На форуме состоялась конференция по итогам реализации ФЦПРО в Забайкальском крае

НПК11 декабря в рамках Забайкальского образовательного форума-2015 состоялась  Краевая научно-практическая конференция «Подведение итогов реализации мероприятий ФЦПРО 2011-2015 гг. в Забайкальском крае». Пленарное заседание конференции  открыла заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Наталия Михайловна Шибанова.  Она подвела итоги реализации мероприятий ФЦПРО на территории Забайкальского края, проходившей по двум направлениям «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров НОИ «Наша новая школа» (стажировочная площадка — АГОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы») и «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации» (стажировочная площадка — Институт развития образования Забайкальского края). Всего из средств федерального бюджета в течение 2011-2015 гг. было привлечено 280 млн. 990 тыс. 400 руб.

В течение 2011-2015 гг. на территории Забайкальского края были созданы

  • две региональные стажировочные площадки на базе учреждений ДПО;
  • 25 базовых опорных площадок, развивающих модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество общего образования в рамках реализации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • 14 базовых опорных площадок, развивающих модели успешной социализации детей;
  • 27 базовых опорных площадок по распространению моделей государственно-общественного управления образованием;
  • 8 федеральных пилотных площадок по апробации ФГОС образования детей с ОВЗ.

Результатами реализации на территории Забайкальского края мероприятий ФЦПРО по модернизации общего образования стали сформированные кадровый ресурс ведущих консультантов по вопросам развития системы образования (более 70 чел.) и профессиональное сообщество тьюторов, организаторов и руководителей стажировок на базе образовательных организаций. Стажировочные и базовые опорные площадки оснащены современным оборудованием, за счет средств федеральной субсидии повысили квалификацию и прошли стажировки более 10 тыс. педагогических работников Забайкальского края и около 3 тыс. чел. из 17 субъектов РФ. Ежегодный охват обучающихся в результате реализации мероприятий по развитию системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в Забайкальском крае составил около 125 тыс. детей. На базе стажировочных площадок созданы центры справочно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. В целом, в регионе создана действующая инфраструктура образовательных учреждений, выполняющих функции стажировочных и базовых опорных площадок по распространению инновационного опыта.

Главными эффектами реализации в Забайкальском крае мероприятий ФЦПРО стали следующие:

  • приобретение специалистами системы образования новых профессиональных компетентностей, появление новой категории – ведущих консультантов по развитию региональной системы образования;
  • новое содержание сетевого взаимодействия – стажировочные практики;
  • технологизация процесса научно-методического сопровождения деятельности базовых опорных площадок – институциализация тьюторского сопровождения;
  • создание инновационной инфраструктуры в системе образования Забайкальского края;
  • развитие модели непрерывного, персонифицированного повышения квалификации.

Докладчик обозначила перспективы реализации в Забайкальском крае мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 гг. по направлениям «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» и «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей», целью которых должно стать создание условий для поддержки и широкого тиражирования лучших региональных модельных практик модернизации технологий и содержания общего образования в соответствии с ФГОС общего образования, в том числе образования детей с ограниченными возможностями здоровья, распространение инновационного опыта посредством создания региональных и межрегиональных профессиональных объединений педагогов, стажировочных площадок.

Анализу практики и проблем государственно-общественного управления в образовании было посвящено выступление заведующего кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании АПК и ППРО Константина Евгеньевича Сумнительного. Юридическим основанием развития государственно-общественного управления в образовании является ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п.6.), который определяет одним из принципов государственной политики в области образования демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Проявление данного принципа осуществляется в институциализации различных форм участия всех заинтересованных лиц в процессах управления как условия становления гражданского общества.

Государственно-общественное управление образованием – особый тип управления, который, с одной стороны, выражает и представляет интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования, а с другой стороны, субъектов и их органов, выражающих интересы гражданского общества, населения. Переход от содействия образовательным учреждениям к управлению ими стало необходимым условием формирования «гражданского заказа» на качество образования.

Далее докладчик остановился на проблемах перехода на принципы государственно-общественного управления системой образования, среди которых выделил следующие: мотивацию, местную специфику, эффективность, ответственность и профессионализм.

Бальжит Балдандоржиевна Дамбаева, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», выступая с докладом «Реализация мероприятий ФЦПРО 2011-2015 гг. в Забайкальском крае: достижения и перспективы», отметила, что участие Забайкальского края в реализации мероприятий ФЦПРО придало новый импульс в развитии  региональной системы образования, способствовало консолидации ресурсов (кадровых, финансовых, материальных), выстраиванию эффективных образовательных моделей, направленных на обеспечение доступного и качественного образования для различных категорий обучающихся, позволило выявить проблемные зоны, определить перспективные направления развития.

Институтом развития образования была разработана нормативно-правовая и программно-методическая база функционирования и развития системы комплексного сопровождения обучающихся, осуществлялся мониторинг его эффективности, подготовка и переподготовка специалистов муниципальных и школьных служб сопровождения, проводились обучающие мероприятия (круглые столы, совещания, проблемные семинары).

Главным достижением участия региона в реализации мероприятий ФЦПРО по праву считается динамика развития образовательных организаций как стажировочных площадок, превращение их в носителей региональный модельной практики успешной социализации детей и подготовки общеобразовательных школ к штатному введению ФГОС для детей с ОВЗ.

В 7 субъектах Российской Федерации (Забайкальский край, Ивановская область, Красноярский край, Курская область, Республика Карелия, Республика Саха, Хабаровский край), в которых функционируют стажировочные площадки по направлению «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся» разработаны и реализованы 7 моделей. Забайкальский край исходил из тех вызовов, которые не могли быть решены собственно силами школы в рамках образовательной деятельности и на комплексное решение которых направлена структурно-функциональная модель региональной системы комплексного (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения обучающихся Забайкальского края, получившая высокую оценку федеральных экспертов и организации-координатора направления.

Плановые результаты в ходе реализации модели достигнуты в полном объеме: созданы условия для распространения современных моделей успешной социализации детей (нормативно-правовых, финансово-экономических, материально-технических), значительно увеличилось число детей, получающих качественную услугу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения их развития в современных условиях, разработаны практико-ориентированные модели организации курсов повышения квалификации на персонифицированной основе.

Подведя итоги деятельности за 2011-2015 гг., Б.Б. Дамбаева определила перспективы для всех участников проекта по направлению «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся» на последующие годы.

В следующем выступлении ректор Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края Билигма Батордоржиевна Будаева представила роль инновационного кластера стажировочных площадок в распространении эффективных моделей государственно-общественного управления образованием. Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов кластера в процессе работы над проблемой, осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом. Именно так можно охарактеризовать основные результаты реализации мероприятий ФЦПРО по распространению моделей государственно-общественного управления образованием, приведшие в том числе к формированию инновационной модельной практики модернизации системы общего образования.

Особое внимание уделялось развитию компетенций, которое происходило через обучающие семинары с участием федеральных институтов, которые посетили более 2 тыс. педагогов. Улучшилось материально-техническое обеспечение стажировочных и базовых опорных площадок за счет приобретения современного оборудования.

Стажировочная площадка стала логистическим центром в повышении квалификации по заявленной теме. Разработанная модель повышения квалификации позволила реализовать деятельностный, практико- и личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные запросы и потребности слушателя.

В заключение конференции руководителями образовательных учреждений М.В. Кузнецовой (ГОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2») и Д.В. Батожаргаловой (МОУ «Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа им. Г. Цыбикова») был представлен опыт, результаты и особенности функционирования стажировочных и базовых опорных площадок школ. Обе выступающие отметили положительное влияние стажировочных мероприятий на повышение профессиональных компетенций педагогов, достижение личностных результатов и определенных социальных эффектов.

Аналитическая группа Забайкальского края

С.В. Кузьмина, Л.А. Горюнова

Презентации

Обсуждение закрыто.