Для вас, 10 класс: работаем с главной информацией текста

 Текст — это не набор бессвязных предложений — каждое предложение связано друг с другом по смыслу и грамматически. 

В тексте обязательно присутствует тема, то, о чем ведется речь и идея, она же основная мысль, то, для чего собственно и писался текст. Главная мысль — образный каркас, на котором и держится весь текст. 

Задание предполагает, что прочитав текст, вы сможете распознать из предложенных вариантов ответов те, в которых есть основная мысль.

Построение информации в тексте может быть разным, в зависимости от задач и предпочтений автора. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на экзамене способы изложения текста:

  1. Индуктивный метод — автор приводит факты, а в конце приходит к выводам, к какому-то общему положению.
  2. Дедуктивный — сначала общее положение, мысль, а потом уже факты и примеры, доказывающие эту мысль. 
  3. Метод аналогии — автор берет какой-то общеизвестный факт и сравнивает со своим примером, ради которого и затеял текст.
  4. Концентрический метод — берется главная проблема и рассматривается детально, повествование строится вокруг этой проблемы, раскрываются новые подробности.
  5. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, поэтапное рассмотрение каждого вопроса.
  6. Исторический метод, он же хронологический — изложение материала с описанием произошедшего в хронологическом порядке.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ НА ЕГЭ?

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<…> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.
  2. Компьютер не наделён творческим потенциалом, как считают многие, а является лишь удобным современным инструментом в реализации творческого замысла художника-дизайнера.
  3. Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству.
  4. Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.
  5. Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – роль компьютера в творческом процессе.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: появление компьютера дало художнику преимущества (1), за счёт массы преимуществ кажется, что машина творит сама (2), на самом деле она лишь умный инструмент в руках творческого человека (3).
  3. Нетрудно заметить, что ответы 1 и 3 противоречат содержанию текста, поэтому исключаем их.
  4. Среди оставшихся вариантов замечаем, что четвёртое предложение повторяет мысль только одного из предложений текста.
  5. Следовательно, правильные ответы 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Ответ: 25


Рассмотрим еще один вариант:

(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха — гречишным мёдом.

(2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<…> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Пчеловоды издавна умели управлять пчёлами, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения.
  2. «Дрессировка» пчёл с помощью вещества с определённым запахом, издавна известная пчеловодам, широко используется и в наши дни для увеличения количества нектара, собираемого с определённых растений.
  3. Пчёлы, которые попробовали сироп с определённым запахом, мобилизуют других пчёл на поиски нужного медоносного растения.
  4. В современном пчеловодстве широко используется так называемая дрессировка пчёл, при которой насекомых с помощью того или иного сорта мёда направляют на определённые медоносные растения.
  5. Используя вещества с определённым запахом, пчеловоды с давних пор и по настоящее время «дрессируют» пчёл, благодаря чему насекомые направляются на нужные медоносные растения, что позволяет увеличить количество нектара, собранного с определённых цветов.

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – дрессировка в пчеловодстве.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: метод дрессировки пчёл сложился в старину (1), его применяют в современное время, но с использованием сахарного сиропа (2), пчёлы, попробовав сироп, привлекают других особей к сбору нектара, тем самым увеличиваяего количество.
  1. Нетрудно заметить, что первый и третий варианты содержат мысли отдельных предложений, поэтому исключаем их.
  2. Сравнивая оставшиеся варианты, видим, что в четвёртом варианте не упоминается, что метод сложился уже в старину, а также искажается информация: пчёл «дрессируют» не с помощью мёда, а с помощью специального сиропа.
  3. Остаются только варианты 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Ответ: 25

ТЕСТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

https://onlinetestpad.com/ru/test/20292-zadanie-v-1-ege-po-russkomu-yazyku

Запись опубликована в рубрике Рабочие материалы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *