Методические проблемы формирования УУД у младших школьников

Уважаемые коллеги!

Предлагаем  познакомиться со статьей «Методические проблемы формирования УУД у младших школьников», посмотреть видеофрагменты уроков и прокомментировать представленный опыт. 

1. Фрагмент урока Лобанова Н.А.
2. Открытый урок с Просвещением. Урок 63. Русский язык (начальная школа)
3. Лицей №40. Пример урока с УУД в начальной школе (преподаватель Бирюкова)

ссылка для скачивания

Заполните поля в разделе «Добавить комментарий».

Все участники вправе свободно выразить собственное мнение, прокомментировать уже имеющиеся ответы коллег и внести свои предложения по обсуждаемой теме.

Желаем Вам плодотворной и творческой работы!

30 комментариев на «Методические проблемы формирования УУД у младших школьников»

  1. Оксана говорит:

    На предложенных уроках я увидела часть методических приемов формирования УУД у младших школьников ,Как теория преломляется на практике. как актуально и смело педагоги это используют . Мне понравилось.

  2. Просмотрела видео, понравились открытые уроки. Учителя работают по формированию УУД, привлекая детей к открытию новых знаний. На уроке создается проблемная ситуация, вместе с детьми определяется цель урока, дети учатся ставить цели для себя и ищут пути ее решения. Большое внимание уделяется самопроверке, поиску и исправлению ошибок. На уроках идет обучение работе в группах, распределяя роли и обязанности, формируются общечеловеческие ценности

  3. Васенина Ирина говорит:

    К открытию новых знаний привлекаем учащихся..Вместе с детьми определяем цель урока, но прежде всего, создаём проблемную ситуацию.Нужно учить детей ставить перед собой цель, а затем находить пути решения.Будут возникать ошибки, поэтому надо уделять внимание самопроверке.В работе в группах распределять обязанности и роли,формируяобщечеловеческие ценности.

  4. Наталья говорит:

    На этих уроках показаны методические приёмы формирования УУД у младших школьников. Особенно мне понравился урок окружающего мира, дети работали в группах, анализировали свои действия, действия товарищей, учились оценивать свои работы и работы одноклассников, корректировали недочёты в работах, у третьеклассников на хорошем уровне сформированы познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

  5. Елена Шпакова говорит:

    Эта статья мне очень понравилась, потому что идёт информатизация современного общества, которая способствует постепенному увеличению объёма знаний, информаций, которыми должен владеть школьник. Особенно меня заинтересовала информация о влиянии самооценки младшего школьника на его поведение,межличностные контакты. Для меня полезны были и уроки учителей по формированию УУД. На этих уроках прослеживалась связь теории с практикой. Методику проведения таких уроков буду использовать в своей работе. Большое спасибо за интересный и полезный материал.

  6. Васенина Ирина говорит:

    Сегодня УУД придаётся большое значение.Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД по следующим показателям;
    — состояние здоровья детей;
    — уровня развития речи;
    — степень владения русским языком;
    -умения слушать и слышать учителя, задавать вопросы
    -стремление принимать и решать учебные задачи;
    — навыки общения со сверстниками;
    умения контролировать свои действия на уроке.

  7. Спасибо за возможность посмотреть такой замечательный урок. Дети умеют работать с гаджетами. Такой урок действительно развивает таланты.

  8. Шадрина Галина говорит:

    Научить детей учиться- приоритетная задача начального образования во все времена. Этот урок демонстрирует это самым ярким образом. Учитель молодец!!!

  9. Белоглазова Т.А. говорит:

    Статья «Методические проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников»выстроена очень логично, позволила освежить имеющиеся знания по этой теме, привести их ещё раз в систему. Особый интерес вызвали рекомендации по развитию УУД из собственного опыта работы учителей МОУ СОШ п.г.т. Атамановка. Возьму их себе на заметку к реализации в своей работе. Интересны фрагменты уроков. Например, фрагмент формирования целеполагания на уроке математики в 1 классе.Очень подробный план урока русского языка по теме «Глагол». Всё предоставлено от темы, типа урока, цели, задач, формируемых УУД, технологий до подробнейшего плана-конспекта урока. Чувствуется титанический труд учителя по подбору материала к уроку и построению его в нужном современном контексте. Очень понравился раздел систематизации и обобщения изученного с использованием графика. Замечательно, что тут же представлены и критерии оценивания. Интересно оценивание активности каждого ученика в конце урока с помощью мишени. Полезны и необходимы в работе будут и материалы приложений по формированию адекватного самооценивания в начальной школе и памятка «Как спроектировать урок?». Спасибо авторам за возможность рассмотреть их опыт по теме.

