20 мая
Литература | План анализа стихотворения (9 класс) 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения. 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор): Тропы — слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении: 1. эпитет — художественное определение; 2. сравнение – сопоставление предметов и явлений; 3. аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 4. ирония — скрытая насмешка; 5. гипербола — художественное преувеличение; 6. литота — художественное преуменьшение; 7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 8. метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); 9. перифраза — описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин); 10. паралеллизм — однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Стилистические фигуры: Б). трехсложные размеры: _ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере) |
Анализ стихотворения А. Блока
Небесное умом не измеримо, И мнилась мне Российская Венера, Она сошла на землю не впервые, |