Уважаемые коллеги!
Предлагаем познакомиться со статьей «Методические проблемы формирования УУД у младших школьников», посмотреть видеофрагменты уроков и прокомментировать представленный опыт.
1. Фрагмент урока Лобанова Н.А.
2. Открытый урок с Просвещением. Урок 63. Русский язык (начальная школа)
3. Лицей №40. Пример урока с УУД в начальной школе (преподаватель Бирюкова)
Заполните поля в разделе «Добавить комментарий».
Все участники вправе свободно выразить собственное мнение, прокомментировать уже имеющиеся ответы коллег и внести свои предложения по обсуждаемой теме.
Желаем Вам плодотворной и творческой работы!
На предложенных уроках я увидела часть методических приемов формирования УУД у младших школьников ,Как теория преломляется на практике. как актуально и смело педагоги это используют . Мне понравилось.
Просмотрела видео, понравились открытые уроки. Учителя работают по формированию УУД, привлекая детей к открытию новых знаний. На уроке создается проблемная ситуация, вместе с детьми определяется цель урока, дети учатся ставить цели для себя и ищут пути ее решения. Большое внимание уделяется самопроверке, поиску и исправлению ошибок. На уроках идет обучение работе в группах, распределяя роли и обязанности, формируются общечеловеческие ценности
К открытию новых знаний привлекаем учащихся..Вместе с детьми определяем цель урока, но прежде всего, создаём проблемную ситуацию.Нужно учить детей ставить перед собой цель, а затем находить пути решения.Будут возникать ошибки, поэтому надо уделять внимание самопроверке.В работе в группах распределять обязанности и роли,формируяобщечеловеческие ценности.
На этих уроках показаны методические приёмы формирования УУД у младших школьников. Особенно мне понравился урок окружающего мира, дети работали в группах, анализировали свои действия, действия товарищей, учились оценивать свои работы и работы одноклассников, корректировали недочёты в работах, у третьеклассников на хорошем уровне сформированы познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Эта статья мне очень понравилась, потому что идёт информатизация современного общества, которая способствует постепенному увеличению объёма знаний, информаций, которыми должен владеть школьник. Особенно меня заинтересовала информация о влиянии самооценки младшего школьника на его поведение,межличностные контакты. Для меня полезны были и уроки учителей по формированию УУД. На этих уроках прослеживалась связь теории с практикой. Методику проведения таких уроков буду использовать в своей работе. Большое спасибо за интересный и полезный материал.
Сегодня УУД придаётся большое значение.Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД по следующим показателям;
— состояние здоровья детей;
— уровня развития речи;
— степень владения русским языком;
-умения слушать и слышать учителя, задавать вопросы
-стремление принимать и решать учебные задачи;
— навыки общения со сверстниками;
умения контролировать свои действия на уроке.
Спасибо за возможность посмотреть такой замечательный урок. Дети умеют работать с гаджетами. Такой урок действительно развивает таланты.
Научить детей учиться- приоритетная задача начального образования во все времена. Этот урок демонстрирует это самым ярким образом. Учитель молодец!!!
Статья «Методические проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников»выстроена очень логично, позволила освежить имеющиеся знания по этой теме, привести их ещё раз в систему. Особый интерес вызвали рекомендации по развитию УУД из собственного опыта работы учителей МОУ СОШ п.г.т. Атамановка. Возьму их себе на заметку к реализации в своей работе. Интересны фрагменты уроков. Например, фрагмент формирования целеполагания на уроке математики в 1 классе.Очень подробный план урока русского языка по теме «Глагол». Всё предоставлено от темы, типа урока, цели, задач, формируемых УУД, технологий до подробнейшего плана-конспекта урока. Чувствуется титанический труд учителя по подбору материала к уроку и построению его в нужном современном контексте. Очень понравился раздел систематизации и обобщения изученного с использованием графика. Замечательно, что тут же представлены и критерии оценивания. Интересно оценивание активности каждого ученика в конце урока с помощью мишени. Полезны и необходимы в работе будут и материалы приложений по формированию адекватного самооценивания в начальной школе и памятка «Как спроектировать урок?». Спасибо авторам за возможность рассмотреть их опыт по теме.
Анализируя проблему формирования познавательных УУД младших школьников, нельзя не выделить ряд проблем: проблема практического внедрения знаний в работу школы. Отсутствуют конкретные механизмы работы по решению данной проблемы, теоретические разработки несколько устарели в связи с меняющейся ситуацией в современном образовании, отсутствие исследований по подтверждению эффективности программ работы педагога-психолога, а также отсутствие во многих образовательных учреждениях (например, в малокомплектных школах) должности психолога, который будет осуществлять сопровождение обучающихся. Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников является на данный момент важной психолого-педагогической проблемой, требующей решения.
Я считаю, что приоритетной целью школьного образования, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания.
Учитель включает детей в открытие новых знаний. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Учитель учит детей оценивать работу .
1. На мой взгляд, открытый урок по русскому языку прошел очень интересно. Дети были в постоянном поиске, работали активно. Жаль, что не все школы оснащены электронными учебниками.
2. Урок окружающего мира мне понравился тем, как организована проверка домашнего задания. Дети создали интересные проекты и защитили их в выступлении.
Мне очень понравился фрагмент урока студентки МГПУ Яны Александровны с использованием ЭФУ. Это уроки будущего. Хочется работать в таких условиях! На протяжении всего фрагмента урока были использован метапредметный подход. Дети используют навыки самоконтроля, работают самостоятельно и в группе. На уроке прекрасно представлена коммуникативная составляющая, дети сотрудничают с учителем на всех этапах. Замечательно была проведена актуализация знаний. В сфере регулятивных УУД дети овладели всеми типами учебной деятельности. Структура урока соответствует требованиям ФГОС. Студентка работала над формированием познавательных УУД (работа с учебником, проводили анализ, сравнение, искали информацию). Понравилась интеграция рус.яз и окр мира.
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. А вот применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Открытый урок с Просвещением. Урок 63. Русский язык (начальная школа) нам мой взгляд интересный.Но дети очень быстро отвечаю практически не думаю.Я так как понимаю что они подготавливались к этому уроку.
Лицей №40. Пример урока с УУД в начальной школе (преподаватель Бирюкова) урок в полне интересный но нужно тему было поставить детям.Чтоб они сами сформулировали и поставили задачи.
Мне очень понравился урок с использованием планшета. Дети работают с интересом.
Задача самостоятельного приобретения знаний в информационном обществе всегда была важной, а сейчас она более актуальна, чем когда- либо.
Только мобильный человек, обладающий универсальными учебными действиями способен быть востребованным в современном мире. Формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников является одним из нововведений в образовательную среду школьной программы. Главной идеей федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является выражение результатов общего образования не только в предметном формате, но и в наличии универсальных (надпредметных) умений.
Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности и в приобретении социального опыта. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Приоритетной целью школьного образования становится формирование «умения учиться».
Учёные выделяют несколько групп универсальных учебных действий:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4) познавательные.
Что такое познавательные учебные действия? Это, прежде всего, умение осознавать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, другой дополнительной литературе. Это умение проводить логические операции в познании.
^ Регулятивные универсальные учебные действия направлены на формирование целевых установок учебной деятельности : отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Особенностью коммуникативных универсальных действий является партнёрство, сотрудничество, взаимоподдержка, управление своим поведением и поведением партнёра.
^ Личностные УУД: это прежде всего мотивация, самоопределение. Принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на формирование личности обучающихся. Современному учителю необходимо видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие.
Перед учительством встаёт задача: формирование не только предметных теоретических знаний, но и ключевых деятельностных компетенций учащихся. Наша школа эту задачу решает через УМК «Перспектива».
Основой в планировании формирования УУД явилась стартовая диагностика первоклассников, где ярко была представлена картина подготовленности детей к школе. Из 75 первоклассников 47% показали низкий результат познавательных УУД (классификация) и 34% — знаково-символическое моделирование. Низкими результатами остаются УУД и на конец первого класса.
Важным условием успешного формирования УУД учащихся начальной
школы является развитие самооценки. Младший школьный возраст – это период
осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих
отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для
дифференцированной, адекватной самооценки.
У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный
результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие
умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их
выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом,
позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их
появления.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка –
рефлексивной и прогностической.
Важным условием успешного формирования УУД учащихся начальной
школы является развитие самооценки. Младший школьный возраст – это период
осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих
отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для
дифференцированной, адекватной самооценки.
У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный
результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие
умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их
выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом,
позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их
появления.
С введением ФГОС урок стал интересным для ученика и для учителя. Формирование УУД развивает творческий потенциал ученика, готовит его к дальнейшей жизни, т. к. учит ставить перед собой цель, искать пути решения, а также работать в команде. Конечно учителю сегодня сложнее приготовиться к уроку, но зато как приятно слышать своих учеников, видеть их работы.
Очень понравился урок Бирюковой. Прослеживается УУД учащихся. Учитель работает в системе, дети отвечают грамотно, не скованны.
Уроки понравились. Дети активны, умеют работать в сотрудничестве .На уроке формируются УУД на всех этапах. На уроке окружающего мира превышено время работы с интерактивной доской?
Посмотрев урок 63, хочется сказать: девушка-студентка молодец!! При таком количестве человек в аудитории не растерялась, не сбилась с мысли ни разу. Голос спокойный. Интересные задания, с которыми ребята с удовольствием справлялись. Родители коммуникабельные, начитанные.Ещё плюс то, что так оснащён кабине.
Лицей №40. Пример урока с УУД в начальной школе (преподаватель Бирюкова
Очень понравились домашние работы детей. Все подошли к работам творчески. Дети, представляющие работы, свободно держутся у доски, чувствуют себя уверенно, чувствуется, что такие творческие задания в данном классе дети выполняют часто.
Хорошо организована взаимооценка.
Урок русского языка с Просвещением.
Я поддерживаю инновации в образовании, но не поняла цель ЭФУ на уроке. Почти все задания дублировались с бумажного. Достаточно было использовать планшет только при работе с текстом из окружающего мира. И не в ущерб здоровья детей.
Видимо при подготовке к уроку больше думали о рекламе своего продукта.
На предложенных уроках я увидела часть методических приемов формирования УУД у младших школьников. На всех предложенных уроках учитель и ученик общаются с позиции сотрудничества, ученики строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
На уроке русского языка студентки Кочетковой видна работа по планированию собственной деятельности, по построению алгоритма деятельности, прогнозированию результатов. Дети используют навыки самоконтроля, работают самостоятельно и в группе. На уроке окружающего мира учителя Бирюковой виден результат работы со словарями и справочниками. дети показали умение представлять материал в разных формах.
На уроках наблюдали работу с разными источниками информации, умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Ученики продемонстрировали умение обобщать и классифицировать по различным признакам. На всех уроках ученики осуществляли самооценку, взаимооценку выполненных работ.
Статья «Методические проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников» актуальна и интересна.Приложения к статье очень полезны для использования в профессиональной деятельности. Обязательно предложим учителям своей школы познакомиться со статьёй и фрагментами уроков.
Прочитав данную статью , стали понятны мне дальнейшие пути реализации деятельности учителя, проблемы формирования УУД у младших школьников. Для себя я подчеркнула важную информацию, буду совершенствовать свою профессиональную деятельность.
Данная статья разъясняет проблемы формирования УУД младших школьников. Важно осознавать, что в процессе учения младший школьник должен не только получить знания, но и ‘научиться уситься’.
Огромное спасибо авторам актуальной статьи «Методические проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников», в котором очень чётко разъясняются проблемы формирования УУД младших школьников.Даны полезные рекомендации , фрагменты уроков, различные приёмы для формирования адекватного самооценивания , действия учителей, позволяющие сформировать УУД на разных этапах урока.Это очень важно нам учителям практикам .Обществом востребована личность, готовая к активному участию в жизни общества не только как потребителя, транслятора, но и как созидателя культурных ценностей. Отсюда следует, что в содержании образования должны быть определены не только предметные знания, но и универсальные умения. В начальной школе это умение ставить учебные цели, находить и использовать способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; сформированность умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность; готовность и присвоенную способность к личностной самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, успешному усвоению знаний, умений и навыков и компетентностей в различных предметных областях. Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, а нам педагогам вооружиться методическими приемами формирования универсальных учебных действий у младшего школьника.Всё в наших руках!
Эржэна Дашибалова
На предложенных уроках универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование).
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, из словаря Ожегова и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по теме «Водоёмы инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения, ребусы, кроссворды, загадки ); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроках проведена рефлексия учебной деятельности,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.
Спасибо большое учителям за интересные фрагменты уроков.
Эржэна Дашибалова