Для вас, 10 класс:русский язык

Алгоритм выполнения задания 3 ЕГЭ по русскому языку

1. Внимательно прочитать предложение, на которое имеется ссылка в задании 3 ЕГЭ.

2. Внимательно прочитать приведённую в формулировке задания словарную статью.

Сразу вычеркнуть варианты лексических значений, которые точно не подходят. Обычно в задании 3 нетрудно найти такие варианты. Они кажутся нелепыми.

3. Подставлять в предложение по очереди остальные варианты. Заменять одно слово другим или другими (указанными в словарной статье).

Также очень важно обращать внимание на слова и фразы, выделенные в словарной статье курсивом. Они помогают внести ясность.

Подставляемое лексическое значение слова не должно искажать смысл предложения и его грамматический строй!

Станет понятно, какие ещё варианты точно не подходят. Следует вычеркнуть их.

Как быть, если осталось выбрать из двух вариантов? Если мы сомневаемся, какой ответ выбрать, можем прочитать не только указанное в задании предложение (разумеется, с подстановкой лексического значения), но и соседние предложения. Но обычно это не требуется.

4. В результате останется один правильный вариант. Необходимо ещё раз проверить его, удостовериться в том, что мы правы. Прочитать предложение полностью.

5. Записать в бланк ответов ЕГЭ цифру, соответствующую верному лексическому значению.

Вернёмся к нашему заданию. Будем действовать по Алгоритму.

1. Внимательно прочитаем предложение, на которое имеется ссылка в задании 3 ЕГЭ.

Это предложение 1.

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится.

2. Внимательно прочитаем приведённую в формулировке задания словарную статью.

Сразу вычеркнем варианты лексических значений, которые точно не подходят.

Очевидно, что точно не подойдут значения 2 и 3, так как в предложении о фразеологизмах речь не идёт законах математики и о работе, производимой органами.

«2) В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа, производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз».

3. Будем подставлять в предложение по очереди остальные варианты. Заменять одно слово другим или другими (указанными в словарной статье).

Будем обращать внимание на слова и фразы, выделенные в словарной статье курсивом. Они помогут внести ясность.

Помним, что подставляемое лексическое значение слова не должно искажать смысл предложения и его грамматический строй!

Подставим значение 5.

(1)Важнейшей обязанностью, кругом деятельности фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится.

Возможно, это лексическое значение подходит. Однако смущают слова, выделенные в словарной статье курсивом. Служебные ф. Ф. профкома. Видимо, в пункте 5 речь идёт о функциях (обязанностях) людей. Следовательно, вариант 5 не подходит, вычеркнем его.

Подставим значение 1.

(1) Важнейшим явлением, зависящим от другого и изменяющегося по мере изменения этого другого явления, у фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится.

Предположим, что выражение отношения к тому, о чём говорится, – это первое явление. А где другое явление? Что имеется в виду? Не ясно.

Также мы знаем, что фразеология не имеет отношения к философии.

Вариант 1 не подходит, вычеркнем его.

Остаётся вариант 4. Подставим его в предложение.

(1)Важнейшей ролью фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится.

Мы видим, что при подстановке лексического значения из варианта 4 смысл предложения не искажается и структура предложения не меняется.

К тому же, в пункте 4 словарной статьи курсивом выделены слова Ф. синтаксиса.

Мы знаем, что и синтаксис, и фразеология – это разделы науки о языке. Налицо их общность. А вот к математике и философии фразеология отношения не имеет.

4. Итак, в результате подстановки лексических значений в предложение и наших рассуждений остался только один правильный вариант. Это вариант 4. Ещё раз проверим его, удостоверимся в том, что мы правы. Прочитаем предложение полностью.

(1)Важнейшей ролью фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится.

5. Запишем в бланк ответов ЕГЭ цифру, соответствующую верному лексическому значению. Это цифра 4.

Ответ: 4

РЕШИТЬ ТЕСТ https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=52&tag_id=19

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, 6 класс: русский язык

ВИДЕО

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.

Старинное пр…дание, камень пр…ткновения, пр…чуды природы, пр…ступить (к делу), богатое пр…даное, пр…вратности судьбы, пр…одоление препятствий, не надо пр…рекаться, пр…знание в содеянном, пр…бывать в бездействии, беспр…кословно повиноваться, пр…верженец новых взглядов, пр…дать друга, пр…мирить врагов, пр…бытие поезда, непр…менное условие, полезное пр…обретение, жизнь без пр…крас, пр…забавный случай, пр…ломление лучей, пр…вышение полномочий, пр…остановить слушание дела, давать пр…сягу, искатели пр…ключений.

