2023 год — Год педагога наставника в России.

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно
воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать
самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)

Официальный логотип 2023 года. Логотип тематического 2023 года — года педагога и наставника включает несколько элементов:

СОВА традиционный символ знания и мудрости. У славянских народов — хранитель сокровищ. В данном случае – символ педагогической мудрости, профессионализма и ценности знания; наставничества и наставника, передающего другим свой профессиональный и личностный опыт (вне зависимости от своего возраста, профессиональной направленности и возраста наставляемого). СКРЕПКА – «отсыл» не только к школьной тематике. Метафорически скрепка – это связь времён, поколений, обмен опытом, взаимосвязь учителя и ученика, педагогов и родителей, скрепления профессионального сообщества.

Методические рекомендации библиотекарям

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь
одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день.

5 отечественных педагогов, изменивших мир
Константин Дмитриевич Ушинский
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях»
Константина Ушинского называют основоположником
русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый
достоин такого определения, как никто иной. Ушинский один
из первых решил уделять первостепенное внимание именно
задачам нравственного просвещения и воспитания
обучающихся. Представление о нравственном обучении как о
чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им
решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за
которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея
важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком
преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там,
сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина
Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается
образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для
учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная
особенность его работа — это не только обращение к вопросам воспитания и образования,
но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени
способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Антон Семенович Макаренко
«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и
разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей
педагогической веры».
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее
интегративности образования. Личность не является таковой
от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как
утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в
коллективе. Каждый человек – каждый элемент
образовательной системы – должен иметь свои права и стоять
на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать
как Человека.  Педагогика – это не наука, где
существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Василий Александрович Сухомлинский
«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам
как создатель оригинальной педагогической системы, где
ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно
личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который
направлены все процессы образования и воспитания.
Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный
труд», а потому делал акцент на слово учителя,
художественный стиль изложения и акцент на формирование
мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с
детьми. В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать
Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной
человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда –сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
Симон Львович Соловейчик
«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе
человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы
справимся. В действительности взгляд этот обманчив… и это сложнейшее из дел».
«Педагогика для всех» – это не только название книгибестселлера, автором которой является советский журналист,
публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и
главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе
и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто
большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. Ведь вам
знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже
лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество
педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой
11 демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.
Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или
просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование
– это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
Лев Семенович Выготский
«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности…».
Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам,
культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня
образования и места рождения. Этот известный русский
психолог связал две отрасли науки – психологию и
педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе
исследований, которые привели к появлению двух новых
направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый
пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов
развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу
с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Лев
Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но
никак не навязанная извне.
Источник информации: https://rosuchebnik.ru/material/vremya-luchshikh-5

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.