Для вас, 9 класс

20 мая

Литература План анализа стихотворения (9 класс)
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы — слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
1. эпитет — художественное определение;
2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
3. аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
4. ирония — скрытая насмешка;
5. гипербола — художественное преувеличение;
6. литота — художественное преуменьшение;
7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
8. метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
9. перифраза — описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
10. паралеллизм — однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Стилистические фигуры:
1. повторы (рефрен);
2. риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
3. антитеза (противопоставление);
4. градация (например: светлый — бледный — едва заметный);
5. инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
6. умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
1. аллитерация — повторение одинаковых согласных;
2. ассонанс — повторение гласных;
3. анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
4. эпифора — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб;

Б). трехсложные размеры:
‘_ _ _ дактиль;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест.

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрестная;
абба — кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское «Я».
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.

Анализ стихотворения А. Блока

Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.

И мнилась мне Российская Венера,
Тяжёлою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица — спокойная мечта.

Она сошла на землю не впервые,
Но вкруг неё толпятся в первый раз
Богатыри не те, и витязи иные…
И странен блеск её глубоких глаз…

Запись опубликована в рубрике Рабочие материалы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *