Готовимся к ОГЭ по русскому языку 2024

ИЗЛОЖЕНИЕ ОГЭ

ЗАДАНИЕ 1. Сжатое изложение
Аудио изложения ОГЭ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОГЭ. ТЕОРИЯ

ЗАДАНИЕ 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).
• Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.
ЗАДАНИЕ 3. Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения.
• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

ЗАДАНИЕ 4. Пунктуационный анализ предложения (задание на установление соответствия между пунктуационными правилами и примерами, иллюстрирующими эти правила)

ЗАДАНИЕ 5. Пунктуационный анализ предложения/текста (расстановка знаков препинания)

ЗАДАНИЕ 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания слова)

ЗАДАНИЕ 7. Орфографический анализ. (применение правил написания слов с различными орфограммами).

ЗАДАНИЕ 8. Морфологические нормы. Формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др.

ЗАДАНИЕ 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

ЗАДАНИЕ 10. Анализ содержания текста.

ЗАДАНИЕ 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.

ЗАДАНИЕ 12. Лексический анализ.

Сочинение ОГЭ по русскому языку

ЗАДАНИЕ 13. Сочинение ОГЭ по русскому языку.

Как писать сочинение 13.3
Критерии оценивания сочинения 13.3
Клише для сочинения ОГЭ
Темы сочинений 13.3
Определения для сочинения ОГЭ 13.3
Аргументы для сочинения ОГЭ. Часть1
Аргументы для сочинения ОГЭ. Часть 2
Темы сочинений 13.1
Тексты ОГЭ
Примеры сочинений ОГЭ по русскому языку

Тесты ОГЭ

Варианты ОГЭ
Практика ОГЭ по заданиям

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку

 

Подробно разбираем демоверсию ЕГЭ 2023 по русскому языку с преподавательницей Вебиума Агнией Розенталь. 

Какие произошли изменения в ЕГЭ 2023 по русскому языку

Главное изменение в ЕГЭ 2023 по русскому языку — другая система оценивания. Первичных баллов стало меньше: 54 вместо 58. За все задания дают один балл, за 8 задание — три балла. 

 
Получить заветные 100 баллов за ЕГЭ по русскому в 2023 году станет немного сложнее.

Также: 

  • изменилось третье задание, оно стало вторым, и суть поменялась;
  • второе задание теперь первое, а первое стало третьим;
  • уточнили критерии оценивания сочинения, за комментарий теперь можно получить 5 баллов, а за всё сочинение 24 первичных балла;
  • за восьмое задание не дают больше 5 баллов.

Разберём каждое задание из демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку. В конце найдёте видео версию разбора.

1 задание

В первом задании нам дают большой текст — как и в КИМ 2022 года. В тексте выделено целых пять слов — с ними будут связаны изменения в задании 3! 

Что стало с первым заданием: в демоверсии 2023 года нужно самостоятельно подобрать определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. 

💡Для решения этого задания нужно обязательно выучить части речи, их виды и разряды. Поможет это запомнить наша шпаргалка с местоимениями

2 задание

Здесь работаем с выделенными словами. Важно обратить внимание на формулировку: нужно выбрать вариантЫ ответов, в которых значению выделенного слова соответствует его значение в тексте.

Что изменилось: раньше давали одно многозначное слово, нужно было подобрать вариант с верным значением. Что сейчас: выбираем варианты, где значения выделенных слов совпадают с контекстом. 

3 задание

Опять смотрим на формулировку: вариантЫ. Здесь выбираем утверждения, в которых фрагменты текста характеризуются верно. 

Задание сделали повышенного уровня сложности, но всё так же дают 1 балл. Здесь спрашивают и про лексику, и про грамматику, и про синтаксис. Есть даже вопрос про средства выразительности. Так что новое третье задание — сборная солянка всех правил русского языка! 

4 задание

Задание на ударение. Здесь добавили a little bit of spice: теперь надо записать варианты ответов, где ударная буква выделена верно. Тут тоже много вариантов, и выписываем не слово, а цифры. А вот и шпаргалка по теме. 

❗️Орфоэпический словник в этом году обновили. Скажем честно: список слов несильно изменился.

5 задание

Задание на паронимы не изменилось! Здесь как всегда ищем неверно употреблённое слово и указываем его правильного двойника.

❗️Словарик паронимов в этом году обновили. У нас появились парочки авторитарный-авторитетный или ванна-ванная, например. Про остальные изменения в словарике Агния расскажет в своём телеграм-канале

6 задание

В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку в задании 6 всё оставили без изменений: нужно найти лексическую ошибку и выписать лишнее слово. Рассказываем, что такое лексика.

7 задание

7 задание — такое же, как было в 2022 году: смотрим на слово, которое написано капсом, ищем, где допущена ошибка в образовании формы. В ответ выписываем правильный вариант. 

8 задание 

В 2023 году нещадно изменили систему оценивания — теперь за такое огромное задание можно получить лишь 3 балла вместо 5. Вот разбалловка:

  • 3 балла — всё верно;
  • 2 балла — одна–две цифры не на своих местах; 
  • 1 балл — три–четыре цифры не на своих местах.

А алгоритм остался тот же: дано 5 вариантов с ошибкой и 9 предложений, среди них ищем подходящие. 

 

9 задание

Первое из заданий на знание правил по частям речи — тут у нас гласные в корне.

Ушла эпоха, когда мы искали слова с непроверяемой или чередующейся гласной: теперь надо найти слова, где пропущена одна и та же буква. Тут намешано всё: и словарные, и чередующиеся, и проверяемые. 

10 задание

Задание на приставки. Здесь всё осталось без изменений, разборы опубликуем 

11 задание

В демо 2023 по русскому в 11 задании всё по-старинке: суффиксы, два слова в строчке и несколько вариантов ответов. 

12 задание

Задание посвящено окончаниям глаголов и суффиксам причастий. Здесь без изменений: просто заполняем пропуски и выписываем цифры, где пропущена одна и та же буква. Поможет шпаргалка про спряжение глаголов. 

13 задание

Тут ничего не поменялось: определяем предложение, где НЕ с выделенным словом пишется слитно или раздельно. 

💡Здесь нужно знать правила написания НЕ с разными частями речи.  Специально для этого задания у нас есть шпаргалка

14 задание

Опять ничего нового: раскрываем скобки и ищем предложение, где оба выделенных слова пишутся слитно. 

💡Лайфхак: сначала ищите слова, которые точно пишутся раздельно или через дефис. 

15 задание

Это задание в демоверсии 2023 как в прошлом году — на правописание Н и НН. У нас есть удобные памятки по правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях и отглагольных прилагательных 

16 задание

Переходим к пунктуации. Спойлер — изменений нет! Но мы всё равно напомним, что вас ждёт на экзамене. 

❗️Здесь подвох: непонятно, сколько вариантов должно быть в ответе. В задании нет конкретной цифры, поэтому их может быть хоть 2, хоть 4. Но суть такая: указываем предложения, в которых нужно поставить одну запятую. 

17 задание

В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку 17 задание всё так же посвящено обособлению членов предложения: дополненийопределений и обстоятельств.

18 задание

Здесь вводные слова и обращения, нужно расставить запятые. Подсказка: личные местоимения «ты», «вы» или «вас» не являются обращениями, поэтому запятыми их не выделяем. 

19 задание

В демоверсии ЕГЭ 2023 это задание осталось без изменений — ищем запятую в сложноподчинённом предложении с придаточными. 

20 задание

Тоже всё как было: проверяют знания по запятым в предложении с разными видами связи. 

21 задание

В демо ЕГЭ 2023 по русскому 21 заданию присвоили повышенный уровень сложности — теперь это задание со звёздочкой. Но баллы — всё те же 🙁

Здесь может попасться всё по пунктуации: и запятые, и тире, и двоеточие. Выбираем предложения, где нужный нам знак препинания ставится по одному и тому же правилу. 

ВИДЕО https://www.youtube.com/watch?v=odRSyaqi4eY&feature=emb_imp_woyt

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Готовимся к ВПР -8 класс

Теоретический материал к ВПР по русскому языку в 7 классе

Задание 1. Работа с текстом.

