Для вас, 6 класс: русский язык

ВИДЕО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне (выделяем корень и суффикс в пропущенных орфограммах) 

Это произошло в Р…стове-на-Дону. Лошадь, доск…кав до воды, жадно прик…снулась губами к воде, а лейтенант, по имени Р…стислав,  побежал дол…жить командиру о неук…снительном выполнении приказа. Зар…сли камышей шелестели на ветру, словно ветер, к…саясь их, говорил:»Торопись!». Лейтенант, увидев зеленый р…сток, улыбнулся, а его сердце сделало ск…чок: ведь он вспомнил о доме. Но не успел он сделать и шага, как услышал команду: «Л…жись!». Пуля пролетела по к…сательной, слегка оцарапав щеку. Лейтенант услышал топот: это командир вск…чил на черного коня. Р…стения кругом пожухли от языков пламени, которые к…сались жадно всего живого. Сделав предпол…жение, где противник, лейтенант выпустил туда очередь из автомата.

Рубрика: Рабочие материалы | 97 комментариев

Для вас, 10 класс: литература

РАБОТА С ТЕКСТОМ 9-10 ГЛАВ

Предметы спора «отцов» и «детей»

Предметы спора

П.П.Кирсанов

Базаров

Об аристократах

Об авторитетных принципах

О народе

О нигилистах

Об искусстве, природе, науке

 

 

ВЫВОД: Каковы причины спора «отцов» и «детей»? Возможно ли между ними взаимопонимание?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: главы 23-24: 

Назовите объективные причины дуэли.

— Проследите, как ведут себя герои во время дуэли, и какие духовные качества проявляют.

Базаров Евгений Васильевич

Кирсанов Павел Петрович

примеры из текста и в тетради (в таблице) записываются опорные слова

 примеры из текста и в тетради (в таблице) записываются опорные слова
Рубрика: Рабочие материалы | 104 комментария

Для вас,10 класс:русский язык

таблица

ВИДЕО

Тест

Рубрика: Рабочие материалы | Комментарии к записи Для вас,10 класс:русский язык отключены

Для вас, 6 класс: литература

Составьте характеристику Маши Троекуровой по плану:

1. Портрет и возраст

2. Первое впечатление о Владимире Дубровском

3. Изменение отношение к Владимиру

4. Поступки Марии

5. Ключевые черты характера

6.Авторское отношение к героине

7 . Мое отношение к Маше

8. Вывод

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, 6 класс: этимология слов

Видео

Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова:  торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?

Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.

Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.

Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово медведь? Почему этот зверь назван именно так? Рассмотрим этимологию этого слова.

Дело в том, что наши предки почитали это животное, очень боялись его и даже старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-, и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд». Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.

В чём же состоят особенности этимологического словаря?

Задание.

Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?

Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к слову запанибрата и зачитывают их.

1. Запанибрата, нареч. (разг.). Слишком бесцеремонно, фамильярно. Быть запанибрата с кем-нибудь.

2. Запанибрата. Собственно русское. Возникло путём сращения в одно слово предлога за с вин. пад. слова панибрат – «ровня», «друг», заимствованного из польского языка.

Вывод: в статьях толкового словаря объясняется  современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.

Учащиеся делают запись в тетради.

Особенности этимологического словаря:

1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.

2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.

3. Большая роль автора, составителя словаря.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Кольчуга названа так потому, что её делали из колец. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Слово образовано с помощью суффикса –уга- от словакольцо.

Слово черепок означает «обломок разбитого керамического изделия». Оно образовано от слова череп со значением «глиняная посуда».

Наречие дотла означает «без остатка, до основания (преимущественно о том, что сгорело)». Оно образовано от слова тло, что означало «дно, пол, основание».

Для слова насекомое будет родственным слово насечки. Животное названо по насечкам, которое делят тело на части и характерны для данного вида животных.

Слово бояре образовано от существительного бой – «битва, сражение». Слово имело первоначальное значение «воин».

Слово дремучий в выражении дремучий лес означает «густой, тёмный, труднопроходимый». Оно образовано от глагола дремать. Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».

Домашняя работа по этимологии

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, 10 класс: родная литература

Война застала Николая под Львовом. Он прошел в жестоких боях весь тяжкий путь летнего отступления нашей армии. Здесь, на этих украинских полях, ощутил он горечь разлуки. Он ни с кем не говорил о своих чувствах, никому не рассказывал о них. И вместе с ним днем и ночью были товарищи — танкисты Андреев, Криворотов, Бобров, Шашло, Дудников. Ночью они спали рядом с ним, они касались своими плечами его плеч, и он ощущал тепло, шедшее от них, днем шли они рядом в тяжелых железных машинах. Он не знал, не подозревал, как велика сила, которая спаяла его с этими людьми потом и кровью битв.

Темным осенним вечером танки поддерживали кавалерийскую атаку. Лил дождь, было очень грязно. Машина Андреева шла с полуоткрытым люком. Липкая грязь обхватывала машину, но танк лез все вперед и вперед, высоким голосом жужжал мотор. Неожиданно страшный удар потряс стены танка. Богачеву показалось, что он сидит внутри гудящей, вибрирующей гитары, по которой кто-то с размаху ударил кулаком. Он задохнулся от страшного богатства звуков. Потом сразу стало очень тихо, лишь в ушах продолжало булькать, свистать, звенеть. Товарищи окликнули его. Он слышал их голоса, но не ответил. Его вытащили из машины. Он попробовал встать и упал в грязь. У него от удара снаряда отнялись ноги.

Несколько километров несли его на руках по липкой грязи. «Богачев, Богачев, — окликали его, — ну как ты?» — «Ничего, хорошо», — отвечал он. В уме его стояло одно слово: «Пропал». Ему казалось совершенно ясным, что он уже не вернется в батальон. И внезапная сильная и горячая мысль охватила его: неужели он никогда больше не увидит этих людей, товарищей-танкистов? Неведомое раньше чувство заполнило его всего…

И он вернулся. Это было совсем недавно. Он пришел пешком — сила снова вернулась к его ногам. Он шел по снежному полю, и все казалось ему необычным — выкрашенные в белый цвет танки, белые автоцистерны, белые тягачи. Он почувствовал, как волна тепла разлилась в его груди, такое чувство испытал он в детстве, вернувшись после скарлатины из больницы домой. Эта разлука дала ему понять, насколько близки и дороги стали для него боевые товарищи. Он испытывал волнение, снова увидев Шашло, механика Дудникова, Андреева, Криворотова. Они окружили его, и на их лицах он читал ту же радость, что испытывал сам.

Весь день не проходило удивительное ощущение возвращения в родной дом. Его водили обедать, насильно укладывали отдыхать, был устроен совет, решивший, где ему ночевать, «чтобы не хуже было, чем в госпитале». Чем только не угощали его в этот день – все считали нужным угостить его, начиная от майора Карпова и кончая шоферами тягачей. Да, это были друзья его. Андреев, Бобров, Шашло, Салей, Дудников. Они вспоминали прошлое, эти молодые парни, ставшие ветеранами великой войны. Они вспоминали бесстрашного Крючкина, Соломона Горелика, которому посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, многих погибших друзей, которых немыслимо забыть.

По В.С. Гроссману

Рубрика: Рабочие материалы | Комментарии к записи Для вас, 10 класс: родная литература отключены

Для вас, 10 класс: русский язык

(1)Написание «жи», «ши», известное каждому человеку со времён начальной школы, является отнюдь не случайным: даже сейчас в речи ещё можно слышать мягкий [ж’] – ________, в словах «дрожжи», «вожжи», «визжит», а в древнерусском языке шипящие [ж’], [ш’], [ч’], а также звук [ц’] были мягкими во всех случаях. (2)В письменных источниках с XIV века появляются написания «жы» и «шы» («жывотъ», «слышышь» и т. п.), свидетельствующие о том, что к этому времени [ж] и [ш] стали произноситься твёрдо. (3)Однако грамотные люди в большинстве своём продолжали писать по-прежнему: «жи» и «ши», и в результате эта традиция закрепилась в правилах современной орфографии; а несколько позже отвердел и мягкий звук [ц’], но во многих словах до сих пор сохраняется древнее написание «ци».

