть данного принципа заключается в необходимости построения тренировочного процесса таким образом, чтобы в наибольшей степени обеспечивать преемственность положительного эффекта тренировочных занятий.

Принцип волнообразности и вариативности нагрузок. Волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать противоречий между объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и, таким образом, является инструментом реализации в тренировочном процессе ряда важнейших закономерностей спортивной тренировки. Вариативность нагрузок позволяет обеспечить всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений, а также их отдельных компонентов и способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, а также профилактике явлений переутомления и перенапряжения функциональных систем.

Принцип цикличности тренировочного процесса. В форме циклов строится весь тренировочный процесс. В зависимости от  масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо — и макроциклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса. Принцип постепенности увеличения нагрузки и тенденция к максимальным нагрузкам. Постепенность в тенденции к максимальным нагрузкам немаловажный фактор достижения спортивных результатов. Повышение нагрузок, а соответственно, и получение более высоких результатов, должно быть сопряжено с возможностями организма юных спортсменов

 

1.Целевой раздел

На основе мониторинга спортивных достижений обучающиеся, проявившие высокие способности в области физической культуры и спорта разделены на три группы.

В 1 группе обучающиеся, которые проявили высокие способности в области физической культуры и спорта на уровне РФ и региона, во 2 группе обучающиеся, которые проявили высокие способности в области физической культуры и спорта на уровне региона и округа и в 3 группе — на округа и района.

По списочно в таблице.

1 группа Высокие способности в области физической культуры и спорта

на уровне РФ и региона

Юноши Девушки
  Тарасов Никита

Дамбаев Эдир

Цыдыпов Тимур

Бальжитов Бато

Жаргалов Денис

Ракшаев Данзан

Намсараева Раджана

Аюрова Алия

Жаргалова Цырена

Жаргалова Дари

Базарон Долгор

 

2 группа Высокие способности в области физической культуры и спорта

на уровне региона и округа

  Бороев Булат

Доржиев Болот

Шойжапов Сультим

Цыренов Эрдэм

Цыриторов Дашинима

Галсандандаков Булат

Лубсанов Жаргал

Игнатьев Иван

Балданов Аюша

Арсаланов Базар

Санданов Бадма

Загдаев Булат

Аюров Очир

Аюров Эрдэм

Гыдыпова Алина

Фонадь Анастасия

Батуева Надежда

Батуева Таня

Доржиева Санжайла

Цырендоржиева Сэржэна

Галиндибаева Александра

Нимажапова Арьяна

Аюрова Соелма

 

 

Высокие способности в области физической культуры и спорта

на округа и района

   

Галсандондоков Алдар

Жаргалов Цырен

Цымжитов Максим

Эрдынеев Алдар

Жапов Цырен

Бороев Жаргал

Мижитдоржиева Вика

Бальжинимаева Туяна

Осорова Цырена

Гантимурова Сабрина

Дабаева Мария

Дашинимаева Удьяна

Аюрова Сэндэма

Мункуева Саяна

Бальжинимаева Туяна

        

В данных группах обучающиеся с ярко выраженными спортивными способностями.  Они демонстрируют высокий уровень развития физических качеств, занимаются в секциях волейбола, легкой атлетики. Участвовали на разных этапах всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры» (на муниципальном, региональном, всероссийском), а также в спортивных соревнованиях по волейболу, легкой атлетике. В силу своих повышенных способностей к физической культуре у обучающихся имеется высокая мотивация к занятиям, потребность в дальнейшем развитии и самореализации в области физической культуры.

Цель: сформировать благоприятные условия для обучения, подготовки и развития, создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности школьников по физкультурно-спортивной направленности.

Индивидуальная траектория развития обучающихся по данному направлению является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую мотивацию школьников к спортивным достижениям;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять физические возможности через тренировки, самоподготовки.
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

 

 

 

 

 

 

  1. Содержательный раздел

Диагностическая карта уровня подготовленности

 

Группа Виды подготовленности Сильные стороны Проблемные стороны Примечания Средства, методы и направления  работы
   1 группа  (юноши)

 

Тарасов Никита

Дамбаев Эдир

Цыдыпов Тимур

Бальжитов Бато

Жаргалов Денис

Ракшаев Данзан

 

1 группа (девушки)

Намсараева Раджана

Аюрова Алия

Жаргалова Цырена

Жаргалова Дари

Базарон Долгор

 

 

Общая физическая подготовленность Быстрота Гибкость Выявлен высокий уровень физической подготовленности.  Высокий уровень развития мышечной силы Работа на поддержание уровня развития физических качеств.

Ежедневная работа на развитие быстроты, выносливости

Ведение дневников самоконтроля.

Сила
Ловкость
Выносливость
Легкая атлетика Прыжки в длину Ошибки в технике (недостаточная высота отталкивания) Результат достигается за счет высокого уровня развития физических качеств. Исправление технических ошибок позволит в полной мере реализовать возможности и добиться еще более высоких результатов

 

Наблюдаются несистемные тренировки

Работа на освоение рациональной техники двигательных действий (имитационные упражнения, специальные беговые упражнения) в процессе уроков и самостоятельных занятий.

Идеомоторные упражнения.

Просмотр видеороликов.

Бег на короткие дистанции Ошибки в технике (неправильная работа рук)
Бег на длинные дистанции Избыточное напряжение мышц плечевого пояса
Метания Неправильная (низкая) траектория при выпуске снаряда
Баскетбол Бросок мяча с места со средней дистанции.

Бросок мяча на два шага правой рукой.

Передачи.

Скоростное ведение по прямой.

Бросок мяча на два шага левой рукой.

Нестабильность штрафного броска.

 Ведение с изменением направления («пронос» мяча).

Достаточно высокий уровень владения техникой двигательных действий, но  наблюдается отсутствие стабильности. Работа на уроках физкультуры.

Посещение секции. Анализ техники движений по предоставленным видеороликам.

Самостоятельное выполнение имитационных и идеомоторных упражнений.

  Волейбол Техника и точность верхней прямой подачи.

Техника выполнения верхней передачи.

Техника и точность нападающего удара.

Прием мяча двумя руками снизу Высокий уровень владения техническими действиями. Ошибки при приеме мяча возникают из-за избыточного напряжения мышц плевого пояса и ног. Отработка на секции.

Индивидуальная работа «со стеной»

Психологическая подготовленность Высокий уровень работоспособности (настойчивость, стремление добиться результата), ответственность, способность к концентрации.  

Смелость.

Сложность выступлений на публику перед большим количеством людей (выступлений на показ).

Упрямство.  

Высокий уровень развития волевых качеств, ответственность и стремление добиться результата являются основными опорными качествами.  

Есть проблемы с выступлением на публику, что приводит к излишнему напряжению и ошибкам в технике.  

Участие в соревнованиях. Участие в тренировках, моделирующих соревновательные условия (шум, большое количество людей, постороннее оценивание).

Аутогенная и идеомоторная тренировка.

Теоретическая подготовленность Высокий уровень теоретической подготовленности по разделу «общетеоретические и исторические сведения о ФКиС» Жесты судей в футболе и баскетболе.

Размеры спортивных площадок.

При подготовке обязательно выучить имена российских спортсменов, успешно выступивших на О.И.. Повторить важные даты в истории ФКиС.

Решить  задания заключительных этапов за последние 2 года (несколько вопросов всегда повторяются).

 

 

 

Самостоятельная подготовка по сборникам Чеснокова Н.Н..

Просмотр образовательных видеороликов

Группа Виды подготовленности Сильные стороны Проблемные стороны Примечания Средства, методы и направления  работы
   2 группа  (юноши)

Бороев Булат

Доржиев Болот

Шойжапов Сультим

Цыренов Эрдэм

Цыриторов Дашинима

Галсандандаков Булат

Лубсанов Жаргал

Игнатьев Иван

Балданов Аюша

Арсаланов Базар

Санданов Бадма

Загдаев Булат

Аюров Очир

Аюров Эрдэм

 

2группа (девушки)

Гыдыпова Алина

Фонадь Анастасия

Батуева Надежда

Батуева Таня

Доржиева Санжайла

Цырендоржиева Сэржэна

Галиндибаева Александра

Нимажапова Арьяна

Аюрова Соелма

Общая физическая подготовленность Быстрота Гибкость Выявлен высокий уровень физической подготовленности.  Высокий уровень развития мышечной силы Работа на поддержание уровня развития физических качеств.

Ежедневная работа на развитие быстроты, выносливости

Ведение дневников самоконтроля.

  Сила      
  Ловкость      
  Выносливость      
Легкая атлетика Прыжки в длину Ошибки в технике (недостаточная высота отталкивания) Результат достигается за счет высокого уровня развития физических качеств. Исправление технических ошибок позволит в полной мере реализовать возможности и добиться еще более высоких результатов

 

Наблюдаются несистемные тренировки

Работа на освоение рациональной техники двигательных действий (имитационные упражнения, специальные беговые упражнения) в процессе уроков и самостоятельных занятий.

Идеомоторные упражнения.

Просмотр видеороликов.

    Бег на короткие дистанции Ошибки в технике (неправильная работа рук)    
  Бег на длинные дистанции Избыточное напряжение мышц плечевого пояса    
  Метания Неправильная (низкая) траектория при выпуске снаряда    
Баскетбол Бросок мяча с места со средней дистанции.

Бросок мяча на два шага правой рукой.

Передачи.

Скоростное ведение по прямой.

Бросок мяча на два шага левой рукой.

Нестабильность штрафного броска.

 Ведение с изменением направления («пронос» мяча).

Достаточно высокий уровень владения техникой двигательных действий, но  наблюдается отсутствие стабильности. Работа на уроках физкультуры.

Посещение секции. Анализ техники движений по предоставленным видеороликам.

Самостоятельное выполнение имитационных и идеомоторных упражнений.

Волейбол Техника и точность верхней прямой подачи.

Техника выполнения верхней передачи.

Техника и точность нападающего удара.

Прием мяча двумя руками снизу Высокий уровень владения техническими действиями. Ошибки при приеме мяча возникают из-за избыточного напряжения мышц плевого пояса и ног. Отработка на секции.

Индивидуальная работа «со стеной»

Психологическая подготовленность Высокий уровень работоспособности (настойчивость, стремление добиться результата), ответственность, способность к концентрации.  

Смелость.

Сложность выступлений на публику перед большим количеством людей (выступлений на показ).

Упрямство.  

Высокий уровень развития волевых качеств, ответственность и стремление добиться результата являются основными опорными качествами.   Участие в соревнованиях. Участие в тренировках, моделирующих соревновательные условия (шум, большое количество людей, постороннее оценивание).

Аутогенная и идеомоторная тренировка.

  Теоретическая подготовленность Высокий уровень теоретической подготовленности по разделу «общетеоретические и исторические сведения о ФКиС» Жесты судей в футболе и баскетболе.

Размеры спортивных площадок.

При подготовке обязательно выучить имена российских спортсменов, успешно выступивших на О.И.. Повторить важные даты в истории ФКиС.

Решить  задания заключительных этапов за последние 2 года (несколько вопросов всегда повторяются).

Самостоятельная подготовка по сборникам Чеснокова Н.Н..

Просмотр образовательных видеороликов

3 группа (юноши)

 

Галсандондоков Алдар

Жаргалов Цырен

Цымжитов Максим

Эрдынеев Алдар

Жапов Цырен

Бороев Жаргал

3 группа (девушки)

Мижитдоржиева Вика

Бальжинимаева Туяна

Осорова Цырена

Гантимурова Сабрина

Дабаева Мария

Дашинимаева Удьяна

Аюрова Сэндэма

Мункуева Саяна

Бальжинимаева Туяна

Общая физическая подготовленность Быстрота Гибкость Выявлен высокий уровень физической подготовленности.  Высокий уровень развития мышечной силы Работа на поддержание уровня развития физических качеств.

Ежедневная работа на развитие быстроты, выносливости

Ведение дневников самоконтроля.

  Сила      
  Ловкость      
  Выносливость      
Легкая атлетика Прыжки в длину Ошибки в технике (недостаточная высота отталкивания) Результат достигается за счет высокого уровня развития физических качеств. Исправление технических ошибок позволит в полной мере реализовать возможности и добиться еще более высоких результатов

 

Наблюдаются несистемные тренировки

Работа на освоение рациональной техники двигательных действий (имитационные упражнения, специальные беговые упражнения) в процессе уроков и самостоятельных занятий.

Идеомоторные упражнения.

Просмотр видеороликов.

    Бег на короткие дистанции Ошибки в технике (неправильная работа рук)    
    Бег на длинные дистанции Избыточное напряжение мышц плечевого пояса    
    Метания Неправильная (низкая) траектория при выпуске снаряда    
  Баскетбол Бросок мяча с места со средней дистанции.

Бросок мяча на два шага правой рукой.

Передачи.

Скоростное ведение по прямой.

Бросок мяча на два шага левой рукой.

Нестабильность штрафного броска.

 Ведение с изменением направления («пронос» мяча).

Достаточно высокий уровень владения техникой двигательных действий, но  наблюдается отсутствие стабильности. Работа на уроках физкультуры.

Посещение секции. Анализ техники движений по предоставленным видеороликам.

Самостоятельное выполнение имитационных и идеомоторных упражнений.

  Волейбол Техника и точность верхней прямой подачи.

Техника выполнения верхней передачи.

Техника и точность нападающего удара.

Прием мяча двумя руками снизу Высокий уровень владения техническими действиями. Ошибки при приеме мяча возникают из-за избыточного напряжения мышц плевого пояса и ног. Отработка на секции.

Индивидуальная работа «со стеной»

  Психологическая подготовленность Высокий уровень работоспособности (настойчивость, стремление добиться результата), ответственность, способность к концентрации.  

Смелость.

Сложность выступлений на публику перед большим количеством людей (выступлений на показ).

Упрямство.  

Высокий уровень развития волевых качеств, ответственность и стремление добиться результата являются основными опорными качествами.   Участие в соревнованиях. Участие в тренировках, моделирующих соревновательные условия (шум, большое количество людей, постороннее оценивание).

Аутогенная и идеомоторная тренировка.

  Теоретическая подготовленность Высокий уровень теоретической подготовленности по разделу «общетеоретические и исторические сведения о ФКиС» Жесты судей в футболе и баскетболе.

Размеры спортивных площадок.

При подготовке обязательно выучить имена российских спортсменов, успешно выступивших на О.И.. Повторить важные даты в истории ФКиС.

Решить  задания заключительных этапов за последние 2 года (несколько вопросов всегда повторяются).

Самостоятельная подготовка по сборникам Чеснокова Н.Н..

Просмотр образовательных видеороликов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

План работы по месяцам

Сроки Мероприятия Ожидаемые результаты Достигнутый результат
Сентябрь

 

 

 

Диагностика возможностей Выявление сильных и слабых сторон физической, технической, теоретической

подготовленности.

Анализ положительных и отрицательных (с точки зрения достижения цели)  качеств характера и  индивидуальных психологических особенностей.

Диагностика проведена в полном объеме.

Выявлены сильные и слабые стороны.

Выявлен высокий уровень мотивации к достижению цели.

Составлен план работы.

Начата работа над реализацией маршрута.  

Составление ИОТ
Начало работы над реализацией маршрута

1, 2, 3  группы: посещение секции по волейболу и легкой атлетике

отработка упражнений по круговой методике

   Самостоятельная подготовка

1 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

2 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

3 группа: кроссовая подготовка юноши 4-5 км, девушки 3-4 км

 

Специальная физическая подготовка

1 группа: 60 минут

2 группа: 50 минут

3 группа: 40 минут

 

    Теоретическая подготовка просмотр видеофильмов
Октябрь Участие в осеннем кроссе, соревнованиям по легкой атлетике Диагностика результативности работы по ИОМ.

Частичное снятие психологических барьеров.

Выход на более высокий этап.

 
Ноябрь  

Самостоятельная подготовка

1 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

2 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

3 группа: кроссовая подготовка юноши 4-5 км, девушки 3-4 км

 

Специальная физическая подготовка

1 группа: 60 минут

2 группа: 50 минут

3 группа: 40 минут

 

Сдача нормативов  ГТО

Диагностика результативности работы по ИОМ.

Сдача нормативов на уровне золотого значка

 

Тренировка способности  ввести себя в нужное предстартовое состояние

 
Декабрь Самостоятельная подготовка

1 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

2 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

3 группа: кроссовая подготовка юноши 4-5 км, девушки 3-4 км

 

Специальная физическая подготовка на секциях

1 группа: 60 минут

2 группа: 50 минут

3 группа: 40 минут

 

Участие в соревнованиях

Диагностика результативности работы по ИОМ.

Выход на региональный этап

 
Снятие психологических барьеров
Участие в окружных соревнованиях по волейболу и легкой атлетике Совершенствование технических действий.

Формирование внутренней установки на преодоление  трудностей соревновательной борьбы.

Повышение устойчивости к соревновательным нагрузкам.

.  

 
Январь Начало работы над реализацией маршрута

1, 2, 3  группы: посещение секции по волейболу и легкой атлетике

отработка упражнений по круговой методике

   
     Самостоятельная подготовка

1 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

2 группа: кроссовая подготовка юноши 5-6 км, девушки 4-5 км

3 группа: кроссовая подготовка юноши 4-5 км, девушки 3-4 км

 

Специальная физическая подготовка

1 группа: 60 минут

2 группа: 50 минут

3 группа: 40 минут