Необходимо знать правила орфографии с 5 по 7 класс и правила пунктуации.

Все это будет собрано в отдельном файле под названием: «Орфография» и «Пунктуация».

Задание 2. Разборы.

Морфемный и словообразовательный2.

Подробнее о разборах рассказываю здесь https://youtu.be/y7sDio5wq7w

 

Морфологический разбор3

Подробнее о морфологических разборах каждой части речи рассказываю в плейлисте https://youtube.com/playlist?list=PLbEsyskW5AvCzkNDJRZJrjTdp3qIfKQvo

 

 

 

 

 

Имя существительное Имя прилагательное Числительное
Слово — ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: собств/нариц; одуш/неодуш; конкр/отвлеч/собират/веществ; род, скл.;

Непост.морф.призн: падеж, число.

3.Синтаксич.функция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово – ч.р.

1.Н.ф. (И.п., ед.ч., м.р.);

2.Пост.морф.призн.: разряд по значению (качеств./относит./притяж.), у качественных прил.: степень сравнения, полная или краткая форма;

Непост.морф.призн.: род (в ед.ч.), число, падеж.

3.Синтаксич.функция

 

 

Слово – ч.р.

1.Н.ф. (И.п.);

2.Пост.морф.призн.: лексико-грамматич.разряд (колич/порядк/собират), по структуре (простое/сложное/составное);

Непост.морф.призн.: падеж, род (если есть), число (если есть);

3.Синтаксич.функция.

Причастие Деепричастие Наречие
Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: вид, залог (действит/страдат), время;

Непост.морф.призн.: полное/краткое (у страдат.прич.), род, число, падеж (у причастий в полной форме);

3.Синтаксич.функция.

Слово – ч.р.

1.Н.ф. (инфинитив глагола);

2.Пост.морф.призн.: вид;

3.Синтаксич.функция.

Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: разряд по значению, степень сравнения (если есть);

3.Синтакисч.функция.

Местоимение Глагол  
Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2.Пост.морф.призн.: разряд по значению; лицо (у личных местоимений);

Непост.морф.призн.: падеж, число (если есть), род (если есть).

3.Синтаксич.функция.

Слово – ч.р.

1.Н.ф.

2. Пост.морф.призн.: вид, возвратность, переходность, спряжение;

Непост.морф.призн.: наклонение (изъявит/условное/повелительное), время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

3.Синтаксич.функция.

 
Предлог Союз  
Слово – ч.р.

1.Пост.морф.призн.: непроизв/производн, прост/сложн.

2.Не является членом предложения.

Слово – ч.р.

1.Пост.морф.призн.: произв/непроизв., простой/составн., сочин/подчин, что соединяет, какое значение выражает.

2.Не является членом предложения.

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтаксический разбор4

Характеристика предложения

1.По количеству грамматических основ  Простое Сложное    
2. По цели высказывания  Повествоват. Вопросит. Побудит. 
3. По эмоциональной окраске Восклицательн. Невосклицательное   
4. По характеру грамматической основы  Односоставное Двусоставное    
5. По наличию второстепенных членов предложения

 

 

Распростран. Нераспространенное  
6. По наличию или отсутствию необходимых членов предложения Полное Неполное  
7. По наличию осложняющих элементов  Осложненное Неосложненное    
         

 

Подробнее о разборе здесь https://youtu.be/QdEYEtCztFc

 

Задание 3. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги – это предлоги, которые образовались из самостоятельных частей речи. Именно поэтому их легко спутать с ними. Мы должны помнить о том, что производные предлоги – это служебные части речи, а значит, сами по себе они употребляться не могут, потому что служат для связи слов. Выполняя это задание, помним об этом.

Также не забываем о правописании производных предлогов.

Слитно Раздельно
Несмотря на, вследствие, насчет, ввиду, вместо, вблизи, напротив, согласно, напротив, кругом, внутри, спустя, вдоль, вопреки, наперекор В течение, в продолжение, в заключение, иметь в виду, в виде, в связи,

 

 

 

 

 

 

Подробнее о выполнении данного задания смотрите в видео https://youtu.be/mvYuHzT25Wk

О производных предлогах также можно посмотреть здесь https://youtu.be/OrUivs1t5Gk

Задание 4. Правописание союзов и омонимичных им слов.

 

Правописание союзов и омонимичных им местоимений с частицами

Слитно Раздельно Через дефис
Если перед вами союз. (Можно заменить другим союзом, который близок по значению).

ТОЖЕ, ТАКЖЕ (=И)

Отец учился в институте, дочь тоже будет  там учиться.

ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ)

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

ЗАТО (=НО)

Я опаздывал, зато позавтракал.

ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (=ПРИ ЭТОМ)

 

Он музыкант, притом талантливый.

ИТАК (=СЛЕДОВАТЕЛЬНО)

Итак, мы изучим новую тему.

ОТЧЕГО (=ПОЧЕМУ)

Отчего вы печальны?

ПОЧЕМУ (=ОТЧЕГО)

Почему так жарко?

ПОТОМУ (=ОТТОГО)

Я опоздал потому, что был занят.

ПОТОМУ ЧТО (=ОТТОГО ЧТО)

Он вернулся, потому что забыл ключ.

ПОЭТОМУ (=ПОТОМУ)

Я забыл ключ, поэтому не смог открыть замок.

ЗАЧЕМ (=ПОЧЕМУ)

Зачем ты остался?

ЗАТЕМ (=ПОТОМ)

Я уехал, затем вернулся

Если местоимение + частица.

(Частицу можно переставить или «убрать»).

ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ

Вчера я учил то же, что сегодня.

 

ЧТО БЫ (=ЧТО)

Что бы мне такое прочитать?

ЗА ТО (МОЖНО УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ «ТО»)

Спрячься за то дерево.

ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (МОЖНО ВСТАВИТЬ «ПРИ КАКОМ?»)

При том доме есть бассейн.

И ТАК (= ОЧЕНЬ)

Мы приехали и так удивились!

ОТ ЧЕГО (ОТ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ)

От чего зависит решение?

ПО ЧЕМУ

По чему они спустились к морю? (по лестнице)

ПО ТОМУ (ПО КАКОМУ?)

По тому берегу бежали люди.

ОТ ТОГО (ОТ КАКОГО?)

От того дерева отошел человек.

ПО ЭТОМУ (ПО КАКОМУ?)

По этому мосту проедет троллейбус.

ЗА ЧЕМ

За чем он прятался в лесу? (за деревом)

ЗА ТЕМ

За тем поворотом начинался лес.

КАК БУДТО!!!

 

Подробнее о выполнении этого задания вы можете посмотреть здесь https://youtu.be/RO1KAaiYwnI

 

Задание 5. Орфоэпические нормы.

Русское словесное ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.  Разноместность означает, что ударение может размещаться на любом слоге слова, например, кОмната, дорОга, молотьбА.

Подвижность означает, что при образовании форм слова ударение может переходить с одного слога на другой, например, нАчал, началА, нАчали. 

Подвижность русского ударения, т.е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах, вызывает ряд трудностей.

Ниже прилагается материал для изучения нормы постановки ударения и для запоминания некоторых форм.

 В именах прилагательных ударение переходит на:

1) на окончание в краткой форме женского рода в единственном числе:  грОмкий — громкА,  дОлгий – долгА; 

— во множественном числе: бЕдный –беднЫ, вАжный — важнЫ

2) на суффикс в сравнительной степени:

сЫтный – сытнЕе, пОстный – постнЕе, вЕрный — вернЕе

3) подвижное ударение сопровождается чередованием е/ё:

далЁкий,  далЁк,  далекА;

дешЁвый,  дЁшев, дешевА, дешЕвле.

       В глаголах:

1) неопределённой формы, оканчивающихся на  — ировать ударение падает последний слог:

гофрировАть, гравировАть, премировАть, группировАть, пломбировАть.

2) глаголы с корнем звать:  звалА, звАло, назвАл, назвалА, призвАли.

3) глаголы с корнем тереть: натЁрла, натерЕв.

4) глаголы запереть, отпереть: зАпер, заперлА, зАперли, заперЕв, запертА.

5) в глаголе вЫдать ударение во всех формах падает на приставку.

Ниже указаны слова, ошибочное ударение в которых наиболее вероятно.

 

Список слов с правильным ударением
А                                                                               

агЕнт                                                                   

агронОмия                                                          

алфавИт

анАлог

арАхис                                                        асиметрИя                         

аэропОрты                         Б                                        

баловАть                          

балОванный                                                                                                                                                                                               

баловАться                                                              

балУясь                                                       

бАрмен                               

бАнты                                                                 

бесОвщина                                                                                                                                      блАговест                       

бОчковое                                                                                                                                      бОроду                                                           

бравУрный

бралА                                 бралАсь                                                         

бряцАние                         

бухгАлтеров                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

В                                    валовЫе

валОм валИт

вЕрба                                                                 вернА                                                                    вероисповЕдание                                                   верховЕнство

вЕчеря

взялА                                                                    взялАсь                                                                                 включЁн                                                                             включЕнный                                                         включИм                                                                  

включИт                                                                 включИшь                                                      влилАсь                                                          

вОвремя                                                                   ворвалАсь                                                                воспринялА                                                           

воссоздалА                                                               вручИт                                                                                                                                                                       

назвалАсь накренИт                                                        налилА                                                              

налИвший                                                       налитА                                                              намЕрение                                                      нанЯвшийся                                          

нарвалА                                                            нарОст                                                          насорИт                                                           нАчал / началА                                                                                                            

нАчали /начАв                                                                                                                                   

начАвший                                                             

начАвшись                                                 

нАчатый /начАть                                                                                                              нЕдруг                                                          

недУг                                                             

некролОг

недвИжимость

нЕнависть                                  

ненадОлго

непроторЁнный

несказАнно

нефтепровОд низведЁн нОвости

новостЕй

нОгтя                                                  

О

обеспЕчение

обесцЕнить  обзвонИт

облегчИт

облегчИть  

обнялАсь  

обогналА     ободралА

ободрИть    

ободрЁнный    ободрЕн      ободренА   ободрИшься      обострЁнный  обострИть          одолжИт     озлОбить                                                                                                                                                                                       

Г

гЕнезис

гналА / гналАсь

гравЁр

гладИльная

граждАнство гротЕсковый

грунтовЫе

Д

давнИшний   

дЕспот

дефИс

диалОг               диАспора

диспансЕр 

добелА

добралА /добралАсь

добЫча

довезЁнный

дОверху

дОгма                   догналА                  договОр

договорЁнность

дождалАсь дозвонИтся дозвонЯтся   дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг    

дОсуха

дОсыта 

дрЕвко

дремОта

духовнИк

Е                                                   еретИк                                                              Ж

жалюзИ 

ждалА

жерлО 

жилОсь

оклЕить 

окружИт   опломбировАть  опОшлят      определЁн    оптОвый    освЕдомиться                                   освЕдомишься

осуждЁнный                                                  отбылА                                                                     отдалА                                                               отдАв                                                               отключЁнный                                                      откУпорить                                                               отозвалА                                                                 

Отрочество

отчАсти                        

 П

партЕр  

перезвонИт перелилА

переведенЫ

перенесенЫ

(с) пЕтель

пИхта

платО

повторЁнный

повторИм

поделЁнный

поднЯв

подметенЫ

позвалА

позвонИт позвонИшь    полилА  

положИл

положИть

понЯв

понЯвший

пОнял

понялА

помИнки   

пОручни

портфЕль

послАла

предвосхИтить

 З

завИдно

заворожИть

завсегдАтай   зАгнутый

зАговор

зАгодя

задОлго

закУпорив   закУпорить

зАнял  / занялА 

зАняло   

занятА   / зАнятый           

зАсветло  

заселЁн                                         запертА   

зАтемно

звалА

звонИм / звонИт  звонИшь  зимОвщик

знАмение

знАчимость

знАчимый  

И

избалОванный

изЫск

Иконопись

иконопИсец

Иксы

импЕрский

инАче

инстИнкт

исключИт

Исстари

исчЕрпать     

М

мАркетинг

медикамЕнты

мессИя

мЕстностей  

мозаИчный   молЯщий      мусоропровОд

мышлЕние

предложИть

предпрИнял

прибЫв   

прИбыл

прибылА

прИбыло

привезЁнный

приговОр

придАное               призЫв                             прИнял                                прИняли

принялА                                    принУдить

прИнятый  приобретЕние

пробретенЫ

приподнялА

приручЁнный

прожИвший

прозорлИвый

пулОвер

 Р  

рвалА

разобралАсь

раскУпорить   

   С                                                      

свЁкла                                            

сверлИт

сверлИшь                                                                                 

сирОты

слИвовый                                        снялА                                               снятА

соболЕзнование                                               сОгнутый

создалА                                           созданА

созЫв                                          

сорИт                                              

сосредотОчение

срЕдства срЕдствами                                      стАтуя

столЯр

созЫв

К

каталОг

кАтарсис

каучУк

квартАл            кедрОвый

кидАться

киломЕтр

клАла

кладовАя

клЕить

коклЮш

коллАпс

колОсс

кОмпас

 кОнусы /кОнусов

кормЯщий

корЫсть

крАлась  

крАны

красИвее

красИвейший

крАшение

кремЕнь

кренИтся

кровоточАщий кровоточИть

кУхонный

Л                                                                                                                                      лгалА                                                                                                                                  лЕкторы / лЕкторов

лилА                                                                  лилАсь                                                                                                        

ловкА

лыжнЯ

Н                                                                     нАбело

навЕрх                                                               навралА                                                              наделИт                                                           

надОлго                                                      

надорвалАсь                                                      нажИвший                                                       нажитА                                                                                                       

 Т                                                      

табУ

тамОжня                             

тамОженный

танцОвщик

танцОвщица

торгИ

тОрты                                                          тОртов                                                                    тотЕм

тОтчас

трубопровОд                               

   У

убралА

убралАсь             

убыстрИть

увЕдомить

углубИть

украИнский

укрепИт

умЕньшить

упрОчение                                     

 Ф

факсИмиле

феЕрия

фенОмен

Х 

хвОя

хлОпковое

ходАтайство

христианИн                                                     Ц

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

Ч                                                                              чЕрпать                             Ш

шАрфы

шофЁр

Щ

щавЕль

щЁлкать

щемИт 

Э

экспЕрт                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

Задание 6. Грамматические нормы.

В 7 классе в этом задании проверяем построение предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом. Кроме этого, проверяем употребление падежной формы существительного с предлогами.

Название На что обращаем внимание Примеры
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Р.п.

Благодаря

Д.п.

Наперекор

Подобно

Согласно

 

В виде

В заключение

В меру

В продолжение

В силу

В течение

Наподобие

По причине

Посредством

 

По (=после)                       П.п

 

Благодаря находчивости

 

 

 

 

 

В заключение речи

 

 

 

 

 

 

 

 

По возвращении из отпуска

По приезде в город

2.Неправильное построение предложения с деепричастными оборотами. 1)деепричастные обороты должны относиться к «лицу».

 

 

2)тот, кто совершает действие в предложении должен совершать действие и в деепричастном обороте.

3)не употребляется в страдательных конструкциях.

4)не может использоваться в конструкциях в будущем времени.

5)соотношение вида и времени.

Узнав о приезде брата, я испекла пирог.

Узнав о пятерке, радуешься искренне.

Получив домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в университет.

Выходя из окружения, боец был ранен в голову.

Приехав в город своего детства, я встречусь с друзьями.

Подъезжая к реке, всадники остановили лошадь.

3.Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. 1)несогласованность причастия и определяемого слова.

 

2) разрыв причастного оборота определяемым словом.

 

3)***отделение определяемого слова от причастного оборота другими членами предложения.

4)при причастном обороте не может быть частицы БЫ.

5)недопустимо включение союзов и союзных слов.

6)причастие не имеет формы будущего времени.

Мне подарили книгу Толстого, опубликованного еще при жизни писателя.

Меня попросили перевести написанную книгу на башкирском языке.

Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на башкирском языке.

 

 

Так как кот, удивленный случившимся, перестал красть.

Подробнее здесь https://youtu.be/mNAjiPBSEOQ

Задание 7, 8. Знаки препинания в сложных предложениях и в простых предложениях, осложненных причастными оборотами, деепричастными оборотами, обращениями и однородными членами.

Алгоритм выполнения этого задания следующий:

  1. Находим грамматическую основу
  2. Если она одна, значит, предложение простое. Простое предложение может быть осложнено причастным оборотом, деепричастным оборотом, обращением и однородными членами (это мы знаем в 7 классе).
  3. Смотрим, есть ли в предложении эти осложняющие элементы. Рассуждаем, нужны ли знаки препинания.
  4. Если в предложении 2 и более грамматических основ, то оно сложное.

А значит, ищем границы. Ставим запятую на границе между простыми предложениями.

  1. Помним о том, что простые предложения в составе сложного могут быть тоже осложнены.

 

Ниже дана таблица, где указано, когда ставится запятая при причастном обороте, а когда она не ставится.

 

Далее говорим о деепричастном обороте, который обособляется всегда.

Подробнее можно посмотреть здесь https://youtu.be/sJ0N_Ch-oqY

Знаки препинания в предложениях с ОЧ (однородными членами).

 

ОЧ – это члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении.

 

 

Условие Пример
1.Запятая ставится, если ОЧ не соединены никакими союзами. Швед рубит, режет…
2.Запятая не ставится, если ОЧ соединены сочинительными союзами. На улице свежо и сыро.
3.Запятая ставится, если ОЧ соединены противительными союзами (но, а, да (=но)) Мал золотник, да дорог.
4.Если в предложении мы видим повторяющиеся союзы, то запятая ставится перед вторым и последующими.

НО: если перед первым союзом есть такой же ОЧ, то запятая ставится перед первым и последующими союзами.

!!!Нужно быть внимательным, потому что не всегда наличие нескольких одинаковых союзов говорит о том, что они повторяющиеся. Нужно обязательно проверять, что эти союзы соединяют, и находить эти ОЧ.

Татьяна то вздохнет, то охнет, то заплачет.

 

 

Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.

 

 

Вдали пестрели и цвели луга и нивы золотые.

5.Если ОЧ соединены двойными сопоставительными союзами (как…так и, не только…но и, не столько…сколько и др.), то запятая ставится перед второй частью союза. Творчество Пушкина любят как в Европе, так и в России.
6.Нужно помнить об обобщающих словах при ОЧ. Если обобщающее слово стоит перед рядом ОЧ, то ставим :

Если же обобщающее слово стоит после ряда ОЧ, то ставим —

Утром все блестело вокруг: дороги, листья, кусты крапивы.

 

 

Дороги, листья, кусты крапивы – все блестело вокруг.

 

Обращения всегда выделяются запятыми.

Коля, принеси мне книгу.

О выполнении этого задания здесь https://youtu.be/utLj49IEodk

Задание 9. Определить основную мысль текста.

Основная мысль текста – это то, для чего этот текст написан, что хотел сказать автор, когда писал этот текст.

Задание 10. Определить тип речи.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

https://youtu.be/GmE_1jPTr-I подробно о типах речи в этом видео

Задание 11. Ответ на вопрос.

Задание 12. Лексическое значение слова.

Задание 13. Найти стилистически окрашенное слово.

Помним, что в русском языке 5 стилей речи: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный.

В русском языке есть слова, которые относятся к 1 стилю. Например, слово «морфема» относится к научному стилю и в других стилях не употребляется. Есть же слова, которые употребляются в разных стилях. Например, слово «дом».

Что значит «стилистически окрашенное слово»? Это значит, что оно имеет стилистическую окраску, то есть принадлежит к какому-то конкретному стилю речи.

С точки зрения стилистической окраски слова могут быть:

  • Нейтральными
  • Книжными
  • Разговорными

Разговорные слова принадлежат к разговорному стилю. Нейтральные употребляются во всех стилях. Книжные только в научной литературе или в официально-деловой.

О лексике русского языка рассказываю в этом видео https://youtu.be/k8H-FXk9R6M

Задание 14. Объяснить значение пословицы.

Помним, что в этом задании нужно не только правильно объяснить пословицу, но и без ошибок написать это объяснение, которое должно заключаться в двух предложениях.

В этих видео разбираю варианты ВПР по русскому языку в 7 классе:

https://youtu.be/xki3Prquy6s

https://youtu.be/Ps7gJq4pzrA

А это плейлист для подготовки к ВПР по русскому языку в 7 классе https://youtube.com/playlist?list=PLbEsyskW5AvAlvJqbvVLtEc5Yj0FXTZ26

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Статья «Влияние материнской депривации на формирование «Я- концепции» у подростков

статья Читаем

Рубрика: Рабочие материалы | 102 комментария

Пишем сочинение ЕГЭ

ЕГЭ

Рубрика: Рабочие материалы | 365 комментариев

Примерный круг проблем на ЕГЭ

ПРОБЛЕМАТИКА ЕГЭ В 2022 ГОДУ

Рубрика: Рабочие материалы | Комментарии к записи Примерный круг проблем на ЕГЭ отключены

10 класс

Анализ дуэли Кирсанова и Базарова

Идейно-композиционная роль дуэли в романе «Отцы и дети» — это кульминация во взаимоотношениях «Отцов» и «детей». Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем соответствует заключительной фазе основного конфликта романа.
Павел Петрович настроен серьезно и ведёт себя соответственно. __________________________________ (пишем как (1-2 цитаты). Базаров же просто подыгрывает Павлу Петровичу: __________________ (как? Пишем цитату).В сцене вызова на дуэль использована художественная деталь — какая?Почему Павел Петрович хочет ею ударить Базарова?В характере Павла Петровича есть такая особенность – он постоянно боится быть высмеянным. Эта черта характера находит своё воплощение в его репликах. (Каких? Цитата)

Базаров в соответствии с литературной традицией перед дуэлью пытался подвести итоги прожитой жизни, пытался даже написать письмо родителям, но (что сделал? Почему? Цитата)

Автор начинает описание утра поединка изображением природы. В этом эпизоде проявляется контраст между пейзажем и чем? Что это показывает?

Автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли. Докажитете цитатами.

Автор во время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека. (Опишите как,используя реплики романа)

В кульминационный момент дуэли Базаров продолжает иронизировать: цитата с выводом

Павел Петрович серьёзен как никогда, он ведёт себя: цитата с выводом

Что придало ироничность финала дуэли?

 

 

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

для 11 класса

урок онлайн

Рубрика: Рабочие материалы | 5 комментариев

Для вас, 9а класс — контрольная работа

  1. Расположите в порядке возрастания: техно, классика, рок, рэп, духовная музыка, бардовская музыка, песни военных лет
  2. Шедевры музыки — это…. назовите представителей
  3. Война  и ее влияние  на музыку
  4. Барды как предвестники «русского рока»
  5. Какую музыку можно назвать «вечной»  и почему? Напишите рассуждение не менее 100 слов 
Рубрика: Рабочие материалы | 444 комментария

Для вас, 5 класс — русский язык 15.12.21

5 класс                                 ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ

Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.

1. Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи. 2. Над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада. 3. Обоз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце. 4. З…леный огонь погас и тени исчезли. 5. Юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

В тексте дана одна часть сложного предложения с союзом и. Придумайте другую часть и запишите все предложение. Поставьте знаки препинания и составьте схему.

1. Все небо было усеяно звездами и ______ . 2. ______ и деревья казались сказочными богатырями. 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ________ . 4. ______ и облака рассеялись. 5. Налетел порывистый ветер и _________ . 6. _______ и вода напоила молодые деревца. 7. Поблекли листья на деревьях и _______. 8. _______ и журавли улетели в теплые страны. 9. Заря засияла на востоке и ________ .

———————————————————————————————————————————————————————

Рубрика: Рабочие материалы | Комментарии к записи Для вас, 5 класс — русский язык 15.12.21 отключены