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. В русском языке ещё есть слова, в которых звуки [ж’] и [ш’] некоторые произносят мягко, и это неслучайно, поскольку в древнерусском языке эти звуки были всегда мягкими, звук [ц’] также произносился мягко, о чём свидетельствуют письменные источники древности.
  2. В древнерусском языке ныне твёрдые звуки [ж’], [ш’], [ц’] произносились мягко, поэтому после них писалась буква И, но, даже несмотря на последующее отвердение этих звуков, отразившееся в некоторых источниках с XIV века в виде «жы», «шы», в орфографической традиции закрепилось изначальное написание, как и во многих словах после буквы Ц.
  3. Грамотные люди древности писали «жи», «ши» только с буквой И, потому что звуки [ж’], [ш’], как и звук [ц’], были мягкими, а когда произношение изменилось и эти звуки стали произноситься твёрдо, в некоторых словах после перечисленных букв стала писаться буква Ы, и это отражают письменные источники древности и правила современной орфографии.
  4. Правописание «жи», «ши» в современном русском языке является исторически обусловленным: когда-то эти звуки были мягкими, а после их отвердения, что зафиксировано в источниках с XIV века в виде буквосочетаний с Ы, многие писцы сохраняли традиционное написание; мягкий [ц’] отвердел позже, однако и после Ц сейчас во многих словах пишется И в качестве отголоска древности.
  5. Из-за того что звук [ц’] отвердел позже, чем звуки [ж’], [ш’], в русском языке появились слова, в которых после Ц пишется не только И, как это было в древности, но и буква Ы, что закреплено в правилах современной орфографии.
Запишите номера выбранных вариантов.
1)Когда в конце XIX века в России идея женского равноправия призвала к литературной деятельности и журналистике образованных женщин, литературная критика мгновенно заметила это новшество. (2)Причём во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт женского литературного творчества, высказывалась мысль, что «природа уделяет женщинам искру таланта, ________ никогда не даёт гения». (3)В произведениях женщин-писательниц отмечали неспособность к самостоятельному творческому мышлению, из чего делался вывод, что женщина-писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, поскольку она будет повторять уже существующие идеи.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. В конце XIX века в России появилось немало писателей-женщин, что было внове для современников, поэтому критика встречала творчество этих авторов негативно.
  2. Поддержав в целом сам факт женского литературного творчества, критики конца XIX века утверждали, что нового слова в литературе женщины всё-таки не способны сказать.
  3. Русская литературная критика конца XIX века не оставила без внимания тот факт, что среди писателей и журналистов всё чаще стали появляться женщины.
  4. В русской литературной критике были негативно встречены произведения женщин-писательниц в силу того, что эти произведения оказались невысокого художественного уровня.
  5. В критике конца XIX века, одобрявшей в целом участие женщин в литературной деятельности, высказывалась, однако, мысль о неспособности женщин к самостоятельному творческому мышлению, об отсутствии у них гениальности.
Запишите номера выбранных вариантов.
СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ https://rustutors.ru/egeteoriya/1136-zadanie-2.html
 
Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, 6 класс: литература

Вопросы по 13-й 14-й, 15-й главам

1. Кто стал новым соседом Троекуровых?

2. Кто управлял поместьем Верейского до его прибытия?

3. Какое впечатление произвела Маша на князя Верейского?

4. О чем разговаривали Верейский, Троекуров и Маша, когда ехали в линейке?

5. Что положили Марье Кириловне на пяльцы?

6. Какую новость озвучил отец Марьи Кириловны в кабинете?

7. Куда отправилась Маша?

8. Что предложил Маше Дубровский при встрече?

9. Что Дубровский подарил Маше?

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, 6 класс: русский язык

ВИДЕО

Прочитайте текст и выполните задания.
 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
 
Задания к упражнению 

 1. Из выделенного предложения выпишите слова с нулевым окончанием; 

 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, 10 класс:литература

 

Вопросы и задания:

1.Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино. Чтение со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Каково  положение  крестьян?  Какие  детали  пейзажа  об  этом  говорят?

Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы?

2. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

Какое впечатление производит усадьба Марьино?

 Как ведет себя Базаров? Николай Петрович?

 Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий?

Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову?

3.Содержание и анализ X главы романа.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

План:

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

Домашнее задание: КРЕДО ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА (строим на цитатах). Согласны ли вы с ним?

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий