19 сентября 2016 года Агинская окружная гимназия-интернат, в рамках исполнения мероприятий ФЦПРО «Развитие образования на 2016-2020 годы» по направлению 2.4 — «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений», провела стажировку для педагогов – библиотекарей Агинского района и ГО «Поселок Агинское». В стажировке приняли участие 13 педагогов, в том числе руководители ОО, специалисты МОУО Агинского района и ГО «Поселок Агинское». Работа стажировочной площадки началась с приветственного слова заместителя директора по научно-методической работе гимназии Дамдинжаповой О.М., затем участникам стажировки был представлен опыт гимназии по реализации инновационных проектов АОГИ.
В стажировке принимала участие проректор, директор ЦИТОиДО ИРО Забайкальского края Казакова Любовь Ивановна. Она ознакомила стажеров с приказом Министерства образования и науки России от 15 июня 2016г. №715 «Об утверждении Концепции развития информационно-библиотечных центров». В ходе реализации концепции российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационно-библиотечные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру.
Следующим этапом по плану стажировки была презентация информационно- библиотечного центра гимназии, которую представила слушателям педагог-библиотекарь Жамбалова Баярма Будажаповна. ИБЦ гимназии является территорией сотрудничества всех его участников, где применяется глобальная концепция bring your own device (англ. букв. принеси свое устройство), когда человек может прийти в библиотеку со своим любым гаджетом и через wi-fi имеет возможность выхода в сеть интернет.
Для освоения опыта гимназии по реализации событийного формата качества образования было организовано методическое событие «Событийный подход в реализации содержания образования. Образовательное событие как механизм создания метапредметной среды».
Для презентации возможностей мыследеятельностной педагогики в реализации событийного формата оценки качества рассмотрены конкретные примеры образовательных событий, реализованных АОГИ. Для проведения образовательного события, запланированного следующим этапом, прошло обучение экспертов, в роли которых выступали педагоги-библиотекари.
Образовательное событие трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которое переживают воспитанники при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично. В ходе образовательного события дети получают возможность применить базовые знаний к своим собственным незнаниям и рождать новые знания в активной деятельности. Знания должны применяться в ситуациях, мотивирующих на обучение, а рожденные новые знания должны быстро применяться для получения еще более новых. Образовательные события должны иметь взрывной или прорывной характер, т. е. открывать новые границы для ребенка, он должен испытывать большой эмоциональный выброс. Это открытие для ребенка, которое происходит на границе разрыва его знания и незнания. Образовательные события характеризуются многомерностью образовательного пространства: предметной составляющей, практической применяемостью, социальной направленностью и рефлексивной составляющей (рефлексия — обращение к себе). При этом важно, что событие может строиться не ради предметного содержания, а ради рефлексии и личностного приращения. Метапредметное погружение — один из форматов образовательного события. При решении метапредметной задачи специально организуется пространство учебного взаимодействия, в котором дети решают задачу посредством самостоятельного формулирования проблемы и дальнейшем составлении модели решения. Задача должна опираться на базовые знания учащихся, иметь интегральный характер и позволять по-разному интерпретировать условия, т. е. по-разному её доопределять, иными словами, иметь многовариантность ходов.
В начале мероприятия в ходе вводной беседы детьми была самостоятельно сформулирована тема образовательного события. При показе фотографии детьми были выдвинуты первичные смысловые версии по пониманию информации идущей от фотографии. Затем эти версии были обобщены в несколько групп. Эти версии с самого начала показывали разный уровень понимания детьми фотографии. Таким образом, основываясь на разный уровень понимания, дети были распределены на 3 группы:
· Дети, выдвигающие первичные буквальные смысловые версии
· Дети, выдвигающие частично-обобщенные смысловые версии
· Дети, выдвигающие полно-обобщенные смысловые версии
Для каждой из групп были подготовлены задания, выполнив которые дети достигают понимания информации несущей фотографией. После того как дети выполнили задания в группе была создана ситуация конфликта разных точек зрения, когда выступают разные группы и защищают свои версии. Свободное обсуждение, выяснение условий и предпосылок той или иной версии приводит к углублению понимания, вызывает у детей потребность проверить свою смысловую версию текстом, аргументировать ее и доказать ее правомерность своим собеседникам, в противном же случае отказаться от неверной версии. В процессе дискуссии мы наблюдаем как тот или иной учащийся совершает переход из группы непонимающих в более продвинутую группу. После того как детьми были выяснены все обстоятельства касающиеся данной фотографии была дана краткая обобщающаяся информационная справка. Затем учащиеся самостоятельно делают выводы.
Следующим этапом является закрепление освоенной технологии понимания. Детям дается тоже задание – что вы можете сказать об этой фотографии. Теперь у детей возникает потребность в получении дополнительной информации, они понимают, что фотография несет какую-то информацию. На это дается уже немного времени за которую дети, уже самостоятельно выдвинув версии, ищут информацию, подтверждающую их версию или же если информация не подтверждается, выдвигают другую версию и так, пока задача не будет решена. Также проводится рефлексивная остановка и краткая информационная справка, обобщающая их версии. Показывая видеоролик про начало возникновения олимпиады, педагог-библиотекарь ставила перед собой цель, показать детям для чего вообще была организована олимпиада. Сама идея олимпийских игр возникла для того, чтобы прекратились военные действия, которые шли в ту эпоху, делается обобщенный вывод о том, что в спорте не должно быть никаких различий по расовым, социальным и другим признакам. Люди разных национальностей, разных социальных сословий разных временных отрезков продолжают говорить нам, что спорт это дружба, что спорт это мир. И на этой же фотографии, где команда участников параолимпийских игр из Беларусии вынесли флаг России говорится о единстве народов, о толерантности.
Затем дети перешли непосредственно к обсуждению самого понятия селфи, когда дети бездумно фотографируют себя, своих друзей, все, что их окружает в бесчисленном количестве и вылаживают в интернет. Хотелось бы, чтобы дети после этого мероприятия более внимательно относились к фотографированию. Понимали, что это все-таки больше является искусством. И фотография является источником информации. И какую же информацию несет его фотография для окружающих.
Следующим этапом стажировки было сценирование образовательного события, которое было организовано после рефлексивной остановки по образовательному событию. Во время групповой работы были выдвинуты различные формы проведения образовательных событий.
В завершение стажировочной площадки проведена рефлексия всей работы базовой опорной площадки. Анкетирование, анализ, собеседование свидетельствуют о том, что цели и задачи деятельности БОП реализованы. Особо подчёркнуто, что все мероприятия, реализованные в рамках работы БОП, имеют уникальный индивидуальный стиль, а средства и методы, продемонстрированные педагогами гимназии, найдут применение в практической работе участников семинара.
Занятия во время стажировочной площадки во многом прояснили характер новых образовательных технологий согласно требованиям ФГОС. Программа стажировки была насыщенная, плодотворная. Стажировка носила деятельностный характер, что позволит его участникам в дальнейшей своей работе применить полученные знания на практике.
Аналитическая группа АОГИ