20 сентября 2016 г. на базе МОУ «Могойтуйская СОШ №2 имени Ю.Б.Шагдарова» в поселке Могойтуй Могойтуйского района проведена стажировка в рамках реализации мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 годы по направлению 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений». В работе стажировочной площадки приняли участие 24 педагогических работника из трех районов Забайкальского края: Оловяннинского, Агинского и Могойтуйского районов, среди которых 22 педагога-библиотекаря и 2 методиста с районных методических кабинетов.
Рабочая программа «Школьный информационно-библиотечный центр как ресурс развития цифровой школы» включала в себя два модуля: «Презентация цифровой школы и школьного информационно-библиотечного центра», «Облачные технологии в образовании».
Стажировка началась с приветственного слова директора школы Л.Б.Шагдаровой. Она познакомила гостей с историей становления и развития школы, затронула ключевые факторы и предпосылки внедрения школы нового формата – модели «Цифровая школа». Далее была организована экскурсия по школе для ознакомления с условиями, ресурсной базой и режимом работы. Стажеры посетили основные цифровые зоны школы: Школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ), Открытая библиотека, Стена Славы, Медиацентр, Смарт-центр, конференц-зал, несколько предметных кабинетов и школьный музей. Стажеров, как работников библиотек, особенно впечатлил музей с его богатой и интересной историей, редкими музейными экспонатами: журналами, газетами, листовками дореволюционной России и советских времен, аттестатом об образовании 19 века, документами, отражающие великие поворотные моменты в истории страны и региона, редкими старинными книгами. Гостями отмечена как интересная находка и действенный подход по привлечению школьников к чтению — информационная зона «Открытая библиотека». Интерес вызвала и современная инфозона – информационный киоск, предоставляющий актуальную информацию по школе на интерактивном экране: расписание уроков, факультативов и секций, регламент звонков, расписание работы и меню школьной столовой, различные объявления и памятки.
Стажировочные занятия проводились в двух кабинетах: лекции — в школьном информационно-библиотечном центре, а мастер-классы и практические занятия в подразделении библиотеки – медиацентре. На первой лекции заведующая ШИБЦ Бальжима Дашибалбаровна Дамдинова рассказала о Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, нормативной базе ШИБЦ, требованиях новых федеральных государственных стандартов к условиям и ресурсному обеспечению школьных библиотек. Деятельность своего информационно-библиотечного центра библиотекарь раскрыла с четырех позиций: расширение фонда, изменение инфраструктуры, информационная культура читателя, внеурочная деятельность. Следующее занятие провела заместитель директора по научно-методической работе Ж.Б.Батодалаева. Лекция была посвящена информационно-образовательной среде школе, техническому оснащению школы, ее инфраструктуре иинформационным ресурсам цифрового формата. Второй модуль программы организовали учителя информатики школы. Учителем информатики высшей категории И.П.Лопаткиным была прочитана лекция «Облачные технологии в образовании», подробно представлены различные облачные сервисы хранения данных. На практических занятиях стажерам была поставлена задача – познакомиться с сервисами Google и создать совместный документ — проект «Путеводитель по Забайкальскому краю». Для работы стажерам был предоставлен медиацентр, оснащенный 12 персональными компьютерами и оргтехникой. Был организован мастер-класс по созданию совместного документа в сервисе ДокументыGoogle. Продуктом занятия стал совместный документ «Календарь знаменательных литературных дат 2016 года». Адрес документа: https://docs.google.com/document/d/1LR2s85SgZh6GjYL6JRgbD_TVhqO8VUzn1nbuXG73X3Y/edit?usp=sharing. Также стажеры под руководством учителя информатики высшей категории Б.Б.Дамдинжапова опробовали сервис ФормыGoogle, позволяющий создавать опросы и анкеты в режиме онлайн. Для более продуктивной работы стажерам было предложено создать свои Google–аккаунты, и это было успешно выполнено. Из 24 стажеров только двое уже имели опыт работы с сервисами Google. Проектная деятельность была организована в сервисе Презентации Google с поиском информации в сети Интернет. Адрес презентации: https://docs.google.com/presentation/d/1hpzkIY3Pz-Mw22qHXNeJUu3dyrb27Cn6FTuk-JnQwxk/edit?usp=sharing. Разработанный совместный продукт в дальнейшем можно пополнять, изменять, скачивать для локального использования.
По окончании стажировки проведен круглый стол и опрос стажеров, который позволяет сделать вывод о том, что цели и задачи стажировки достигнуты. Все материалы стажировки были скомпонованы в кейс и также через облачные технологии распространены среди стажеров.
По мнению стажеров:
- программа стажировки была очень насыщенной, мы плодотворно поработали;
- получили полезный опыт по организации информационно-библиотечного центра;
- стажировка удалась, программа выполнена полностью, хочется отметить высокий профессиональный уровень организаторов стажировки;
- стажировочные занятия интересны по содержанию, особенно проектная деятельность;
- данная стажировка позволила увидеть новые информационные технологии в действии, позволила сделать первые небольшие шаги в их освоении;
- школа хорошо оснащена, и она действительно работает как цифровая школа;
- стажировка была очень полезной и нужной, буду применять в своей деятельности.
Анализ итоговых анкет показал высокую степень удовлетворенности стажеров программой стажировки и актуальность рассмотренных вопросов.
В некоторых комментариях к итоговым анкетам было указано о сложностях или невозможности применения данных методов ввиду отсутствия или плохой скорости Интернета в библиотеке, отсутствия персонального компьютера. Проблемы несоответствия условий своих библиотек требованиям новых стандартов и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров также поднимались стажерами на итоговом круглом столе. Но все стажеры были единодушны во мнении, что изменения нужно начинать с себя, с повышения своей ИКТ-компетентности.
Итоги стажировки: все стажеры справились со стажировочным заданием, стажировка прошла успешно, опыт создания школьного информационно-библиотечного центра МОУ «МСОШ №2 им. Ю.Б.Шагдарова» интересен, нужен и готов к распространению.
Аналитическая группа МОУ «МСОШ №2 им. Ю.Б.Шагдарова»