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, коллеги

Урок в 10 классе 

Логикосмысловая модель – это конкретная форма реализации. технологии визуализации учебной информации, состоящая из двух компонентов: семантического (смыслового) — в виде содержания координат и узлов и логического — выделения ключевых слов.
Рубрика: Рабочие материалы | 60 комментариев

Для вас, 9 класс:искусство

ВИДЕО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДОКЛАД ОБ АРХИТЕКТУРЕ ЛЮБОГО СОБОРА

Рубрика: Рабочие материалы | 122 комментария

Для вас, 8 класс

ВИДЕО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДОКЛАД О ЛЮБОМ МУЗЕЕ МИРА

Рубрика: Рабочие материалы | Комментарии к записи Для вас, 8 класс отключены

Для вас, 10 класс:литература

Любовь в жизни героев

 

Герой

Чем является любовь?
Николай Петрович  
Павел Петрович  
Аркадий  
Фенечка  
Одинцова  
Катя  
Базаров  

РАБОТА С ГЛАВОЙ 7:  (цитаты) охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа

РАБОТА С ГЛАВОЙ 14:  каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Каково ее прошлое? Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну?Какое впечатление произвели друг на друга Базаров и Одинцова?

РАБОТА С ГЛАВОЙ 16:Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой?Чего испугался Базаров?

РАБОТА С ГЛАВОЙ 17:- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова? В чем причина такого поведения Базарова?Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?

ВЫВОД: Как вы думаете, Базаров, отвергающий любовь, сможет ее принять?

РАБОТА С ГЛАВОЙ 18: Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой. Почему она останавливается «то перед окном, то перед зеркалом»?Что же выбирает Одинцова? Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?Чем же это признание в любви стало для Базарова?— Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?

Рубрика: Рабочие материалы | Комментарии к записи Для вас, 10 класс:литература отключены

Для вас, 6 класс: русский язык

ВИДЕО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Задание 1. Объясните правописание ы-и после приставок, обозначьте орфограмму.

Предыюльские события, сыгранная команда, сверхинтересно рассказывал, предынфарктное состояние, межигровой период, проигрыш, розыгрыш.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы после приставки, обозначьте орфограмму.

Под…тожить результат, до…сторическое событие, из…скать средства, супер…гра, сверх…зобретательные инженеры, небез…нтересный случай, меж…здательское объединение, без…скусное изделие.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы после приставки, обозначьте орфограмму. Составьте шифр для проверки, записав по порядку те буквы, которые вставили.

Сверх…нтересный рассказ, раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, с…грать в футбол, дез…нфекция помещений, меж…нститутский матч, под…тожить заседание, небез…звестный автор, из…сканный вкус, пред…словие к книге.

Шифр: ________________________________

Рубрика: Рабочие материалы | 123 комментария

Для вас, 6 класс: родная литература

Глава одиннадцатая

«Наутилус»

Я последовал за капитаном Немо. В глубине столовой открылась двойная дверь, и мы вошли в другую большую комнату. Это была библиотека. В высоких шкафах из черного палисандрового дерева на широких полках стояли ряды книг в одинаковых переплетах. Посередине стоял огромный стол, заваленный журналами, между ними я заметил несколько старых газет. Электрический свет падал с лепного потолка из четырех шаров матового стекла, заливая яркими лучами весь гармоничный ансамбль. Я с изумлением рассматривал великолепную комнату и просто не верил своим глазам.

— Капитан Немо, — сказал я своему хозяину, расположившемуся на диване, — вот библиотека так библиотека! Она сделала бы честь любому дворцу на материке. Я не могу опомниться от удивления! И эта библиотека сопутствует вам в морских глубинах?

— Да, господин профессор! Где найдете вы такое уединение, такое безмолвие? — ответил мне капитан Немо. — В вашем кабинете при Парижском музее вы ведь не найдете таких условий для работы?

— Нет, капитан, не найду. Кроме того, должен сказать, что мой кабинет при нашем музее очень беден в сравнении с вашим. У вас ведь здесь шесть или семь тысяч томов…

— Двенадцать тысяч, господин Аронакс. Книги — это единственные узы, еще связывающие меня с землей. Мир перестал для меня существовать в тот день, когда мой «Наутилус» в первый раз погрузился в глубину вод. В тот день я купил в последний раз книги, журналы и газеты, и с тех пор я говорю себе, что человечество ничего нового не выдумало и ничего не написало. Книги мои я предоставляю в ваше распоряжение, прошу вас, не стесняйтесь.

В эту минуту капитан Немо открыл дверь, противоположную той, в которую мы вошли. Мы очутились в большом, великолепно освещенном салоне.

Это был прямоугольный зал длиной десять, шириной шесть и высотой пять метров. И здесь свет падал сверху, а потолок был разрисован легкими арабесками, что смягчало яркое освещение. Это был настоящий музей, и видно было, что устраивал его человек, у которого не было недостатка ни в художественном вкусе, ни в деньгах.

Десятка три картин великих мастеров, обрамленных в одинаковые рамы, висели на стенах, обтянутых великолепными обоями со строгим рисунком. Здесь были бесценные произведения живописи, которыми я восхищался в частных картинных галереях Европы и на художественных выставках.Предсказание капитана Немо начинало сбываться: я был буквально ошеломлен увиденным.

Кроме произведений искусства здесь было собрание творений природы: растения, раковины и другие дары океанской флоры и фауны. Вероятно, они были собраны самим капитаном Немо.

Посредине салона был фонтан, спадавший в громадную раковину тридакны. Подсвеченный электрическим светом, он сверкал, как алмазный сноп.

— Я понимаю, капитан, — отвечал я, — что весьма приятно прогуливаться среди таких сокровищ. Ни один из музеев Европы не обладает подобными коллекциями. Но если я ис трачу весь свой восторг, осматривая их, то что мне останется для корабля? Я вовсе не хочу проникать в ваши тайны, но признаюсь, что этот «Наутилус», его двигатели, управляющие им механизмы — все это возбуждает мое любопытство до крайней степени! Я вижу, что по стенам развешаны приборы, назначение которых мне неизвестно. Могу я спросить?..

— Господин Аронакс, — перебил меня капитан Немо, — я вам сказал, что вы свободны на моем корабле и, следовательно, ни одна часть «Наутилуса» для вас не закрыта. Вы можете осматривать судно во всех подробностях, и я с удовольствием послужу вам за чичероне.

— Я не знаю, как вас благодарить, капитан. Постараюсь не злоупотреблять вашей любезностью. Только хочу спросить, для чего предназначены эти физические приборы?

— Такие приборы есть в моей каюте, и там я буду иметь удовольствие объяснить вам их употребление. Но прежде осмотрите каюту, которая приготовлена для вас. Надо же вам знать, как вы будете жить на борту «Наутилуса».

 Такие приборы есть в моей каюте, и там я буду иметь удовольствие объяснить вам их употребление. Но прежде осмотрите каюту, которая приготовлена для вас. Надо же вам знать, как вы будете жить на борту «Наутилуса».

Я пошел вслед за капитаном. Через одну из дверей салона он вывел меня в узкий коридор; мы подошли к носу корабля, и там я увидел не каюту, а изящную комнату с кроватью, туалетным столом и другой удобной мебелью. Мне оставалось только поблагодарить любезного хозяина.

— Ваша каюта смежная с моей, — сказал он, открывая дверь, — а моя сообщается с гостиной, в которой мы только что были.

Я вошел в комнату капитана. Она тонула в полумраке и имела суровый, почти келейный вид: железная кровать, рабочий стол, несколько стульев, умывальник. Ничего лишнего, все только самое необходимое.

Капитан предложил мне стул.

— Садитесь, пожалуйста, — сказал он.

Я сел, и он начал свои объяснения.

Глава двенадцатая

Всё на электричестве

— Господин профессор, — сказал капитан, указывая на приборы, развешанные по стенам его каюты, — вот необходимые инструменты для плавания «Наутилуса». Здесь, как и в салоне, они всегда у меня перед глазами и показывают мне положение и точное направление судна в океане. Некоторые из них вам известны, например термометр для измерения температуры на «Наутилусе», барометр, который показывает давление воздуха и предсказывает перемену погоды, гигрометр, определяющий влажность атмосферы, штормгласс возвещает приближение бури, компас указывает мне путь, секстант по высоте солнца позволяет установить широту, хронометры помогают мне определить долготу, и, наконец, дневные и ночные подзорные трубы, которые я использую, когда «Наутилус» всплывает на поверхность.

— Это обыкновенные инструменты мореплавателя, — отвечал я, — и я знаю их назначение, но здесь есть другие, которые, без сомнения, соответствуют особенным требованиям «Наутилуса»: я вот вижу циферблат со стрелкой — это манометр?

— Да, это манометр, он указывает наружное давление и в то же время глубину, на которой находится мое подводное судно.

— А эти зонды?

— Это зонды-термометры, которые измеряют температуру различных слоев воды.

— А это что за инструменты? Я не знаю их назначения.

— Тут, профессор, я должен вам дать несколько объяснений, — сказал капитан Немо. — Есть могущественная, послушная сила, простая в обращении, которой принадлежит первое место на моем корабле. Все делается ею: она меня освещает, согревает, очень быстро приводит в действие машины. Эта сила — электричество!

— Я в восхищении, капитан! — сказал я. — Вы, очевидно, нашли то, что люди, без сомнения, когда-нибудь откроют, — истинно динамическую силу электричества.

— Я не знаю, откроют ли, — холодно отвечал капитан Немо. — Как бы то ни было, вы уже знаете первое применение этой драгоценной энергии. Она нас освещает равномерно и безостановочно, чего солнечный свет не может.

— Но как вы могли тайно построить это чудное судно?

— Каждая его часть получена мной из разных частей света: киль выкован в Крезо, гребной вал у «Пени и К°» в Лондоне, стальная обшивка — у Лирда в Ливерпуле, винт — у Скотта в Глазго, резервуары — у «Келя и К°» в Париже, машины — у Круппа в Пруссии, таран — в мастерских Мотала в Швеции, приборы — от братьев Харт в Нью-Йорке и т. д. И каждый из этих поставщиков получал мои заказы под различными именами.

— Но, — возразил я, — положим, что отдельные части приобретены, но надо же было их собрать и проверить?

— Я устроил свои мастерские на пустынном необитаемом островке, в открытом океане. Там с моими работниками, с моими избранными верными и отважными товарищами мы собрали «Наутилус». Когда постройка была окончена, огонь испепелил все следы нашего пребывания на острове.

— Позвольте еще вопрос, капитан!

— Извольте, профессор.

— Вы, значит, богаты?

— Богат несметно. Так богат, что мог бы без труда заплатить десять миллиардов государственного долга Франции!

Я пристально посмотрел на этого удивительного человека и подумал, не смеется ли он надо мной.

А может, говорит правду? Я решил, что время все покажет и объяснит.

Рубрика: Рабочие материалы | Комментарии к записи Для вас, 6 класс: родная литература отключены

Для вас, 6 класс: литература

Взгляните на репродукцию картины Василия Владимировича Пукиреева «Неравный брак» Что на ней изображено?

— Можно ли утверждать, что сюжет этой картины и сюжет романа «Дубровский» имеют сходства? Свое мнение докажите текстом .

— Что отражается на лице девушки, изображенной художником? Почему она похожа на Машу?

— Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?

Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, «домыслить» тот или иной вариант завершения сюжета.

ЗАДАНИЕ: ДОПИШИТЕ СВОЙ ФИНАЛ РОМАНА «ДУБРОВСКИЙ» ПО ПЛАНУ:

1. Судьба Дубровского после распада шайки.

2. Жизнь Маши в браке с Верейским

3. Встретятся ли они с Дубровским? Будут ли вместе? Как исчезнет князь Верейский?

4. Чем все закончится?

Рубрика: Рабочие материалы | Оставить комментарий

Для вас, 6 класс: русский язык

 

ВИДЕО

     Королевство  в стране сказок. 

В одном сказочном городе Волшебных слов произошла удивительная история: в семье с фамилией Чередование   рождались одни близнецы,  но шесть милых деток с созвучными именами: Гар и Гор, Зар и Зор, Клан и Клон — заставляли родителей постоянно нервничать .

       И мать, и отец и ,конечно же ,все остальные  родственники всегда их путали, не знали ,как их различать, как правильно писать их имена.

       Тогда отец малышей решил отправиться за советом в Королевство Орфографию, потому что он  очень волновался  о судьбе своих малышей. Когда он добрался до Королевства, там его встретили весёлые неугомонные пажи-орфограммы, которые   всегда готовы помочь любому , если он нуждается в  помощи, но на вопросы отца они не смогли  сразу ответить и решили его проводить  к  королеве Орфографии.

       Она  внимательно выслушала его  и с удовольствием согласилась ему помочь: она подарила заботливому отцу ударение – это был ее  самый любимый подданный , а затем внесла в список Орфограммы. Благодаря этому, все встало на свои места, и больше уже никто не путал имена Гар — Гор, Зар -Зор и Клан-Клон.

     Теперь все стали различать их в словах: заГар, но заГореть; Заря, но Зорька,Кланяться, но наКлониться.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :  КОНСПЕКТ +НАПИШИТЕ СВОЮ СКАЗКУ ПРО ОСТАЛЬНЫЕ ИЗУЧЕННЫЕ КОРНИ

Рубрика: Рабочие материалы | 3 комментария