Конкурс авторских проектов педагогов дошкольного, общего, профессионального образования

Номинация «Инновационные проекты учителей основного общего образования (авторских коллективов) организаций общего образования»

В данной номинации приняли участие:

Бадмажапова Валентина Хишигтоевна, учитель «МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л. Базарона» Агинского района», с проектом «Развитие творческих способностей на уроках литературы как условие формирования познавательных компетенций»;

Стафеева Лариса Вячеславовна, Абрамова Наталья Николаевна из МОУ СОШ № 1 г. Читы представили проект «Программа по формированию родительской компетентности: психолого-педагогические просветительские курсы «Школа родительского успеха»;

Мильчук Елена Ивановна, учитель химии и биологии МОУ «Гимназия № 1» г. Петровск-Забайкальска, со своим проектом «Исследовательские практики как средство формирования универсальных учебных действий»;

Цырендашиева Баира Эрдынеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» Агинского района, с проектом «Урок-событие как пространство формирования и развития метапредметных умений учащихся»;

Мункуева Дарима Доржибалдановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», на суд компетентного жюри представила проект «Развитие способности мышления на уроках русского языка и литературы через использование технологии задачной формы организации»;

Дабаева Баирма Гармаевна, учитель китайского и английского языков МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», представила проект «Международная переговорная площадка как стратегия формирования социокультурной компетенции учащихся»;

Овчинникова Ирина Олеговна, учитель истории МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Читы, с проектом «Программа работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности и на уроках истории и обществознания»;

Дармаева Номин Дугаржаповна, учитель математики МБОУ СОШ № 40 г. Читы, с проектом «Развитие творческого мышления школьников через реализацию курса внеурочной деятельности по математике «Забайкальские задачи»;

Подшивалова Ксения Владимировна учитель математики МБОУ СОШ п.с.т. Нагорный Нерчинского района, представила проект «Геометрическое моделирование как один из способов организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»;

Елисеева Виктория Алексеевна, педагог-библиотекарь МБОУ СОШ № 13 г. Хилка, представила проект «Интернет-проект «Летнее чтение».

Работу конкурса в номинации «Инновационные проекты учителей основного общего образования (авторских коллективов) организаций общего образования» оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли:

Гарднер В.В., проректор ИРО Забайкальского края, к.п.н., председатель;

Капустина С.А., ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО Забайкальского края, секретарь;

Вологдина Е.Н., консультант отдела общего, специального образования Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края;

Кимова С.З., зав. кафедрой педагогики ИРО Забайкальского края, к.п.н.

Романюк Л.Б., ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края;

Попова Г.Б., зав. кафедрой гуманитарного образования ИРО Забайкальского края, к.филол.н.;

Жапова Д.П., руководитель центра модернизации общего образования АИПК.

После продолжительной напряженной работы, жарких споров и дебатов члены жюри подвели итоги и объявили победителей конкурса авторских проектов педагогов дошкольного, общего, профессионального образования в номинации «Инновационные проекты учителей основного общего образования (авторских коллективов) организаций общего образования». Ими стали:

III место присуждено Елисеевой Виктории Алексеевне – педагогу- библиотекарю МБОУ СОШ № 13 г. Хилка с проектом «Интернет-проект «Летнее чтение».

II место члены жюри присудили Мильчук Елене Ивановне, учителю химии и биологии МОУ «Гимназия № 1» г. Петровск-Забайкальска, с ее проектом «Исследовательские практики как средство формирования универсальных учебных действий».

I место – члены жюри отдали проекту «Развитие творческого мышления у школьников через реализацию курса внеурочной деятельности по математике «Забайкальские задачи» и ее автору Дармаевой Номин Дугаржаповне, учителю математики МБОУ СОШ № 40 г. Читы.

ГРАНПРИ конкурса члены жюри единогласно присудили Дабаевой Баирме Гармаевне, учителю китайского и английского языков МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», с проектом «Международная переговорная площадка как стратегия формирования социокультурной компетенции учащихся».

Чем же привлекли «проекты – победители» компетентное жюри?

«Интернет-проект «Летнее чтение»

Данный Интернет-проект был создан в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения (2007-2020 г.г. ) в апреле 2014 года. В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» происходит модернизация образования. Приход в новую школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации.

Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей.

Педагог-библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.

Главная цель компьютеризации библиотек – создание необходимых условий для своевременной, достоверной и полной информации. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно-информационное пространство. И это на сегодняшний день стало необходимостью. Интернет- проект «Летнее чтение» как никто другой соответствует данному направлению. Проект разработан на сайте библиотеки http://biblio13hilok.ucoz.ru/ .

Каждая страничка проекта имеет свое название:

  • для 5-го класса – это «Литературное путешествие с героями книг»;

  • для каждого посетителя проекта, а также желающих принять участие в номинациях есть инструктивные письма, которые пошагово рекомендуют выполнить работу и сроки ее выполнения. Номинация «Путешествие с литературными героями» из списка рекомендованных произведений школьной программы. В данный список входят все разделы учебника литературы Г.С. Меркина.

  • каждый раздел данного списка содержит: всю информацию о писателях, полнотекстовые произведения, которые пользователи могут читать онлайн дома или на уроке литература, а так же скачать на свой гаждет.

  • кроме «Обязательной литературы» для учащихся имеется список «Дополнительной литературы», которым учащиеся могут воспользоваться по своему интересу.

Далее каждый пользователь по своему выбору может поучаствовать в номинациях.

Для этого им предоставлена информация в «Рекомендательных письмах».

Любой читатель может стать лицом месяца и попасть на обложку библиотечного календаря. Итоги будут подводиться ориентировочно 15-го числа каждого месяца, календарь печататься до 25-го числа каждого месяца. Читатель, прочитавший самое большее количество книг, объявляется самым любознательным  читателем месяца и получает возможность прорекламировать новую книгу в соответствующем месяце Календаря Читателя-2017. Самым любознательным предлагается попробовать себя в составлении ребусов, викторин.

В связи с тем, что данный Интернет-проект несет название «Летнее чтение», соответственно в апреле-мае каждого года педагог-библиотекарь знакомит учащихся 4-х классов, будущих пятиклассников, с сайтом. Всем родителям школьников отправляются информационные листы о данном Интернет-проекте. В связи с тенденцией роста численности школьников соответственно и увеличивается число пользователей сайтом библиотеки.

Кроме этого Интернет-проект несет в себе информацию, которая может быть интересна школьникам, привлекая их к участию в номинациях и различных конкурсах.

Проект

«Исследовательские практики как средство формирования универсальных учебных действий»

Данный проект в качестве основных видов деятельности исследовательских практик рассматривает: работу с текстом, социальные практики, исследовательскую деятельность, командную работу, экспертную деятельность обучающихся.

В рамках проекта разработан диагностический инструментарий для диагностики сформированности метапредметных результатов обучающихся, разработаны методические рекомендации организации исследовательских практик обучающихся, которые включают: работу с текстом, социальные практики, исследовательскую деятельность, командную работу, экспертную деятельность обучающихся.

Разработана программа внеурочной деятельности «Лаборатория исследователей», разработанные в рамках проекта материалы облегчают работу учителя по организации исследовательских практик для обучающихся, мониторингу сформированности метапредметных результатов. Материалы доступны для учителей других школ.

Основная идея инновации состоит в подборе методик, рекомендаций и диагностического инструментария для педагогического сопровождения исследовательский практик. Исследовательские практики включают: работу с текстом, проектную и исследовательскую деятельность и социальные практики, которые обеспечивают результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Реализация проекта, благодаря подобранным в рамках Проекта методикам, диагностическому инструментарию и разработанной программе внеурочной деятельности «Лаборатория исследователей», позволит сформировать универсальные учебные действия, обеспечивающие метапредметные результаты их обучения.

Проект ориентирован на учащихся гимназии младшего подросткового возраста. Дети вовлекаются в исследовательские практики на уроках биологии и во время внеурочных занятий «Лаборатории исследователей» (5 классы), во время уроков химии и через работу кружка «Химический серпантин» (7 классы).

Проект

«Развитие творческого мышления школьников через реализацию курса внеурочной деятельности по математике «Забайкальские задачи»

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Использование задач, построенных на краеведческом материале, обогащает мыслительную деятельность, активизирует познавательную активность, позволяет узнать больше о крае, где мы родились, живем, учимся, работаем. Текстовая задача, составленная на основе местного числового материала, позволяет заинтересовать детей, совершенствовать умения и навыки, развивает познавательные интересы обучающихся 5-6 классов, позволяет сделать обучение математике содержательным и интересным. Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные, прежде всего ему самому.

  1. Целевая аудитория проекта: обучающиеся 5-6 классов, учителя-предметники, классные руководители, родители, общественность.

  2. Обоснование актуальности проекта:

Введение элементов краеведческих знаний в учебный процесс способствует решению следующих задач: развитие творческого мышления, эффективного обучения и воспитания детей. Знакомство с историческими фактами помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, расширяет кругозор, а найденные совместно с учителем межпредметные элементы интегрирования способствуют выработке правильных мировоззренческих взглядов. Задачи, составленные на краеведческом материале, дают возможность учащимся глубже вникать в суть фактов и математических закономерностей, развивать художественный вкус, умение находить нужную информацию различных источниках, воспитывать устойчивый интерес к математике. Курс «Забайкальские задачи» способствует тесной взаимосвязи образования и воспитания детей на уроках математики. Целенаправленная работа, проводимая систематически, позволяет снять некоторый психологический барьер: та информация, которую ученики получают на уроках, добывают сами, используется на уроке, им разрешено творить, расширяется их кругозор и появляется потребность самостоятельно добывать знания, то есть учить себя учиться.

Актуальность проекта обусловлена его методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве курс обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новизна проекта определяется тем, что в процессе освоения курса формируются навыки социальной деятельности и управленческие функции, такие как: анализ и планирование, организация и координация, руководство и сотрудничество, мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности.

Проект позволяет реализовать компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Проект

«Международная переговорная площадка как стратегия формирования социокультурной компетенции учащихся»

В 2007 году на базе МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» был создан летний многопрофильный лагерь «Summer fun camp». В данном многопрофильном лагере ежегодно обучаются и отдыхают учащиеся с выдающимися способностями в разных образовательных направлениях: иностранные языки, естественно-научное, физико-математическое, социально-гуманитарное и информационно-технологическое. Целью образовательной программы лагеря является удовлетворение познавательных интересов одаренных учащихся гимназии-интерната через организацию профильного обучения. Для успешной реализации всех направлений проекта в лагерь приглашаются преподаватели ВУЗов, носители языка из разных стран мира. Общеизвестно, что самым эффективным способом изучения иностранных языков является языковая среда. Международная переговорная площадка на базе летнего многопрофильного лагеря АОГИ станет стартом международного сотрудничества с Китайской народной республикой. Для установления эффективных дружественных связей на взаимовыгодной основе необходимы «живые переговоры» лицом к лицу. Перспективным механизмом в самых разных областях деятельности человека становятся событийные форматы: событийный туризм, событийный маркетинг и т.д. Переговорная площадка станет событием для управленцев, педагогов, учащихся, на котором будет составлена дорожная карта сотрудничества, определены основные направления. Рассматривается возможность привлечения представителей бизнеса, которые могут определить свою роль в данном проекте. Мероприятия для учащихся станут незабываемым опытом общения на иностранном языке. Целевая аудитория проекта: управленцы общеобразовательных организаций, педагоги, представители малого и крупного бизнеса, учащиеся 5-8 классов. Условия многопрофильного лагеря позволяют учащимся выбирать профиль, поэтому участники программы по иностранным языкам – это высокомотивированные учащиеся, проявляющие интерес к изучению иностранных языков. Одним из самых эффективных способов изучения языка – это языковая среда. Возраст 12-14 лет – это возраст всевозможных проб, поиска своей индивидуальности. Именно в этом возрасте необходимо педагогическое сопровождение и поддержка, в то время как учащиеся старшей школы могут заниматься самостоятельно. Обоснование актуальности проекта: одним из важных преимуществ нашего региона, Забайкальского края, является выгодное для сотрудничества в области социально-экономического взаимодействия расположение в приграничной зоне Россия-КНР. В образовательной деятельности Агинской окружной гимназии-интерната наработан опыт работы с носителями языка из Китая, есть опыт организации международного фестиваля по китайскому языку. Летом 2017 года делегация Агинской окружной гимназии-интерната по приглашению станции юных техников г. Маньчжурия приняла участие в международной научно-практической конференции «Один пояс – один путь», представив свои доклады по научно-техническому творчеству учащихся. В работе конференции приняли участие представители Италии, Франции, Монголии, Китая, Турции, России (Забайкальский край, Иркутская область). Таким образом, возникает необходимость в привлечении ресурсов данного сотрудничества в область изучения иностранных языков. Китайский язык является вторым иностранным в образовательной программе АОГИ (2 часа в неделю). Изучение социального заказа показывает высокий уровень востребованности изучения китайского языка. Возникает необходимость поиска форм взаимодействия на международном уровне: языковые практики, стажировки, совместная работа по проектированию. Междунароная переговорная площадка может решить ряд проблем:

  1. Языковой барьер, который становится большим препятствием к изучению иностранного языка, причиной чего является отсутствие языковой практики. Именно живое общение помогает преодолеть языковой барьер учащегося.

  2. Отсутствие языковой среды, без которой у учащихся не будет успешного овладения иностранным языком.

  3. Низкий уровень знаний по страноведению приводит к отсутствию общего кругозора о стране изучаемого языка.

  4. Высокие потребности одаренных детей и отсутствие средств, удовлетворяющих потребности одаренных детей.

Если учащийся погрузится в языковую среду, произойдет полное переосознание его учебных действий. Из статуса «Вы должны …» он переходит в статус «Я сам хочу…». Через переговорную площадку появляется возможность для решения актуальнейших задач формирования национальной, российской идентичности, воспитания патриотизма. К примеру, в условиях глобализации есть огромный риск потери национальной идентичности: вымирание языка, утрата традиций, забвений исторических корней и др. Если учащийся будет готовиться ко встрече с учеником из Китая, у него невольно появятся мотивы для исследования своей малой родины, Забайкалья, своего народа. У ученика возникнет необходимость достойно представить свою страну. Через познание и знакомство с историей другого народа и иноязычной культурой он познает культуру своей страны и своего народа.

Мнение эксперта

Кимова С.З., зав. кафедрой педагогики ИРО Забайкальского края, к.п.н.

«Все темы, представленные на Конкурс авторских проектов педагогов дошкольного, общего, профессионального образования номинации «Инновационные проекты учителей основного общего образования (авторских коллективов) организаций общего образования», были актуальны. Вами были не только найдены области для совершенствования, но и предложены пути их решения.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что представление проекта/программы это не просто личный акт, это степень ответственности которую Вы заявляете с этим проектом. Важно не только раскрыть содержание, но выдержать академический формат – методологические позиции, например – ожидаемые результаты, эффекты реализации и др.

Также хочется отметить, что победители этого конкурса на сегодня и есть передовое «инновационное лицо» края. Я желаю вам это с честью выдержать (завоевать первое место легче, чем его удержать).

Для всех нас хочу сказать, праздник нашего конкурса состоялся, и мы стали частью истории Забайкальского образовательного форума»