По словам сопредседателя Российского исторического общества, академика Александра Чубарьяна, в конкурсе принимало участие 8 линеек от 5 издательств. Итоговое решение сообщество озвучило в редакции «РГ».
— Пять линеек мы отклонили. Не возбранялось участие и отдельных авторов, которые готовы были бы представить линейки учебников — книги с 6 по 10 класс. Таких не нашлось. — рассказал Александр Чубарьян.- В экспертизе принимало участие 100 экспертов, на каждый учебник они должны были дать как минимум три рецензии.
Из тех трех линеек (все — от разных издательств: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово»), что эксперты РИО одобрили, одна линейка охватываеет только 6 — 9 классы. А вот учебник для 10 класса экспертизу РИО не прошел.
Александр Чубарьян пояснил, что чаще всего замечания по учебникам касались 10 класса. Он напомнил, что одновременно с учебниками появятся брошюры для учителей по трудным темам: «Первые пять уже готовы и в следующем месяце мы их выпустим. Всего будет около 15 брошюр».
— Мы отклонили довольно много учебников из-за того, что в них было много неточностей, — рассказал директор Росархива Андрей Артизов. — В тех книгах, что остались, нет противоречий. Это главное. Другое дело, что работы над учебниками все-равно предстоит еще много. Мы, к примеру, рассказали ученикам, что такое 37-й год. Как воспитать гражданина, которые получил столько негатива о нашей истории?
Андрей Артизов пояснил, что в новых учебниках нет полного отождествления России и СССР и нет однозначных суждений: «красные — хорошие, белые — плохие». В них уделяется много места региональной истории и есть информация о том, что существуют и иные точки зрения на тот или иной факт.
Ответственный секретарь РИО Андрей Петров считает, что надо продолжать обсуждение книг и вести апробацию учебников. «Причем, все это не будет формальным», — обещает Андрей Петров.
По его словам, сейчас перед экспертами и учителями истории стоят несколько задач: надо разработать программу для 11 класса, так как изучение основного материала заканчивается в 10-м, дать предложения по начальной школе и синхронизировать линейку учебников по всеобщей истории.
Чтобы новые учебники появились в школах как можно скорее, совместно с Минобрнауки будет разработана дорожная карта. Предполагается, что переход на новые книги займет два-три года.