  10. Наталья Михайловна Флидержинская говорит:

    Анализируя проблему формирования познавательных УУД младших школьников, нельзя не выделить ряд проблем: проблема практического внедрения знаний в работу школы. Отсутствуют конкретные механизмы работы по решению данной проблемы, теоретические разработки несколько устарели в связи с меняющейся ситуацией в современном образовании, отсутствие исследований по подтверждению эффективности программ работы педагога-психолога, а также отсутствие во многих образовательных учреждениях (например, в малокомплектных школах) должности психолога, который будет осуществлять сопровождение обучающихся. Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников является на данный момент важной психолого-педагогической проблемой, требующей решения.

  11. Я считаю, что приоритетной целью школьного образования, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
    Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
    Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
    Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
    Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания.
    Учитель включает детей в открытие новых знаний. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
    Учитель учит детей оценивать работу .

  12. Людмила Жигулина говорит:

    1. На мой взгляд, открытый урок по русскому языку прошел очень интересно. Дети были в постоянном поиске, работали активно. Жаль, что не все школы оснащены электронными учебниками.
    2. Урок окружающего мира мне понравился тем, как организована проверка домашнего задания. Дети создали интересные проекты и защитили их в выступлении.

  13. Светлана говорит:

    Мне очень понравился фрагмент урока студентки МГПУ Яны Александровны с использованием ЭФУ. Это уроки будущего. Хочется работать в таких условиях! На протяжении всего фрагмента урока были использован метапредметный подход. Дети используют навыки самоконтроля, работают самостоятельно и в группе. На уроке прекрасно представлена коммуникативная составляющая, дети сотрудничают с учителем на всех этапах. Замечательно была проведена актуализация знаний. В сфере регулятивных УУД дети овладели всеми типами учебной деятельности. Структура урока соответствует требованиям ФГОС. Студентка работала над формированием познавательных УУД (работа с учебником, проводили анализ, сравнение, искали информацию). Понравилась интеграция рус.яз и окр мира.

  14. Ирина говорит:

    Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. А вот применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

  15. Дарья говорит:

    Открытый урок с Просвещением. Урок 63. Русский язык (начальная школа) нам мой взгляд интересный.Но дети очень быстро отвечаю практически не думаю.Я так как понимаю что они подготавливались к этому уроку.
    Лицей №40. Пример урока с УУД в начальной школе (преподаватель Бирюкова) урок в полне интересный но нужно тему было поставить детям.Чтоб они сами сформулировали и поставили задачи.

  16. Анна говорит:

    Мне очень понравился урок с использованием планшета. Дети работают с интересом.

  17. Задача самостоятельного приобретения знаний в информационном обществе всегда была важной, а сейчас она более актуальна, чем когда- либо.

    Только мобильный человек, обладающий универсальными учебными действиями способен быть востребованным в современном мире. Формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников является одним из нововведений в образовательную среду школьной программы. Главной идеей федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является выражение результатов общего образования не только в предметном формате, но и в наличии универсальных (надпредметных) умений.

    Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности и в приобретении социального опыта. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Приоритетной целью школьного образования становится формирование «умения учиться».

    Учёные выделяют несколько групп универсальных учебных действий:

    1) личностные;

    2) регулятивные;

    3) коммуникативные действия;

    4) познавательные.

    Что такое познавательные учебные действия? Это, прежде всего, умение осознавать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, другой дополнительной литературе. Это умение проводить логические операции в познании.

    ^ Регулятивные универсальные учебные действия направлены на формирование целевых установок учебной деятельности : отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

    Особенностью коммуникативных универсальных действий является партнёрство, сотрудничество, взаимоподдержка, управление своим поведением и поведением партнёра.

    ^ Личностные УУД: это прежде всего мотивация, самоопределение. Принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на формирование личности обучающихся. Современному учителю необходимо видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие.

    Перед учительством встаёт задача: формирование не только предметных теоретических знаний, но и ключевых деятельностных компетенций учащихся. Наша школа эту задачу решает через УМК «Перспектива».

    Основой в планировании формирования УУД явилась стартовая диагностика первоклассников, где ярко была представлена картина подготовленности детей к школе. Из 75 первоклассников 47% показали низкий результат познавательных УУД (классификация) и 34% — знаково-символическое моделирование. Низкими результатами остаются УУД и на конец первого класса.

  18. Ольга говорит:

    Важным условием успешного формирования УУД учащихся начальной
    школы является развитие самооценки. Младший школьный возраст – это период
    осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих
    отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для
    дифференцированной, адекватной самооценки.
    У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный
    результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие
    умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их
    выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом,
    позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их
    появления.
    Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка –
    рефлексивной и прогностической.

  19. Ольга говорит:

    Важным условием успешного формирования УУД учащихся начальной
    школы является развитие самооценки. Младший школьный возраст – это период
    осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих
    отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для
    дифференцированной, адекватной самооценки.
    У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный
    результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие
    умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их
    выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом,
    позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их
    появления.

  20. Зоя говорит:

    С введением ФГОС урок стал интересным для ученика и для учителя. Формирование УУД развивает творческий потенциал ученика, готовит его к дальнейшей жизни, т. к. учит ставить перед собой цель, искать пути решения, а также работать в команде. Конечно учителю сегодня сложнее приготовиться к уроку, но зато как приятно слышать своих учеников, видеть их работы.

  21. Зоя говорит:

    Очень понравился урок Бирюковой. Прослеживается УУД учащихся. Учитель работает в системе, дети отвечают грамотно, не скованны.

  22. Екатерина говорит:

    Уроки понравились. Дети активны, умеют работать в сотрудничестве .На уроке формируются УУД на всех этапах. На уроке окружающего мира превышено время работы с интерактивной доской?

  23. Елена говорит:

    Посмотрев урок 63, хочется сказать: девушка-студентка молодец!! При таком количестве человек в аудитории не растерялась, не сбилась с мысли ни разу. Голос спокойный. Интересные задания, с которыми ребята с удовольствием справлялись. Родители коммуникабельные, начитанные.Ещё плюс то, что так оснащён кабине.

  24. Вера говорит:

    Лицей №40. Пример урока с УУД в начальной школе (преподаватель Бирюкова
    Очень понравились домашние работы детей. Все подошли к работам творчески. Дети, представляющие работы, свободно держутся у доски, чувствуют себя уверенно, чувствуется, что такие творческие задания в данном классе дети выполняют часто.
    Хорошо организована взаимооценка.
    Урок русского языка с Просвещением.
    Я поддерживаю инновации в образовании, но не поняла цель ЭФУ на уроке. Почти все задания дублировались с бумажного. Достаточно было использовать планшет только при работе с текстом из окружающего мира. И не в ущерб здоровья детей.
    Видимо при подготовке к уроку больше думали о рекламе своего продукта.

  25. Светлана говорит:

    На предложенных уроках я увидела часть методических приемов формирования УУД у младших школьников. На всех предложенных уроках учитель и ученик общаются с позиции сотрудничества, ученики строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
    На уроке русского языка студентки Кочетковой видна работа по планированию собственной деятельности, по построению алгоритма деятельности, прогнозированию результатов. Дети используют навыки самоконтроля, работают самостоятельно и в группе. На уроке окружающего мира учителя Бирюковой виден результат работы со словарями и справочниками. дети показали умение представлять материал в разных формах.
    На уроках наблюдали работу с разными источниками информации, умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Ученики продемонстрировали умение обобщать и классифицировать по различным признакам. На всех уроках ученики осуществляли самооценку, взаимооценку выполненных работ.

  26. Матафонова Зинаида Анатольевна говорит:

    Статья «Методические проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников» актуальна и интересна.Приложения к статье очень полезны для использования в профессиональной деятельности. Обязательно предложим учителям своей школы познакомиться со статьёй и фрагментами уроков.

  27. Ольга говорит:

    Прочитав данную статью , стали понятны мне дальнейшие пути реализации деятельности учителя, проблемы формирования УУД у младших школьников. Для себя я подчеркнула важную информацию, буду совершенствовать свою профессиональную деятельность.

  28. Ольга говорит:

    Данная статья разъясняет проблемы формирования УУД младших школьников. Важно осознавать, что в процессе учения младший школьник должен не только получить знания, но и ‘научиться уситься’.

  29. Эржэна говорит:

    Огромное спасибо авторам актуальной статьи «Методические проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников», в котором очень чётко разъясняются проблемы формирования УУД младших школьников.Даны полезные рекомендации , фрагменты уроков, различные приёмы для формирования адекватного самооценивания , действия учителей, позволяющие сформировать УУД на разных этапах урока.Это очень важно нам учителям практикам .Обществом востребована личность, готовая к активному участию в жизни общества не только как потребителя, транслятора, но и как созидателя культурных ценностей. Отсюда следует, что в содержании образования должны быть определены не только предметные знания, но и универсальные умения. В начальной школе это умение ставить учебные цели, находить и использовать способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; сформированность умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность; готовность и присвоенную способность к личностной самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, успешному усвоению знаний, умений и навыков и компетентностей в различных предметных областях. Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, а нам педагогам вооружиться методическими приемами формирования универсальных учебных действий у младшего школьника.Всё в наших руках!

    Эржэна Дашибалова

  30. Эржэна говорит:

    На предложенных уроках универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
    Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование).
    Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, из словаря Ожегова и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по теме «Водоёмы инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения, ребусы, кроссворды, загадки ); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
    Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
    И, конечно, коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
    На уроках проведена рефлексия учебной деятельности,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.
    Спасибо большое учителям за интересные фрагменты уроков.

    Эржэна Дашибалова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.